Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы дефицита госбюджета и раскрыть пути решения.
Задачами данной курсовой являются:
1. Раскрыть понятие и функции государственного бюджета
2. Выявить принципы бюджетной системы
3. Рассмотреть причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
4. Оценить балансирование государственного бюджета

Оглавление

Введение 3

1 Государственный бюджет и его структура 5

1.1 Понятие и функции государственного бюджета 5

1.2 Принципы бюджетной системы 7

1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы 10

2 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 14

2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему. Виды бюджетного дефицита 14

2.2 Причины дефицита государственного бюджета 17

2.3 Методы преодоления дефицита государственного бюджета 21 3.Балансирование государственного бюджета 23

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

  
 

3 Балансирование  государственного бюджета 

      Центральное место в финансовой  системе  любого  государства  занимает государственный  бюджет - имеющий силу  закона  финансовый  план  государства (роспись  доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Существуют  три концепции балансирования государственного бюджета .

      Первая  концепция базируется на том, что бюджет  должен  быть  ежегодно сбалансирован.   Ежегодно балансируемый бюджет углубляет    колебания экономического цикла. Пример: экономика сталкивается с  длительным  периодом безработицы.  Доходы  населения  падают.  Налоговые  поступления  в бюджет автоматически  сокращаются.  Стремясь  непременно   сбалансировать   бюджет, правительство  должно  либо  повысить   ставки   налогов,   либо   сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух  мер.  Однако следствием всех этих мероприятий будет еще  большее  сокращение  совокупного спроса.

      Вторая  концепция базируется  на  том,   что   бюджет   должен   быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.

      Например,  наступает  инфляция,  правительство   повышает   налоги   и правительственные расходы. Возникающее на этой основе  положительное  сальдо бюджета может быть использовано  на  покрытие  долга,  возникшего  в  период спада.  Таким  образом,  правительство  проводит  позитивную  антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует  ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

      Третья  концепция связана с идеей так  называемых   функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета  - на ежегодной или на  циклической  основе  -  второстепенный.  Первоначальной целью  федеральных  финансов  является  обеспечение  неинфляционной   полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

      Вторая  и  третья  концепции  лежат  в  основе  финансовой   политики, ориентированной на бюджетный дефицит  и опирающейся  на  потенциал  денежного хозяйства страны.  Основа системы государственного   регулирования   бюджета,   составляют действия перераспределения доходов . Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов. Об этом мы  можем  судить,  скажем,  по  бюджету отдельного человека или семьи.  С помощью бюджета регулируются  социальные  программы,  обеспечение сохранности окружающей  среды,  происходит  стимуляция  научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, и др. государственные функции.

      Государство   формирует   бюджет   того,   чтобы   иметь   возможность

предоставлять  особые  блага,  общественные  товары,  которые  удовлетворяют совместные  потребности  (продукция  оборонного  характера,  инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).(2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

На основе приведенной выше информации можно  сделать следующий вывод: бюджетная  политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита федерального бюджета Центральным Банком, повышение эффективности рынка и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Ежегодно  сбалансированный бюджет является целью  и нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает  эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы, что приведет к снижению совокупного спроса.

Немаловажно отметить и необходимость осуществления  налоговой и структурной бюджетной  реформы. Главной целью совершенствования  бюджетно-налоговой политики государства  должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

В области  налоговой политики предстоит реформа  всей системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и  по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.

Таким образом, преодоление  тяжелой существующей ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. ФЗ № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 г.» от 24.11.2006 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ)

3. Арешонков В.Г «Экономика» М.: Инфра-М, 1996

4. Афанасьев М. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. – М.: ГУ         ВШЭ. – 2004. – 243с.

5. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ. – 1997. –      568с.

6. Булатов А.С. Экономика:– М.: Экономистъ, 2005. – 896 с.

7. Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2000. – 714 с.

8. Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006 - №1. С. 58-67.

9. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

10. Дробозина  Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

11. Ефимова Е. Г. Экономика для юристов: Учебник.-М.: Флинта, 1999 г

12. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2001. – 640с.

13. Соколинский В.М., Корольков В.Е., Экономическая теория: учебное пособие; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.

14. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник - Киров.: Издательство «АСА», 2002.

15. Сайт Министерства Финансов http://www1.minfin.ru.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения