Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита. Задачи работы:
1. Определить сущность бюджета и его структуры;
2. Рассмотреть причины дефицита бюджета;
3. Проанализировать возможность сбалансирования бюджета.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

111.docx

— 90.70 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит  превышение расходов бюджета над его доходами это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории 
неизбежно сталкивались все государства мира.

 Бесспорно,  бюджетный дефицит нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий.

Он может  быть связан с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

В мировой практике различают следующие  виды бюджетного дефицита:

    • Циклический дефицит 
    • Структурный дефицит
    • Операционный  дефицит 
    • Первичный дефицит 
    • Квазифискальный дефицит 

 

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

 

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

 

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе  и  выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд" плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты,  в конце концов, выплачиваются,  в основном, за счет льготных  кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с  государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Причины дефицита государственного  бюджета.

Пути ликвидации дефицита.

 

Оценка состояния  государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета.

В том случае, когда расходы по размеру равны  доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами  образует бюджетный излишек, который  идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал  в бюджетах государств в эпоху  свободной конкуренции, что создавало  устойчивость государственных финансов и денежного обращения.

В современных  условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

К сожалению, в отечественной экономической  науке до недавних пор превалировал сугубо отрицательный взгляд на бюджетный  дефицит; он рассматривался как крайне отрицательное свойство, присущее, якобы, лишь бюджетам западных стран. В  литературе утверждалось, что в нашей  экономике с ее планомерным развитием  бюджетный дефицит не может существовать. Отсутствие глубоких научных разработок о причинах, допустимом пределе и  социально-экономических последствиях бюджетного дефицита, сравнительно низкая общая финансовая культура привели  к тому, что прежние экономические  ведомства страны оказались неподготовленными  к управлению бюджетным дефицитом.

Основными причинами  резкого скачка бюджетного дефицита 90-х годов явились: низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей; нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам.

 

Пути  ликвидации дефицита.

 

Для устранения отрицательных последствий  бюджетного дисбаланса необходимо разработать  государственную программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей концепции  развития государственного бюджета  для государства.

При разработке программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой  опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических  для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно  допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении  источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать  к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная  потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может  покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке  государственных ценных бумаг, а  также использованием разнообразных  форм государственного кредита. Рациональное сочетание без инфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

В основе концепции  сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без  обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности  невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные  меры не применялись. Понятно, что значительная часть  этих расходов носит общегосударственный  характер, в связи, с чем сокращать  их следует очень осторожно. Тем  не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать  переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая  предполагает возможность дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные  ассигнования должны выделяться под  обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно  отказаться от составления  дефицитных бюджетов и осуществить  поэтапный  переход от дефицитных бюджетов к  бюджетному равновесию, а затем к  бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств  в бюджетный фонд страны, а с  другой способствовали сокращению государственных  расходов.

Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной  программе. Она должна предусматривать  следующие  меры:

 

  1. повышение эффективности  общественного  воспроизводства, которое  будет  способствовать росту финансовых  ресурсов - основного источника увеличения  доходов бюджета;
  2. дальнейшее развитие и укрепление  рыночных отношений, проведение  рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности,  имея в виду, что рациональное  сокращение сферы государственной  экономики позволит сократить  бюджетное финансирование;
  3. расширение круга плательщиков  должно осуществляться одновременно  с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных  отношений налоговые ставки должны  гарантировать стабильные перспективы  хозяйствования и в то же  время создавать возможность  здоровой конкуренции, стимулировать  предприятия в повышении производительности  труда, рациональном использовании  материальных и финансовых ресурсов;
  4. развитие территориально-регионального  хозрасчета. Укрепление самостоятельности  регионов позволяет пересмотреть  сферы влияния соответствующих  бюджетов федерального, субъектов РФ и местных органов власти.
  5. оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
  6. в целях изыскания дополнительных  источников финансирования социально-культурных  расходов следует рассмотреть  целесообразность и возможность  сокращения некоторых расходов  государства, в частности, на госаппарат, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
  7. обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь  важнейших социальных программ;
  8. совершенствование планирования  и развитие системы платных  услуг в непроизводственной сфере.  Здесь весьма своевременным является  переход к планированию расходов  учреждений непроизводственной  сферы по научно обоснованным  финансовым нормативам, скорректированным  с учетом возможностей бюджета   нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть  расходов в непроизводственной  сфере должна покрываться за  счет внебюджетных источников, прежде  всего, доходов от оказания  платных услуг населению;
  9. корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных  выплат отраслям реального сектора  экономики, повышение эффективности  трансфертных платежей;
  10. реформирование бюджетного процесса  в целом. Необходимо отказаться  от концепции приоритета бюджетных  расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных  доходами, отражаются в бюджете  развития и финансируются в  пределах дополнительно полученных  доходов, а также привлеченных  безинфляционных источников;
  11. составление бюджета на многовариантной  основе с целью формирования  оптимальной структуры доходов  и расходов;
  12. развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит  финансировать расходы государства  без увеличения денежной массы  в обороте;
  13. принятие мер, направленных на  привлечение в страну иностранного  капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу  несколько задач, не только  фискального, но и экономического  характера: сокращаются бюджетные  расходы, предназначенные для  финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства  товаров и услуг, появляется  новый налогоплательщик, а значит,  и увеличиваются платежи в  бюджет.

 

Вывод: Бюджетный дефицит как превышение расходов над доходами государства присущ на современном этапе практически всем государствам; в мировой практике различают несколько видов дефицита. И возникает по ряду причин, указанных выше. Для ликвидации этого экономического явления необходима разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения страны. 

 

 

 

 

 

Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности  в России.

 

Стремление  к равновесию бюджетных расходов и доходов путем сбалансированности государственного бюджета – это  сегодня одна из главных задач.

При этом следует  учитывать, что способы решения  данной задачи во многом определяются тем, до какого предела (нулевого или  иного) и какими темпами нужно  стремиться к сбалансированию бюджета.

 

Существует  несколько способов преодоления  дефицита бюджета:

 

  1. Сокращение расходов. При значительном дефиците бюджета правительство может использовать секвестр, который представляет собой пропорциональное сокращение расходов государственного бюджета. Эта вынужденная мера используется в крайних случаях, поскольку влечет за собой сокращение социально значимых расходов.

 

  1.  Увеличение доходов.  Этого увеличения можно добиться  как за счет простого увеличения  налоговых ставок и введения  дополнительных налогов, так и  за счет эффективной и гибкой  налоговой системы, которая бы  отвечала интересам всех субъектов  хозяйствования и государства,  а так же за счет проведения  эффективной внешнеэкономической  политики, проведения приватизации  и повышения эффективности использования  государственной собственности.

 

Повышение налоговых  ставок и количества налогов, как  правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно  высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются  налоги и, следовательно, уменьшается  объем налоговых поступлений. Наглядно взаимосвязь между налоговыми поступлениями  и налоговыми ставками отражает Кривая Лаффера (см. Приложение рис.1).5

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и пути его преодоления