Дефицит государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- определить сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, источников его финансирования;
- дать анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего государственного долга;
- рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
- проанализировать бюджетный дефицит 2008-2010 года.
- раскрыть методы устранения бюджетного дефицита.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..
1.1 Понятие государственного бюджета, его структура и принципы построения ……………………………………
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита, причины его возникновения.
1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета ……………………………
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………….
2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг. …
2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг. ……………………………………
2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ ……………………………………..
3. МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ……………….
3.1 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
3.2 Проблемы управления и регулирование бюджетным дефицитом ………
3.3.Методы устранения проблем бюджетного дефицита на опыте зарубежных стран ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

  ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..

 1.1 Понятие государственного бюджета, его структура и принципы построения ………………………………………………………………………..

1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита, причины его возникновения.

1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета …………………………………………………………………………..

2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ  В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ …………. 

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг. ………………………………………………..

2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг. ……………………………………

2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ ……………………………………..

3. МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА  ……………….

3.1 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления

3.2 Проблемы управления и регулирование бюджетным дефицитом ………

3.3.Методы  устранения проблем бюджетного дефицита на опыте зарубежных стран ……………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все  финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в  бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего, законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

       Идеального решения терминалогии «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Возникает вопрос, как соблюсти баланс федерального бюджета и какими методами урегулировать его.

     Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета цикличности (циклический дефицит), с проводимой правительством политикой позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

     Уровень инфляции, динамика валютного курса, налоговая нагрузка и бюджетный  дефицит взаимосвязаны и от этих факторов зависит также стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

     В Российской Федерации в 1998 году был принят Бюджетный Кодекс, в котором отражены основные положения о доходах бюджета, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования. По размеру бюджетного дефицита отчитывается Министерство финансов, прогнозируемый дефицит бюджета учитывается при составлении бюджета на следующий год. Для этого составляется Федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, который содержит такие характеристики бюджета как бюджетный дефицит и источники его финансирования.

     Целью данной работы является анализ государственного бюджетного дефицита, источников его финансирования как важнейших элементов финансовой системы государства, основных их характеристик.

     Объектом моей курсовой работы является государственный бюджет.

     Предметом исследования является государственная бюджетная система в теоретическом аспекте, а так же дефицит государственной бюджетной системы Российской Федерации.

     Конкретными задачами этой курсовой работы являются:

     -  определить сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, источников его финансирования;

     - дать анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего государственного долга;

     -   рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;

          -  проанализировать бюджетный дефицит 2008-2010 года;

          - раскрыть методы устранения бюджетного дефицита.

     Работа  состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложения.

     Во  введении обоснована актуальность выбора темы, определены объект, предмет, цель и соответствующие ей задачи.

     В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы государственного бюджета, его функции, структура.

     Во  второй главе, раскрыто современное  состояние государственного бюджета РФ и дальнейшие перспективы его развития.

     Для написания курсовой работы источниками  информации послужили: Бюджетный кодекс РФ, ФЗ «О государственном бюджете РФ», периодические издания, научно-методическая литература, данные из Интернета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

         Понятие государственного бюджета,  его структура и принципы построения

       История бюджета в России насчитывает  не одну сотню лет. Первые сведения о смете государственных доходов  и расходов отдельных городов относятся к 1645 году. Определенных правил для составления смет тогда не существовало. В 1722 году Камер-коллегия составила роспись государственных доходов и расходов на 1723 год. С 1802 года Министерство финансов стало ежегодно составлять подробные росписи государственных доходов и расходов, и лишь с 1811 года начинается составление ежегодных бюджетов по единообразной форме с группировкой расходов по разделам. В середине 60-х годов XIX века были введены правила составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Единая классификация доходов и расходов была введена лишь с 1891 года. [4,стр. 4].

       По  экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, которые возникают у органов государственной власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан. По материально-вещественному воплощению бюджет – это фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление. По плановой форме бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. [4,стр. 4-5].

          Бюджет относится к области финансовых отношений и выполняет две основные функции: распределительную и контрольную.

       Распределительная функция заключается в сосредоточении финансовых средств в руках государства и использовании их для финансирования различных проектов и программ, в первую очередь социальных.

       Контрольная функция позволяет выяснить, насколько  полно и своевременно финансовые средства поступают в распоряжение государства, как они распределяются,  эффективно ли используются.

     Реализация  функций государственных финансов осуществляется на основе организации  соответствующей структуры бюджетной  системы страны           [5, стр.79], [Приложение А].

       Построение  бюджета основано на определенных принципах:

       1) принцип единства. Его суть заключается в том, что все доходы и все расходы государства должны быть сосредоточены в бюджете;

       2) принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

       3) принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;

       4) принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов [14, стр. 21].

         Государственный бюджет объединяет две составляющие его части – доходную и расходную. Доходная часть показывает, какое количество денежных средств поступает для финансового обеспечения деятельности государства, какие слои общества выделяют на содержание государства больше всего доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются накопленные государством денежные средства.

     В свою очередь расходы подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие и капитальные расходы.

     Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров гражданского и военного характера) [7, стр.49].

     Капитальные затраты — это денежные средства, вложенные в основной капитал  и прирост запасов. К ним относят  капиталовложения за счет бюджета в  различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты [7, стр.51].

     В соответствии с общественным назначением  расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как  правило, выделяются группы расходов, направленные на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, внешнеэкономической деятельности, на создание резервных фондов, на расходы по обслуживанию государственного долга и прочих [Приложение Б].

       1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита, причины его возникновения

       Каждое  правительство стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной части. Такая ситуация определяется как состояние сбалансированности доход и расходов. Но зачастую это не происходит в действительности, и, как правило, расходы превышают доходы. Такое состояние бюджета называется дефицитом.

       Бюджетный  дефицит – это такое финансовое явление, при котором расходы  бюджета превышают его доходы. В современном мире, наверное, не существует такого государства, которое в тот или иной период не сталкивалось с проблемой бюджетного дефицита. Он обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством и называется структурным дефицитом. В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит         [15, с.206-207].

     Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся  у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета