Дефицит государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является попытка систематизации данных сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть бюджетную классификацию;
бюджетные отношения;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета в России.

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
Государственный бюджет...........................................................................4
1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации...........................................................................................................4
1.2 Принципы бюджетной системы.................................................................8
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджета.....................................................................................................................11
2. Государственный бюджет Англии………………………….....................15
3. Дефицит государственного бюджета.........................................................19
3.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы
к нему................................................................................................................19
3.2 Виды бюджетного дефицита.....................................................................23
3.3 Финансирование бюджетного дефицита.................................................26
3.4 Государственный долг...............................................................................28
3.5 Бюджетный дефицит в России..................................................................31
Заключение.......................................................................................................37
Список использованных источников.............................................................39

Файлы: 1 файл

моя курсовая(1.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

    Введение.............................................................................................................3

  1. Государственный бюджет...........................................................................4 

    1.1 Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской

    Федерации...........................................................................................................4

    1.2 Принципы бюджетной системы.................................................................8

    1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность                                           бюджета.....................................................................................................................11 

    2. Государственный бюджет Англии………………………….....................15

    3. Дефицит государственного бюджета.........................................................19

    3.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы

    к нему................................................................................................................19

    3.2 Виды бюджетного дефицита.....................................................................23

    3.3 Финансирование бюджетного дефицита.................................................26      

    3.4 Государственный долг...............................................................................28   

    3.5 Бюджетный дефицит в России..................................................................31

    Заключение.......................................................................................................37

    Список  использованных источников.............................................................39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Объектом  настоящей курсовой работы является государственный бюджет. Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

      Целью исследования является попытка систематизации данных сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  1. описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
  2. рассмотреть бюджетную классификацию;
  3. бюджетные отношения;
  4. изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета в России.
  5.  
  6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
    1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации
 

      Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.                         

      Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между  членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей  государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

      Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в  начале 90-х  годов, вызвали серьезные изменения  в её финансовом механизме. Появление  новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.

      Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

      Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и   местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

      Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

      первый  уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

      второй  уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      третий  уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

      Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

      Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. 
 
 
 

      Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы: 
 

      

Консолидированный бюджет области

 
      

1.Областной             бюджет

 

      

      

2.Бюджеты  городов

областного  подчинения,

в т.ч. областного центра

      

3.Бюджеты  районов

области

 

      

      

3.1.Районные

бюджеты

      

3.2.Бюджеты  городов

районного

подчинения

 

      

      

2.1.Городские

бюджеты

      

2.2.Бюджеты

городских

районов

 
 
      

3.3.Сельские

поселковые  и пр. бюджеты

 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1.1 Консолидированный бюджет области.

 

    1. Принципы бюджетной системы
 

      Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

      единства  бюджетной системы Российской Федерации;

      разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

      самостоятельности бюджетов;

      полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

      сбалансированности  бюджета;

      эффективности и экономности использования  бюджетных средств;

      общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

      гласности;

      достоверности бюджета;

      адресности  и целевого характера бюджетных  средств.

      Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

      Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

      Принцип самостоятельности бюджетов означает:

      право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

        наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

      законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

      право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

      недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

        недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

      Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета