Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:08, курсовая работа
Целью данной работы является выявить проблемы дефицита госбюджета и раскрыть пути решения.
Задачами данной курсовой являются:
1. Раскрыть понятие и функции государственного бюджета
2. Выявить принципы бюджетной системы
3. Рассмотреть причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
4. Оценить балансирование государственного бюджета
Введение 3
1 Государственный бюджет и его структура 5
1.1 Понятие и функции государственного бюджета 5
1.2 Принципы бюджетной системы 7
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы 10
2 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 14
2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему. Виды бюджетного дефицита 14
2.2 Причины дефицита государственного бюджета 17
2.3 Методы преодоления дефицита государственного бюджета 21 3.Балансирование государственного бюджета 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
- наличие
собственных источников
- законодательное
закрепление регулирующих
- право
органов государственной
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость
компенсации за счет бюджетов
других уровней потерь в
Принцип
полноты учета бюджетных
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип
достоверности бюджета
Принцип
адресности и целевого характера
бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в
распоряжение конкретных бюджетополучателей
с обозначением направления их на
финансирование конкретных целей.(6)
1.3. Бюджетная
классификация, доходы и
Структура бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Для составления, исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов .(2)
Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает :
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную
классификацию расходов
- экономическую
классификации расходов
- классификацию
источников внутреннего
- классификацию
источников внешнего
- классификацию
видов государственных
- классификацию
видов государственного
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная
классификация в части
Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Доходы
бюджета - это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).(4)
Расходы
бюджетов в зависимости от их экономического
содержания подразделяются на текущие
расходы (обеспечение текущих
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов .(14)
Законодательством
РФ установлены предельные размеры
дефицита бюджета. Например, размер дефицита
федерального бюджета не может превышать
суммарный объем бюджетных инвестиций
и расходов на обслуживание государственного
долга РФ (государственный долг - долговые
обязательства РФ перед физическими и
юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права). Для
покрытия дефицита бюджета используются
государственные заимствования - займы,
привлекаемые от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций, по которым возникают
долговые обязательства РФ как заемщика
или гаранта погашения займов другими
заемщиками, выраженные в иностранной
(внешние) или российской валюте (внутренние
заимствования).
2 Причины
дефицита государственного
2.1. Понятие
бюджетного дефицита и теоретические
подходы к нему. Виды бюджетного дефицита.
Государственный
бюджет, как и всякий баланс, предполагает
выравнивание доходов и расходов.
Однако, как правило, при принятии
бюджета планируемые
Характер бюджетного сальдо – дефицит или излишек – определяется состоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (на оборону, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода . Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.
ГРАФИК ДЕФИЦИТА И ИЗЛИШКОВ БЮДЖЕТА
T, G
дефицит
E
QE ВНП
T – государственные расходы,
G – налоговые поступления.
При ВНП, равном QE , бюджет сбалансирован, при ВНП, меньшем QE , бюджет будет сводиться с дефицитом (G>T); при ВНП, большем QE , возникает излишек (G<T).
То или иное бюджетное сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации в стране, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.
Структурный дефицит характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП, соответствующем естественному уровню безработицы. Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.
Информация о работе Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения