Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:27, курсовая работа
Целью данной работы является анализ дебиторской задолженности ООО "РИТМ" и выработка рекомендаций по ее эффективному управлению.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность дебиторской задолженности и необходимость ее существования на предприятии;
- проанализировано финансовое состояние предприятия и выявлена проблема;
- раскрыта система управления использованием оборотного капитала;
Введение
1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности
1.2 Подходы к управлению дебиторской задолженности и анализ ее оборачиваемости
1.3 Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и дебиторской задолженности ООО «РИТМ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных экономических показателей ООО «РИТМ»
2.3 Анализ финансового состояния и дебиторской задолженности предприятия
2.4 Анализ дебиторской задолженности предприятия
3. Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью ООО «РИТМ»
3.1 Внедрение автоматизированной системы управления дебиторской задолженностью
3.2 Улучшение управления дебиторской задолженностью путем предоставления скидок к оптовой цене
3.3 Мероприятие по снижению дебиторской задолженности
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Хотя и незначительно, но всё
же оказывало влияние на состав и
структуру дебиторской
По результатам анализа
Высокая доля строки «авансы выданные» в общем объеме дебиторской задолженности говорит либо о заведомой выдаче авансов лицам или организациям, платежеспособность которых сомнительна (что представляет собой злоупотребление), либо о том, что на предприятии недостаточно хорошо поставлена процедура проверки потенциальной способности контрагента погасить выданный аванс.
Динамика и состав дебиторской задолженности свидетельствует о том, что поставщики предприятия, получая вовремя его продукцию, задерживают ее оплату. Это создает препятствия для погашения его собственных обязательств.
Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия – это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.
Можно рекомендовать предприятию
использование вексельных форм расчетов,
использование механизма
3. Совершенствование механизма
управления дебиторской
3.1 Внедрение автоматизированной
системы управления
В современных рыночных условиях правила диктуют покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу, а только потом расплатиться. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики и подрядчики следуют желаниям клиентов и все чаще используют коммерческое кредитование, предоставляют отсрочки платежей и т. д. Если факт поставки товара (работ, услуг) не совпадает по времени с получением за них денежных средств, у поставщика (подрядчика) возникает дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность, с точки зрения гражданского права, является имущественным правом, т. е. правом на получение определенной денежной суммы (товара, услуги и т. п.) с должника. Данный вид задолженности отражается в бухгалтерской отчетности в составе активов организации. В настоящее время нередки случаи неисполнения должниками своих обязательств. За нарушение условий договоров применяются следующие меры гражданско-правовой ответственности: штрафы, пени, неустойки, проценты. Предлагается в целях эффективного управления дебиторской задолженностью приобретение программы «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия» в ООО Консалтинговая группа «Лекс» как инструмента по организации системной работы с платежами контрагентов, существенно снижающего риски возникновения долгов и предоставляющего возможность эффективного взыскания дебиторской задолженности. Система «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия» является профессиональным помощником, который в режиме реального времени планирует, контролирует и управляет деятельностью по работе с контрагентами. Снижение дебиторской задолженности возможно только через организацию эффективного взаимодействия с клиентами, которая охватывает не столько юридическую подготовку, сколько контроль и взаимодействие.
Установка программы «УДЗ. СВ» позволит обеспечить:
- контроль деятельности специалистов в режиме on-line (надлежащее исполнение своих обязательств, выдача заданий для каждого пользователя с выводом результатов и комментариев ответственных лиц);
- подробное описание процесса
управления дебиторской
- инвентаризацию дебиторской
- экономия существенных
- возможность принимать
Функциональные возможности системы «Управление дебиторской задолженностью. Сетевая версия»:
· Одновременное объединение нескольких пользователей с различными функциональными обязанностями.
· Возможность контролировать и управлять работой сотрудников менеджменту компании (сквозная цепочка вертикальных взаимоотношений: руководитель – начальник юридического отдела - юрист - бухгалтер) посредством выдачи заданий для каждого пользователя и выводом результатов и комментариев ответственных лиц;
· Импорт данных из бухгалтерских программ, существенно сокращающий время на внесение информации о контрагенте;
· Поэтапная работа с задолженностью, сопровождаемая проверкой качества, сроков работ и истории взаимоотношений с контрагентами;
· Качественная правовая поддержка, позволяющая аргументировано доказывать и обосновывать свои действия: готовые образцы и примерные тексты, договоры и процессуальные документы, оптимизирующие процесс подготовки документов по взысканию задолженности;
· Автоматические напоминания, информирующие о наступлении сроков платежей, о заданиях поступающих от руководства и старших сотрудников;
Программный продукт «Управление
дебиторской задолженностью. Сетевая
версия» подразумевает
Рис. 3.1. Программа «УДЗ. СВ»
Этапы процесса востребования дебиторской задолженности в соответствии с УДЗ.СВ. Весь процесс по управлению дебиторской задолженностью можно разделить на следующие этапы, которые и содержит УДЗ.СВ:
1. Начало работы с контрагентом (первый этап – ввод справочной информации). Начинать работу с контрагентами необходимо с того момента, как был заключен договор с условиями об отсрочке платежа, даже если нет первичной информации о том, что этот контрагент может ненадлежащим образом исполнить свои обязательства в сроки, определенные договором.
На этом этапе специалисту, ответственному
за работу с контрагентами, необходимо
владеть информацией
2. Переговоры с контрагентом . Данный этап открывает процесс работы по взысканию дебиторской задолженности, который подразумевает текущую работу по этой задолженности, переходящую от одного этапа к другому, и начинается он со дня наступления сроков погашения задолженности и не оплаты этого долга со стороны дебитора. Пользователь – юрист, помощник юриста, стажер, иное лицо, в обязанности которого входит правовая поддержка деятельности организации. Данный пользователь имеет возможность сразу же (не теряя драгоценного времени) приступить к работе по управлению дебиторской задолженностью на основании тех сведений и информации, которая была введена в программу предыдущим пользователем. Так, УДЗ.СВ подскажет пользователю о наступлении сроков оплаты, о действиях, которые необходимо выполнить, на что прежде всего необходимо обратить внимание. В свою очередь, имея перед собой всю информацию относительно данной сделки и самого контрагента, юрист в сроки, предусмотренные договором, следуя подсказки высококвалифицированного специалиста, заложенной в программе, делает звонок контрагенту. Ведь в противном случае должник может подумать, что сумма задолженности для кредитора не важна, либо у него отсутствует соответствующий контроль, или кредитор боится портить с ним отношения, что, в свою очередь, и может повлечь неоплату долга.
3. Досудебный порядок востребования дебиторской задолженности . Если должник не соблюдает условия по оплате, УДЗ.СВ подсказывает пользователю о том, что необходимо перейти к другому этапу работы с просроченной дебиторской задолженностью, так называемому, досудебному порядку урегулирования спора, который заключается в урегулировании спорных вопросов между кредитором и должником до фактической передачи спора на рассмотрение в арбитражный суд. Досудебный порядок урегулирования спора применяется в случаях, когда он установлен федеральным законом для определенной категории споров, либо такой порядок предусмотрен договором, заключенным между кредитором и должником. В остальных случаях спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда и без соблюдения данного порядка. Досудебный порядок урегулирования спора начинается после того, как должник отказался от погашения задолженности в сроки, установленные сторонами в рамках 2 этапа или должник вообще не принимает никаких мер по погашению этой задолженности (в том числе, не выходит на контакт и т.д.). В УДЗ.СВ данный этап состоит из следующих взаимосвязанных действий: • подготовка и направление должнику требования об оплате долга; • подписание с должником соглашения о порядке погашения задолженности, использование иных механизмов, направление на погашение просроченной задолженности (отступное, новация, зачет, уступка прав требования); • подготовка и направление должнику повторного требования об оплате долга, вытекающего из неисполнения соглашения о порядке погашения задолженности. Претензионная же стадия востребования дебиторской задолженности включает в себя: *подготовку документальной базы для взыскания долга; *составление и направление претензии должнику; *ведение переговоров с должником.
4.Подготовка иска . В случае отказа дебитора от погашения задолженности в рамках досудебного порядка урегулирования споров, а также в случае отсутствия с его стороны ответов на предложения кредитора УДЗ.СВ автоматически предлагает пользователю перейти к следующему этапу востребования дебиторской задолженности – подготовка и направление в суд искового заявления и сопровождающих процессуальных документов.
Иск – предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в определенном процессуальном порядке материально-правовое требование одного лица к другому, вытекающее из спорного материально-правового отношения и основанное на определенных юридических фактах. Иск является процессуальным средством защиты нарушенного или оспоренного права, присущим исковой форме судопроизводства. В свою очередь, исковое заявление – это форма выражения иска, письменный документ, соответствующий предмету, основанию и содержанию иска, включающий сведения, предусмотренные законом.
Подготовка и направление в суд искового заявления и процессуальных документов достаточно сложный этап. В УДЗ. СВ он состоит из следующих взаимосвязанных действий: *подготовка проекта искового заявления; *автоматический расчет штрафных санкций; *автоматический расчет цены иска; *расчет государственной пошлины; *формирование пакета документов и направление копий искового заявления, и приложенных документов участникам судебного процесса; *подача иска в суд. Несмотря на всю сложность данного процесса с точки зрения юридической техники, используя УДЗ.СВ любой пользователь сможет выполнить эту работу максимально эффективно, используя материал правовой базы программы, комментарии и подсказки специалистов, формы процессуальных документов.
Таким образом, посредством УДЗ.СВ работа с организациями-дебиторами и образовавшейся дебиторской задолженностью сводится к переводу ее из одного состояния в другое в соответствии с циклом ее управления, предложенным в описании к данной системе. Для продолжения деятельности по востребованию задолженности с должника требуется всего лишь перейти на следующий этап, описание которого подробно представлено в этой системе. В УДЗ.СВ указаны все необходимые действия, направленные на взыскание дебиторской задолженности, изложены требования действующего законодательства и материалы судебно-арбитражной практики, а также представлены формы различных документов, в том числе и процессуальных, и рекомендации по их заполнению.
3.2 Улучшение управления дебиторской задолженностью путем предоставления скидок к оптовой цене
Рассмотрим структуру
Существуют некоторые общие
рекомендации, позволяющие бухгалтеру
управлять дебиторской
-необходимо контролировать
-по возможности ориентироваться на большее число покупателей;
-следить за соотношением
-использовать способ
Рассмотрим технологическую
1. Анализ дебиторской
1.1. Расчет удельного веса
1.2. Изучение состояния расчетов с покупателями и заказчиками.
1.3. Квалификация дебиторской
2. Выбор эффективного размера скидки по каждому конкретному покупателю
3. Выход на покупателя с
4. Заключение договора о
5. Поступление денег (
Анализ актива баланса ООО «РИТМ» показал, что в составе текущих активов предприятия (оборотных средств) значительный удельный вес имеет дебиторская задолженность, предприятие постоянно испытывает недостаток оборотных средств.
При анализе текущих активов, особенно
дебиторской задолженности
Падение покупательной способности денег за период характеризуется с помощью коэффициента, обратного величине индекса цен. Если установленная договором сумма к получению составляет величину S, а динамика цен характеризуется индексом I, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты рассчитывается по формуле:
К = S / I,
где S - установленная договором сумма к получению;
I - индекс цен.
Объем товарооборота ООО "РИТМ" в 2007г. составлял 7 171 730 руб.
Для анализа оборачиваемости
По данным табл. 3.1 мы определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в отчетном году составил 60 дней. При ежемесячном темпе инфляции 1,2%, получаем, что индекс цен I= 1,012. Таким образом, месячная отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие получит реально 98,5% ((1/ 1,012)) * 100 от договорной стоимости заказа.