Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита. Задачи работы:
1. Определить сущность бюджета и его структуры;
2. Рассмотреть причины дефицита бюджета;
3. Проанализировать возможность сбалансирования бюджета.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

111.docx

— 90.70 Кб (Скачать)

Внутренними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: государственные  внутренние заимствования, кредиты, полученные от кредитных организаций, поступления  от продажи государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, суммы превышения доходов над  расходами по государственным запасам  и резервам, изменение остатков средств  на счетах по учету средств федерального бюджета, средства Стабилизационного  фонда РФ.

К внешним  источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся государственные  внешние заимствования в виде государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ, кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в  иностранной валюте.

Дефициты  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов могут финансироваться  только за счет внутренних источников: региональных и муниципальных займов, кредитов, полученных от кредитных  организаций, бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальных образований, изменения остатков средств на счетах по учету средств регионального или местного бюджета.

Использование кредитов Банка России, покупка им долговых обязательств органов государственной  власти и органов местного самоуправления при их первичном размещении в  качестве источника финансирования дефицита бюджетов бюджетным законодательством не предусматриваются.

Сбалансированность  бюджета достигается как при  составлении, так и исполнении бюджетов. При его составлении применяются  следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней: лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям  бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или  муниципальных услуг, предельных объемов  финансирования, нормативов финансовых затрат; создание эффективного механизма  разграничения расходных полномочий между органами государственной  власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения  этих органов адекватными доходными  источниками; изыскание резервов роста  доходов, поступающих в бюджеты  всех уровней; совершенствование механизма  предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней; использование эффективных форм бюджетных заимствований. При формировании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при их поквартальном распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет, используют оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.

При исполнении бюджета основными методами поддержания  его сбалансированности являются: установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств; использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств; сокращение расходов бюджета при невыполнении плана  доходов; блокировка расходов при невыполнении условий, обусловивших включение их в бюджетные назначения; использование  дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов; осуществление  комплекса мер по контролю за соблюдением  налогового законодательства, а также  за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подведем  итоги курсовой работы:

Государственный бюджет – это финансовая программа  деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет  и ряд других функций. К их числу  относятся:

1. Контрольная  функция. 

2. Информационная  функция. 

3. Институционализация  общественных предпочтений.

4. Регулирующая  функция. 

Названные функции  бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических  институтов и характера государственной  экономической политики.

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической  категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления  политики государства в экономической  или социальной сфере требует  соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим  каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные  его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы  на государственное управление, оборону  и др., существовали на протяжении истории  человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

Оценка состояния  государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. В том  случае, когда расходы по размеру  равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением  расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета  над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

В целом, основными  причинами устойчивых бюджетных  дефицитов и увеличения государственного долга являются:

    • увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов;
    • циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;
    • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
    • дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
    • сокращение налогов в целях стимулирования экономики;
    • повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение;
    • увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).

Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов  госбюджетов, накопленная за все  время существования страны.

 

Экономические последствия государственного долга  можно свести к следующим четырем моментам:

    • необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
    • долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
    • увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
    • перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

 

Дефицит государственного бюджета - явление неоднозначное. Четкого  ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет.

 

Существует  несколько способов преодоления  дефицита бюджета:

1. Сокращение  расходов.

2. Увеличение  доходов. 

3. Денежная  эмиссия. 

4. Государственные  займы.

 

Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой  российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета  России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы. Законами о федеральном бюджете  России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем, не, только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Агапова Т.А, Серёгина С.Ф. «Макроэкономика».- М.:Изд.: «Дело и Сервис», 1999г. 416с.

 

  1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб.и доп.:  Под ред.  д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Юристь, 2000.-896 с.

 

 

  1. Бюджетное послание Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 году" от 12 июля 2004г.

 

 

  1. Экономическая теория. Под  ред. И.П. Николаевой. М. ЮНИТИ. 2002г.

 

  1. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие для  вузов под ред. И.П. Николаевой. М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2004г, гл.15.

 

  1. Курс экономической теории: Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2001. – 832 с

 

  1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА  – ИНФРА-М, 2001. – 456 с.

 

  1. Экономическая теория: Под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2005. – 464 с.

 

  1. Экономическая теория: Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2004. – 592 с.

 

  1. Бюджетное послание Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 году". Финансы. 2004г.

 

  1. www.minfin.ru – официальный  сайт министерства Финансов РФ

 

 

  1. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная  система Российской Федерации»

 

 

Приложения.

 

Приложение 1.

 

ЛАФФЕРА КРИВАЯ [Laffer curve] — кривая, отражающая открытую американским экономистом  А. Лаффером (иногда — Лейфером) закономерность: слишком высокий уровень налогов  может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или  подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком низкое, “вольготное” обложение может сократить поступление  средств государству до недопустимого  уровня.

ЛАФФЕРА КРИВАЯ показывает зависимость  расширения деловой активности (и  соответственно сбора налогов) от налоговой ставки (рис.1). На графике по линии абсцисс отложены уровни ставки налогообложения, на линии ординат — объем собираемых налогов (отражающий уровень деловой активности).

Вопрос о Л. к. является предметом дискуссий во многих странах, в том числе в России. Некоторые экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования закономерности, выявленной Лаффером. Другие, добиваясь снижения налогов и ссылаясь на Л. к., утверждают, что тот или иной их уровень — предельный для данной страны. Впрочем, сам Лаффер ничего подобного не утверждал (хотя вопрос о снижении налогов действительно был актуален для России последних лет и, как известно, частично разрешен в ходе последней налоговой реформы).

Л. к. имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Зависимость сбора налогов от налоговой ставки.

Приложение 2.

Консолидированный бюджет области.


 

 


 

1. Областной бюджет

 

2. Бюджеты городов областного подчинения,  
в т.ч. областного центра

 

3. Бюджеты районов области



 

2.1.Городские бюджеты

 

2.2. Бюджеты городских районов

 

3.1. Районные бюджеты

 

3.2. Бюджеты городов районного подчинения

 

3.3. Сельские, поселковые и др. бюджеты


 

 

Рис.2. Структура консолидированного бюджета  области

 

 

 

 

 

 



 

 



 



 

 


 


 

 


 

 

 

 

Рис. 3.  Построение бюджетной системы Российской Федерации

 

 

Приложение 3.

 

Расходы и  доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они  и не совпадают. Если доходы больше расходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная  ситуация, т.е. превышение доходов над  расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать  первичный и общий дефицит  государственного бюджета. Первичный  дефицит – это общий дефицит  государственного бюджета, уменьшенный  на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также  различать фактический, структурный  и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит – это отрицательная  разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит – это разность межу доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального  дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при  действующей системе налогообложения  и принятых законодательной властью  государственных расходах в экономике  существовала бы полная занятость.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления