Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 07:29, курсовая работа
Целью исследования является попытка систематизации данных сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть бюджетную классификацию;
бюджетные отношения;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета в России.
Введение.............................................................................................................3
Государственный бюджет...........................................................................4
1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации...........................................................................................................4
1.2 Принципы бюджетной системы.................................................................8
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджета.....................................................................................................................11
2. Государственный бюджет Англии………………………….....................15
3. Дефицит государственного бюджета.........................................................19
3.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы
к нему................................................................................................................19
3.2 Виды бюджетного дефицита.....................................................................23
3.3 Финансирование бюджетного дефицита.................................................26
3.4 Государственный долг...............................................................................28
3.5 Бюджетный дефицит в России..................................................................31
Заключение.......................................................................................................37
Список использованных источников.............................................................39
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................
1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации.................
1.2
Принципы бюджетной системы.......................
1.3
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность
2.
Государственный бюджет Англии…………………………..............
3.
Дефицит государственного бюджета.......................
3.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы
к
нему..........................
3.2
Виды бюджетного дефицита......................
3.3
Финансирование бюджетного дефицита......................
3.4
Государственный долг..........................
3.5
Бюджетный дефицит в России........................
Заключение................
Список
использованных источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Объектом настоящей курсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Целью исследования является попытка систематизации данных сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
Центральное
место в системе
Как
правило, сложившиеся формы
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет
и
консолидированные бюджеты всех
субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление
обо всех доходах и расходах региона или
страны в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и статистических
целей.
Консолидированный
бюджет области может быть представлен
в виде следующей схемы:
Консолидированный бюджет области
1.Областной бюджет
2.Бюджеты городов
областного подчинения,
в т.ч. областного центра
3.Бюджеты районов
области
3.1.Районные
бюджеты
3.2.Бюджеты городов
районного
подчинения
2.1.Городские
бюджеты
2.2.Бюджеты
городских
районов
3.3.Сельские
поселковые и пр. бюджеты
Рисунок 1.1 Консолидированный бюджет области.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право
органов государственной
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за
счет бюджетов других уровней
потерь в доходах и
Принцип
полноты учета бюджетных