Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:59, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита. Задачи работы:
1. Определить сущность бюджета и его структуры;
2. Рассмотреть причины дефицита бюджета;
3. Проанализировать возможность сбалансирования бюджета.
Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
К неналоговым
доходам относятся: доходы от продаж
и использования имущества, находящегося
в государственной или
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.
Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.
Наиболее
сложная проблема в бюджетном
устройстве – бюджетный федерализм,
т.е. бюджетное взаимоотношение
Механизм трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.
Трансферт – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляются ежемесячно.
Трансферты выделяются только тем регионам, которые действительно « нуждаются в поддержке».
Для выравнивания
доходов важно создать
Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.
Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год
Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике.
В бюджете текущих расходов предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений доходов в бюджет. Например, в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов детям, субсидии малоимущим на строительство и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и погашению государственного долга.
Именно такие статьи расходов, как социальные пособия, образование, здравоохранение играют самую важную роль; поэтому им отводится первое место в бюджетной политике.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулирующие экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны, новее зарубежные страны, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Поскольку уровни
развития государственного регулирования
экономики, его конкретные цели, национальный
опыт программирования, доли государственной
собственности в экономике
В целом, расходы
бюджета играют в государственном
регулировании экономики
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита.
Бюджетные
отношения представляют собой финансовые
отношения
государства на федеральном, региональном
(субъектов федерации) и
местном уровнях с государственными, акционерными
и иными предприятиями и организациями,
а также населением по поводу формирования
и использования централизованного фонда
денежных ресурсов, для обеспечения функций
органов государственной власти.
Бюджет является формой образования и
расходования денежных средств
чение финансовых ресурсов в бюджете необходимо
для успешной реализации финансовой политики
государства.
Совокупность
всех видов бюджетов образует
бюджетную систему
государства. Взаимосвязь между ее отдельными
звеньями, организацию и
принципы построения бюджетной системы
принято называть бюджетным
устройством.
Федеральные,
региональные и местные органы государственной
власти и управления посредством бюджетных
отношений получают в свое
распоряжение определенную часть перераспределяемого
национального
дохода, которая направляется на строго
определенные цели в зависимости
от разграничения функций между уровнями
управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
Бюджетная система
призвана играть важную роль в реализации
финансовой политики государства, цели
которой обуславливаются его экономической
политикой. При этом значение государственного
финансового регулирования через бюджетную
систему трудно переоценить, хотя нельзя
не учитывать происходящие в настоящее
время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение
все в большей степени осуществляется
через финансовый рынок исходя из их
спроса и предложения. Поэтому роль государственного
регулирования
рыночных отношений должна усиливаться
через системы: налоговую,
финансовых санкций и льгот. До 1991 г. бюджетная
система страны была единой.
В последние
годы в условиях создания Российского
государства,
развития рыночных отношений, многообразие
форм собственности, усиления
самостоятельности регионов произошли
принципиальные изменения и в
бюджетном устройстве. В соответствии
с действующим законодательством
стали самостоятельными: республиканский
бюджет РФ (он получил название
федерального бюджета), республиканские
бюджеты республик в составе РФ,
бюджеты национально государственных
и административно территориальных образований.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.
Единство
бюджетной системы в новых
условиях реализуется через
единую социально-экономическую политику
и правовую базу, использование единых
бюджетных классификаций и форм бюджетной
документации, взаимодействие бюджетов
всех уровней и согласование принципов
бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов.4 Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются, и используется для аналитических и статистических целей.
Федеральный
бюджет РФ является основным
финансовым планом государства,
Через федеральный
бюджет мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для последующего их
перераспределения и
долга, пополнение государственных запасов,
резервов и др.
Составление
и исполнение бюджета базируется
на бюджетной
классификации, в которой выделяются целевые
направления государственной деятельности,
вытекающие из основных функций
государства.
В зависимости от влияния на процесс
расширенного воспроизводства
бюджетные расходы делятся на текущие
(на обеспечение текущих
потребностей) и капитальные (на инвестиционные
нужды и прирост
запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация
должна обеспечивать возможность экономического
анализа государственных
Согласно
экономической классификации все затраты
разграничиваются в соответствии с предметной
(экономической) структурой бюджета, т.е.
по
направлениям расходования (на оплату
труда государственных служащих,
капитальные вложения в основные фонды,
выплату субсидий предприятиям
и населению и т.д.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях
перехода к рыночным отношениям формирование
доходной части бюджета приобрело
в основном налоговый характер.
Налоговые доходы это обязательные, безвозмездные,
безвозвратные платежи в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были: от приватизации внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов.
К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие
в соответствующие бюджеты, носят
название
закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему
бюджету для покрытия
его расходов из вышестоящего бюджета
могут перечисляться сверх
закрепленных за ним доходов дополнительные
средства в различных
формах. Они получили название регулирующих
доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые
средства вышестоящего бюджета, используемые
на финансирование целевого мероприятия,
называются субвенциями.
Министерство финансов Российской Федерации
как федеральный орган
исполнительной власти и его органы на
местах обеспечивают управление
финансами и разработку финансовой политики
государства.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления