Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:16, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- определить сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, источников его финансирования;
- дать анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего государственного долга;
- рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
- проанализировать бюджетный дефицит 2008-2010 года.
- раскрыть методы устранения бюджетного дефицита.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..
1.1 Понятие государственного бюджета, его структура и принципы построения ……………………………………
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита, причины его возникновения.
1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета ……………………………
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………….
2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг. …
2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг. ……………………………………
2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ ……………………………………..
3. МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ……………….
3.1 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
3.2 Проблемы управления и регулирование бюджетным дефицитом ………
3.3.Методы устранения проблем бюджетного дефицита на опыте зарубежных стран ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...
Таким
образом, бюджетный дефицит США
снизился по сравнению с 2009-м финансовым
годом. Денежные поступления в американский
федеральный бюджет в 2010 финансовом году
составили 14,9% от ВВП, расходы бюджета
- 23,8% от ВВП. [19].
2.2
Бюджетный дефицит
РФ в 2008-2010 гг.
Согласно Бюджетному кодексу России в настоящий момент дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.
Также отмечается, что кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.
Для реализации данных программных заявлений в сложившихся условиях, очевидно, требуется реформирование фискальной политики по следующим направлениям:
-
поиск дополнительных
-
реализация эффективных
Например, в 2010г. единый социальный налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая работодателями сумма будет также равняться 26 процентам. С 2011г. идет повышение ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений должна увеличиться.
Для получения дохода весь 2008 год Россия наращивала вложения в американские государственные облигации (US Treasuries). В середине 2009 года Россия сократила долю казначейских облигаций США в золотовалютных ресурсах в пользу других инструментов, включая облигации МВФ. В то время доля US Treasuries в резервах РФ составляла около 30%.
В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета.
Дефицит федерального бюджета РФ в 2010 году составил 3,9% ВВП, или 1,787 трлн. руб. 2009 бюджетный год был закрыт с куда большим дефицитом — 5,9% ВВП. Ужать дефицит на 2% ВВП Минфину в завершившемся 2010 году помогла подорожавшая нефть и заранее завышенные, и поэтому в полном объеме не исполненные, расходы.
Доходы бюджета 2010 года, по данным Минфина, составили 8,299 трлн. руб. (на 5,4% выше плана). Это почти на 1 трлн. руб. больше, чем было в 2009-м (7,336 трлн. руб.). Расходы 2010 равны 10,087 трлн. руб. (на 2,1% ниже задания). В 2009 году было потрачено на 0,4 трлн. руб. меньше — 9,662 трлн. руб. Уменьшение дефицита в сравнении с ожиданиями сложилось из следующих факторов. Рост импорта добавил к доходам 130 млрд. руб. Кроме того, цена нефти оказалась не $75 за баррель, как планировалось, а $77,5 (это еще 110 млрд. руб. доходов). Еще примерно 0,3 процентного пункта уменьшения размера дефицита дали сверхплановые поступления при администрировании налоговых и таможенных платежей [17].
0,5 процентного пункта — экономия бюджетных расходов на общую сумму 213 млрд. руб. 54 млрд. руб. из них было сэкономлено на пополнении антикризисного фонда ЕврАзЭС, 26 млрд. руб.— на обслуживании долга (заимствования были меньшими, чем изначально предполагалось).
До сентября 2010 года для формирования Резервного фонда использовались нефтегазовые доходы федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.
До
1 января 2014 года объемы средств Резервного
фонда, используемых для финансирования
дефицита федерального бюджета, утверждаются
федеральным законом о
По состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 830,51 млрд. рублей.
В марте и апреле 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда в общей сумме 519,50 млрд. рублей.
По состоянию на 1 июля 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составлял 1 226,57 млрд. рублей.
Рост социальных расходов в кризис помог поддержать потребление. Подпитанный госсредствами потребительский спрос должен стать источником роста экономики. Но рост социальных обязательств усугубляет давление на бюджет. В России за предыдущие годы накоплен Резервный фонд, который сегодня позволяет не урезать в большой степени все расходы, не останавливать национальные проекты. Поэтому решено не сокращать расходы бюджеты, а даже увеличивать их.
Россия
еще может какое-то время поддерживать
дефицит выше приемлемого уровня (по оценкам
Всемирного Банка, приемлемый уровень
— 4,1% ,норма Бюджетного кодекса в 4,7% заморожена
до 2013 г.), пока есть чем финансировать,
но потом его надо сокращать - это главная
среднесрочная задача экономической политики
России. Иначе рост текущих расходов снова
войдет в привычку, а тем временем цены
на нефть могут опять упасть.
2.3.
Прогнозы бюджетного
дефицита в РФ
3. МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов. Таким образом, в силу разных экономических причин государственный бюджет может быть дефицитным (расходы государственного бюджета превышают доходы) и профицитным (доходы государственного бюджета превышают расходы).
Дефицит и профицит бюджета представляет собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и является объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году [2, стр. 96].
Причин дефицита бюджета много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Рост бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.
Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит, под которым понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, когда государство выступает в качестве заемщиков.
Для покрытия дефицита государственного бюджета направлялись прибыль Центрального банка РФ и его кредиты под 10% годовых. Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.
Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).
На покрытие дефицита федерального бюджета РФ были использованы: поступления от операций выпуска на рынок ценных бумаг; доходы от приватизации (от продажи государственного имущества предприятий, фабрик, заводов и др.); ценные металлы и камни.
В
целях сбалансированности бюджетов
представительные органы власти могут
устанавливать предельные размеры
дефицита бюджета. В случае превышения
предельного уровня дефицита вводится
механизм секвестра расходов. Секвестр
заключается в пропорциональном
снижении государственных расходов, например
на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета
в течении оставшегося финансового года.
3.2
Проблемы управления
и регулирования бюджетным
дефицитом
3.3 Методы устранения проблем бюджетного дефицита на опыте зарубежных стран
В
западной экономической литературе
существует несколько точек зрения
по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые
экономисты полагают, что растущий
дефицит бюджета вытесняет
Другие придерживаются противоположных взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. существовала и третья точка зрения: ряд экономистов утверждал, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции.
Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса.
Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.
Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве.
Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.