Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:59, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита. Задачи работы:
1. Определить сущность бюджета и его структуры;
2. Рассмотреть причины дефицита бюджета;
3. Проанализировать возможность сбалансирования бюджета.
Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
Внутренними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: государственные внутренние заимствования, кредиты, полученные от кредитных организаций, поступления от продажи государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам, изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, средства Стабилизационного фонда РФ.
К внешним
источникам финансирования дефицита федерального
бюджета относятся
Дефициты бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут финансироваться только за счет внутренних источников: региональных и муниципальных займов, кредитов, полученных от кредитных организаций, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальных образований, изменения остатков средств на счетах по учету средств регионального или местного бюджета.
Использование кредитов Банка России, покупка им долговых обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления при их первичном размещении в качестве источника финансирования дефицита бюджетов бюджетным законодательством не предусматриваются.
Сбалансированность
бюджета достигается как при
составлении, так и исполнении бюджетов.
При его составлении
При исполнении
бюджета основными методами поддержания
его сбалансированности являются: установление
и доведение до бюджетополучателей
лимитов бюджетных
Заключение.
Подведем итоги курсовой работы:
Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
1. Контрольная функция.
2. Информационная функция.
3. Институционализация общественных предпочтений.
4. Регулирующая функция.
Названные функции
бюджета носят объективный
Бюджет является
одновременно и правовой, и экономической
категорией. В современных условиях
он является основным инструментом государственного
регулирования экономики, играет активную
роль в обеспечении ее стабильности
и развития. Реализация любого направления
политики государства в экономической
или социальной сфере требует
соответствующего ресурсного обеспечения.
Именно поэтому бюджет объективно необходим
каждому государству для
Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.
В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны.
Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:
Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет.
Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета:
1. Сокращение расходов.
2. Увеличение доходов.
3. Денежная эмиссия.
4. Государственные займы.
Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы. Законами о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем, не, только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб.
Список использованной литературы.
Приложения.
Приложение 1.
ЛАФФЕРА КРИВАЯ [Laffer curve] — кривая, отражающая
открытую американским экономистом
А. Лаффером (иногда — Лейфером) закономерность:
слишком высокий уровень ЛАФФЕРА КРИВАЯ показывает зависимость расширения деловой активности (и соответственно сбора налогов) от налоговой ставки (рис.1). На графике по линии абсцисс отложены уровни ставки налогообложения, на линии ординат — объем собираемых налогов (отражающий уровень деловой активности). Вопрос о Л. к. является предметом дискуссий во многих странах, в том числе в России. Некоторые экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования закономерности, выявленной Лаффером. Другие, добиваясь снижения налогов и ссылаясь на Л. к., утверждают, что тот или иной их уровень — предельный для данной страны. Впрочем, сам Лаффер ничего подобного не утверждал (хотя вопрос о снижении налогов действительно был актуален для России последних лет и, как известно, частично разрешен в ходе последней налоговой реформы). Л. к. имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий. |
Приложение 2.
Консолидированный бюджет области.
1. Областной бюджет |
2. Бюджеты городов областного подчинения, |
3. Бюджеты районов области |
2.1.Городские бюджеты |
2.2. Бюджеты городских районов |
3.1. Районные бюджеты |
3.2. Бюджеты городов районного подчинения |
3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты |
Рис.2. Структура консолидированного бюджета области
Рис. 3. Построение бюджетной системы Российской Федерации
Приложение 3.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если доходы больше расходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято также
различать фактический, структурный
и циклический дефицит
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный
дефицит – это разность межу доходами
и расходами государственного бюджета,
рассчитанная для уровня национального
дохода, соответствующего полной занятости.
Другими словами, это та разница,
которая существовала бы, если бы при
действующей системе
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления