Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы дефицита госбюджета и раскрыть пути решения.
Задачами данной курсовой являются:
1. Раскрыть понятие и функции государственного бюджета
2. Выявить принципы бюджетной системы
3. Рассмотреть причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
4. Оценить балансирование государственного бюджета

Оглавление

Введение 3

1 Государственный бюджет и его структура 5

1.1 Понятие и функции государственного бюджета 5

1.2 Принципы бюджетной системы 7

1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы 10

2 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 14

2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему. Виды бюджетного дефицита 14

2.2 Причины дефицита государственного бюджета 17

2.3 Методы преодоления дефицита государственного бюджета 21 3.Балансирование государственного бюджета 23

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

- наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

- законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов;

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней потерь в доходах  и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.(9)

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.(6) 
 

1.3. Бюджетная  классификация, доходы и расходы 

Структура бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они обусловлены  не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

      Для составления, исполнения бюджетов и  обеспечения сопоставимости показателей  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов .(2)

      Согласно  БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация  включает :

- классификацию  доходов бюджетов РФ;

- функциональную  классификацию расходов бюджетов  РФ;

- экономическую  классификации расходов бюджетов  РФ;

- классификацию  источников внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию  источников внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета;

- классификацию  видов государственных внутренних  долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований;

- классификацию  видов государственного внешнего  долга РФ и государственных  внешних активов РФ;

- ведомственную  классификацию расходов федерального бюджета. 

Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Помимо  собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней  выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные  или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).(4)

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие  расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов).

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов .(14)

Законодательством РФ установлены предельные размеры  дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). 
 
 
 
 
 
 

2 Причины  дефицита государственного бюджета  и методы его преодоления 

2.1. Понятие  бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему. Виды бюджетного дефицита. 

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления  и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Характер  бюджетного сальдо – дефицит или  излишек – определяется состоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (на оборону, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода . Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.

    ГРАФИК  ДЕФИЦИТА И ИЗЛИШКОВ БЮДЖЕТА

             T, G

                                            сбалансированный

                                                                        бюджет

         

                                 бюджетный Т

      дефицит  

                                                                                          G         

                                                                                                                               

      E                                    бюджетный

                                                                                                               излишек                                                                                                            

                     

                                                       QE    ВНП

       

    T – государственные расходы,

    G – налоговые поступления.

    При ВНП, равном QE , бюджет сбалансирован, при ВНП, меньшем Q , бюджет будет сводиться с дефицитом (G>T); при ВНП, большем Q , возникает излишек (G<T).

То или  иное бюджетное сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации в стране, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.

Структурный дефицит характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения  и государственных затрат и потенциальном  ВНП, соответствующем естественному  уровню безработицы. Структурный дефицит  – это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения