Дефицит государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- определить сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, источников его финансирования;
- дать анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего государственного долга;
- рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
- проанализировать бюджетный дефицит 2008-2010 года.
- раскрыть методы устранения бюджетного дефицита.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..
1.1 Понятие государственного бюджета, его структура и принципы построения ……………………………………
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита, причины его возникновения.
1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета ……………………………
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………….
2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг. …
2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг. ……………………………………
2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ ……………………………………..
3. МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ……………….
3.1 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
3.2 Проблемы управления и регулирование бюджетным дефицитом ………
3.3.Методы устранения проблем бюджетного дефицита на опыте зарубежных стран ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого «скрытого дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны. Опыта передовых стран показывает, что нельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит [26, С. 95].

     Как показывает мировой опыт, бюджетный  дефицит является проблемой международной  и присутствует в бюджетах всех стран  с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

     В большинстве развитых стран широкое  распространение в практике государственного регулирования экономики получила теория циклического балансирования бюджета. Основы этой теории были заложены Дж. Кейнсом в 30-е гг. Именно кейнсианская теория отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Суть теории циклического балансирования бюджета состоит в том, что во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство обязано сократить налоги и увеличить расходы. Государство должно компенсировать резкое падение спроса и воспрепятствовать уменьшению государственных расходов. При этом неизбежно возникнет дефицит бюджета. В течение фазы экономического подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложения или за счет увеличения налоговых поступлений вновь заработавших предприятий. Таким образом, к концу экономического цикла бюджет становится сбалансированным. Балансирование осуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса [27, С.15].

     В большинстве стран с развитой рыночной экономикой правительство  стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях переходной экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому не случайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях переходной экономики ситуация является менее предсказуемой.

       Существование бюджетного дефицита требует постоянного  поиска путей его преодоления  и, в идеале, сбалансирования доходов и расходов бюджета. Конкретные мера государства в этом направлении могут быть разными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращения расходов бюджета.

     Сущность  государственного бюджета любой  страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства. Целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Список  использованной литературы: 
 

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (с изменениями от 30.12.2008г.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ.

  1. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"// http://www.minfin.ru/ru/ [электронный ресурс].
  2. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб.пособие – Улан-Удэ, 2004. - [электронный вариант]; 5. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие/О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.

6. Агапова Т. А., Серегина С. Ф., Макроэкономика: Учебник; М.: Дело и сервис, 2004

7. Бункина М.К., Семенов АМ. И В.А. Макроэкономика, 3-е изд.,- 2002. -512с.

8. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Назаров Е.В. Макроэкономика. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права,-М, 2003. - 267с.

9. Мысляева И. М., Государственные и муниципальные финансы; Москва, ИНФРА-М, 2007

10. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.

11.  Сенчагов В.К.  Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. М.: «Проспект» РАН,  2006.- 326 с.

12.  Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учеб. пособие по спец. "Финансы и кредит". М: БГЭУ, 2006

13. Романовский М.В., проф. О.В. Врублевская, проф. Б.М.Сабанти. Финансы.-2-е издю, перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат, 2007.- 462с.

14.  Астапов  К. Управление внешним и внутренним  государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения - 2009 . - № 2. 15. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. — М: ИНФРА-М, 2007. - 360.

16. Иванова Н.Г. Учебное пособие по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, - 2010. – 103с.

17. Александров  И.М. Бюджетная система Российской  Федерации. М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», - 2007. – 486с.

18. Бликанов, А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов//Финансы и кредит. – 2008. - №5. – с.15-17.

19. Попкова  Н.А. Управление государственным  долгом//Финансы. – 2010. - №1. – с.49.

20. Кудрин  А.Л. Федеральный бюджет - важнейший  инструмент реализации государственной политики // Финансы. - 2007. -№1. – С. 16.

21. Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. – 2010. – №8 – С. 32 – 38.

22. Акиндинова Н., Чернявский А. Время сокращать дефицит? //Новый курс, 2010, №6

23.  Бутрин Д. Бюджетных займов много не бывает.// Ъ-Online, 2011,№1

24. Вислогузов В. Бюджетный дефицит не оправдал ожиданий Минфина.// «Коммерсант», 2011, №4

25. Караваева И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита// "Финансы", 2010, N 1

26. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Восьмой научно-практической конференции (16 – 18 июня 2008 г.). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 276 с.

27. Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит//Социально-политический журнал. – 2010.- № 6.- С.15. 

                                                 Электронный ресурс

http://www.mabico.ru/lib/ - Финансово-экономическая энциклопедия / Финансовый словарь терминов

http://statistika.ru/business/ - Бизнес\Финансы – СТАТИСТИКА.ru: данные Росстат, Госкомстат и государственные службы статистики РФ

www.rg.ru -  "Российская газета" [ электронная версия]. 

15.http://www.bank-city.ru/

16.http://www.bankir.ru/

17. http://www.bcs.ru/

18.http://www.bfm.ru/

19.http://www.dcenter.ru/ 

. http://ach.gov.ru

9. http://budgetrf.ru

10. http://gks.ru

11. http://minfin.ru

12. http://politika.su

13. http://statistika.ru 
 
 

Информация о работе Дефицит государственного бюджета