Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:59, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита. Задачи работы: 
1. Определить  сущность бюджета и его структуры; 
2. Рассмотреть  причины дефицита бюджета; 
3. Проанализировать  возможность сбалансирования бюджета.
Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и  его структура.
Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие  бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины  дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список  используемой литературы.
Приложения.
К неналоговым 
доходам относятся: доходы от продаж 
и использования имущества, находящегося 
в государственной или 
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.
Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.
Наиболее 
сложная проблема в бюджетном 
устройстве – бюджетный федерализм, 
т.е. бюджетное взаимоотношение 
Механизм трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.
Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляются ежемесячно.
Трансферты выделяются только тем регионам, которые действительно « нуждаются в поддержке».
Для выравнивания 
доходов важно создать 
Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.
Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год
Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.
В бюджете текущих расходов предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений доходов в бюджет. Например, в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов детям, субсидии малоимущим на строительство и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и погашению государственного долга.
Именно такие статьи расходов, как социальные пособия, образование, здравоохранение играют самую важную роль; поэтому им отводится первое место в бюджетной политике.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулирующие экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны, новее зарубежные страны, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Поскольку уровни 
развития государственного регулирования 
экономики, его конкретные цели, национальный 
опыт программирования, доли государственной 
собственности в экономике 
В целом, расходы 
бюджета играют в государственном 
регулировании экономики 
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита.
Бюджетные 
отношения представляют собой финансовые 
отношения 
государства на федеральном, региональном 
(субъектов федерации) и 
местном уровнях с государственными, акционерными 
и иными предприятиями и организациями, 
а также населением по поводу формирования 
и использования централизованного фонда 
денежных ресурсов, для обеспечения функций 
органов государственной власти.  
Бюджет является формой образования и 
расходования денежных средств 
чение финансовых ресурсов в бюджете необходимо 
для успешной реализации финансовой политики 
государства.
 Совокупность 
всех видов бюджетов образует 
бюджетную систему 
государства. Взаимосвязь между ее отдельными 
звеньями, организацию и 
принципы построения бюджетной системы 
принято называть бюджетным 
устройством.
Федеральные, 
региональные и местные органы государственной 
власти и управления посредством бюджетных 
отношений получают в свое 
распоряжение определенную часть перераспределяемого 
национального 
дохода, которая направляется на строго 
определенные цели в зависимости 
от разграничения функций между уровнями 
управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
Бюджетная система 
призвана играть важную роль в реализации 
финансовой политики государства, цели 
которой обуславливаются его экономической 
политикой. При этом значение государственного 
финансового регулирования через бюджетную 
систему трудно переоценить, хотя нельзя 
не учитывать происходящие в настоящее 
время изменения в практике перераспределения 
финансовых ресурсов. Это перераспределение 
все в большей степени осуществляется 
через финансовый рынок исходя из их 
спроса и предложения. Поэтому роль государственного 
регулирования 
рыночных отношений должна усиливаться 
через системы: налоговую, 
финансовых санкций и льгот. До 1991 г. бюджетная 
система страны была единой. 
В последние 
годы в условиях создания Российского 
государства, 
развития рыночных отношений, многообразие 
форм собственности, усиления 
самостоятельности регионов произошли 
принципиальные изменения и в 
бюджетном устройстве. В соответствии 
с действующим законодательством 
стали самостоятельными: республиканский 
бюджет РФ (он получил название 
федерального бюджета), республиканские 
бюджеты республик в составе РФ, 
бюджеты национально государственных 
и административно территориальных образований. 
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.
Единство 
бюджетной системы в новых 
условиях реализуется через 
единую социально-экономическую политику 
и правовую базу, использование единых 
бюджетных классификаций и форм бюджетной 
документации, взаимодействие бюджетов 
всех уровней и согласование принципов 
бюджетного процесса. 
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов.4 Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются, и используется для аналитических и статистических целей.
 Федеральный 
бюджет РФ является основным 
финансовым планом государства,
Через федеральный 
бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, 
необходимые для последующего их 
перераспределения и 
долга, пополнение государственных запасов, 
резервов и др. 
Составление 
и исполнение бюджета базируется 
на бюджетной 
классификации, в которой выделяются целевые 
направления государственной деятельности, 
вытекающие из основных функций 
государства.
 
В зависимости от влияния на процесс 
расширенного воспроизводства 
бюджетные расходы делятся на текущие 
(на обеспечение текущих 
потребностей) и капитальные (на инвестиционные 
нужды и прирост 
запасов). 
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация 
должна обеспечивать возможность экономического 
анализа государственных 
Согласно 
экономической классификации все затраты 
разграничиваются в соответствии с предметной 
(экономической) структурой бюджета, т.е. 
по 
направлениям расходования (на оплату 
труда государственных служащих, 
капитальные вложения в основные фонды, 
выплату субсидий предприятиям 
и населению и т.д. 
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях 
перехода к рыночным отношениям формирование 
доходной части бюджета приобрело 
в основном налоговый характер. 
Налоговые доходы это обязательные, безвозмездные, 
безвозвратные платежи в пользу бюджета. 
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были: от приватизации внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов.
К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие 
в соответствующие бюджеты, носят 
название 
закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему 
бюджету для покрытия 
его расходов из вышестоящего бюджета 
могут перечисляться сверх 
закрепленных за ним доходов дополнительные 
средства в различных 
формах. Они получили название регулирующих 
доходов.  
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые 
средства вышестоящего бюджета, используемые 
на финансирование целевого мероприятия, 
называются субвенциями. 
Министерство финансов Российской Федерации 
как федеральный орган 
исполнительной власти и его органы на 
местах обеспечивают управление 
финансами и разработку финансовой политики 
государства. 
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления