Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:59, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита. Задачи работы:
1. Определить сущность бюджета и его структуры;
2. Рассмотреть причины дефицита бюджета;
3. Проанализировать возможность сбалансирования бюджета.
Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
План:
Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины
дефицита государственного
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
Введение.
Ведущую, определяющую
роль в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
В связи с
такой глобальной значимостью для
процветания любого государства
его “сбалансированного”
Однако данная
система зачастую сталкивается с
проблемами, выраженными в форме
бюджетной задолженности или
бюджетного дефицита. Его возникновение
обусловливается многими
Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой можно представить все многообразие подходов по регулированию экономики любого государства.
Тема моей работы – дефицит бюджета – на сегодняшний день сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к нему. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем.
Государственный бюджет – это объект исследования в моей курсовой работе.
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи работы:
1. Определить
сущность бюджета и его
2. Рассмотреть причины дефицита бюджета;
3. Проанализировать
возможность сбалансирования
В литературе проблема дефицита государственного бюджета освещается довольно подробно, что не удивительно. О бюджетах, бюджетном процессе, меж бюджетных отношениях пишут многое: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, как на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы.
Основной
трудностью было
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.
Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.
В ряде случаев
государство намеренно
Сниженные цены
продаж могут также служить
В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы — принудительное изъятие части доходов.
Для этих целей основным источником денежных средств у государства является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.
Бюджет является
важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой
частью государственных и
Бюджет функционирует
в рамках относительно обособленной
финансовой системы государства. Такое
обособление связано с тем, что
любое государство призвано, защищать
национальные интересы граждан. Бюджет
задает исходные параметры баланса
социальной и экономической политики,
представляет собой соотношение
целей развития общества и средств
их достижения. Конкретными формами
этого баланса являются соотношения
между накоплением и
С одной стороны,
отличительная особенность
В бюджете
отражается циклический характер развития
общества и его диалектика, когда
старое не отрицается абсолютно, а все
положительное в нем
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность
государства по формированию, рассмотрению,
утверждению, исполнению бюджета, а
также составлению и
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Если запланированные
доходы бюджета превышают расходы
бюджета, то это называется бюджетный
профицит (или профицит бюджета). Если
запланированные расходы
Государственному
бюджету, как и всей системе финансов,
присущи две функции —
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы,
межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через расходы
и налоги государственный бюджет
выступает важным инструментом распределения
(регулирования) и стимулирования экономики
и инвестиций, повышения эффективности
производства. Через бюджет оказывается
государственная поддержка
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления