Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:49, курсовая работа
Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – сумма долгов, не выплаченных предприятию физическими или юридическими лицами в результате обоюдных финансово-хозяйственных отношений.[1 с.68]
Дебиторская задолженность - это права компании на будущую выгоду. Согласно определению статьи 115 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года №269-XIII право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества компании.[2 с.149]
ЗАДОЛЖЕННОСТИ
1.1Понятие и виды дебиторской задолженности, критерии признания
Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – сумма долгов, не выплаченных предприятию физическими или юридическими лицами в результате обоюдных финансово-хозяйственных отношений.[1 с.68]
Дебиторская задолженность - это права компании на будущую выгоду. Согласно определению статьи 115 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года №269-XIII право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества компании.[2 с.149]
В соответствии с положениями главы 16 Гражданского кодекса Республики Казахстан «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и так далее ...» [3]
Дебиторская задолженность чаще всего появляется тогда, когда по времени день передачи товара или оказания услуг не совпадает с днем оплаты (продажа в кредит, отсрочка платежа). В разряд дебиторов попадают:
- покупатели и заказчики, которые получили товар (услугу), но не оплатили его (ее) стоимость;
-поставщики, партнеры, которым произведена предоплата (авансовые платежи), и так далее;
-работники, которым выданы
подотчетные суммы на
Иными словами, дебиторская задолженность включает в себя претензии на денежные средства, товары, услуги и прочие неденежные активы других компаний. [2 с.149]
Дебиторская задолженность в своей сути имеет два существенных признака:
- с одной стороны для дебитора - она источник бесплатных средств;
- с другой стороны для кредитора - возможность увеличения ареала распространения его продукции, увеличение рынка распространения работ и услуг.
Третий аспект, который обычно не афишируется - это способ отсрочки налоговых платежей по схеме "взаимных долгов".
Дебиторская задолженность классифицируется по следующим признакам: по срокам; для целей финансовой отчетности; по характеру образования; по назначению. В зависимости от срока оплаты счетов к получению или ожидаемой даты погашения долга, дебиторская задолженность делится на краткосрочную (текущую) и долгосрочную. Краткосрочная (текущая) дебиторская задолженность должна быть погашена в течение двенадцати месяцев с даты составления баланса. Долгосрочная дебиторская задолженность будет погашена спустя двенадцать месяцев с даты составления баланса.
Для целей финансовой отчетности задолженность дифференцируется в балансе на торговую и неторговую. К торговой дебиторской задолженности относят суммы, которые клиенты должны выплатить за товары и услуги, реализованные в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности. Она обычно составляет наиболее крупный вид дебиторской задолженности компании и к ней относят: счета к получению – устные обещания покупателя произвести оплату за реализованные товары и услуги; векселя к получению – письменные обещания выплатить определенную сумму денег на установленную дату.
Неторговая дебиторская задолженность при осуществлении различных операций и может быть письменным обещанием произвести оплату или предоставить товары или услуги. Ввиду особого характера неторговой дебиторской задолженности она обычно отражается в балансе отдельной статьей. [4 c.168]
Дебиторская задолженность организации |
Для целей финансовой отчетности | |
торговая |
неторговая |
По срокам погашения | |
краткосрочная |
долгосрочная |
|
- дебиторская задолженность покупателей и заказчиков; - дебиторская задолженность дочерних организаций; - дебиторская задолженность ассоциированных и совместных организаций; - дебиторская задолженность
филиалов и структурных - дебиторская задолженность работников; - дебиторская задолженность по аренде; - вознаграждения к получению; - прочая краткосрочная дебиторская задолженность. |
Рисунок 1- Классификация дебиторской задолженности
По характеру образования дебиторская задолженность бывает: нормальной, то есть, обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям и за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил); неоправданной, то есть не оплачена в срок (товары отгруженные, но не оплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и другое).
Для признания дебиторской задолженности в учете используются критерии признания активов и обязательств. Чтобы актив или обязательство были признаны таковыми, необходимо одновременное соответствие следующим критериям:
- существует высокая вероятность получения (оттока) экономических выгод, связанных с данным активом (обязательством);
- стоимость актива или обязательства может быть надежно оценена.
Дебиторская задолженность признается только тогда, когда признается связанный с ней доход (переход права собственности по условиям договора). Степень вероятности поступления (выбытия) экономических выгод оценивается руководством компании самостоятельно.
Дебиторская задолженность оценивается следующими методами: исторической стоимости; справедливой стоимости; чистой стоимости реализации; амортизированной стоимости.
При первоначальном признании дебиторская задолженность оценивается по справедливой стоимости (по стоимости сделки), включая затраты по совершению сделки, которые напрямую связаны с приобретением или выпуском финансового актива или финансового обязательства. После первоначального признания дебиторской задолженности оценивается по амортизируемой стоимости с применением метода эффективной ставки процента. При этом под амортизируемой понимается стоимость финансового актива или обязательства, которая была определена при его первоначальном признании, за вычетом стоимости его погашения, суммы накопленной амортизации, начисленной с разницы между первоначальной стоимостью и стоимостью на момент погашения. Для соблюдения этого принципа финансовые активы также преимущественно оцениваются по справедливой стоимости, а обязательства – по амортизационной стоимости.
Срок, в течение которого дебиторская задолженность отражается в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодательство связывает те или иные правовые последствия. Сроки бывают нормативные – установленные законом или иным правовым актом и договорные – определенные соглашением сторон. Как разновидность нормативных сроков гражданского права различают сроки, в течение которых нарушенное или оспариваемое право подлежит защите – срок исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности.
Дебиторская задолженность по истечению срока исковой давности списывается на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или резерва по сомнительным долгам. Но эта списанная задолженность не считается аннулированной: ее отражают на забалансовом счете еще в течение 5 лет.
1.2 Управление дебиторской задолженностью
В современном мире в условиях жесткой конкуренции вопрос управления дебиторской задолженностью играет важную роль в повышении эффективности управления оборотными активами любой компании. Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной политики, а именно решения вопроса о том, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок.
Кредитная политика - свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Кредитная политика, как правило, принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия, кредитная политика пересматривается раз в квартал. Приведем типичную структуру этого документа:
- цели кредитной политики;
- тип кредитной политики;
- стандарты оценки покупателей;
- подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью;
- действия персонала;
- форматы документов, используемых в процессе управления дебиторской задолженностью.
Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на себя компанией, что, в конечном счете, повышает стоимость компании и благосостояние акционеров.
Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи) [5 с.129].
Ответственность сотрудников компании должна быть закреплена в регламенте управления дебиторской задолженностью, представленном в приложении А.
При создании системы управления дебиторской задолженностью и работы с долгами необходимо решить вопрос использования программных средств для оперативного информационного обмена и документального закрепления отрегулированных процессов, а также делегированных прав и возложенных на сотрудников обязанностей. Что касается информационных ресурсов, то можно остановиться на том, что имеется в наличии, главное, чтобы все задействованные в процессе управления дебиторской задолженностью сотрудники могли вовремя получить интересующую их информацию. Вполне подойдут «1С: Предприятие», Excel либо Access.
В настоящее время в связи с развитием банковской системы и расширением спектра банковских услуг стало возможным рефинансирование дебиторской задолженности, что в условиях постоянных задержек платежей является для компании способом получения необходимых денежных средств в ранние сроки. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности, используемые компаниями:
- факторинг - возможность перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация;
- учет векселей - финансовая операция по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от номинала векселя, срока, оставшегося до его погашения, и величины применяемой банком учетной ставки;
- форфейтинг - соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей и используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок, позволяя экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей.
Какой бы четкой и отлаженной не была на предприятии система оценки кредитоспособности клиентов, это не даст полной гарантии отсутствия просроченной дебиторской задолженности и безнадежных долгов. Наличие просроченной дебиторской задолженности свидетельствует не о том, что созданная на предприятии система работы с дебиторской задолженностью не работает, а о том, что необходимо грамотно отрегулировать ее модуль, касающийся взыскания имеющихся долгов. За время действия Гражданского, Уголовного, Гражданско-процессуального и Арбитражно-процессуального кодексов Республики Казахстан накопилась достаточная практика по эффективному взысканию долгов, использовать которую может каждый бизнесмен. Квинтэссенцию данной практики составляет так называемый «арсенал кредитора», то есть набор мер, позволяющих эффективно воздействовать на должника. Имеющиеся в «арсенале кредитора» меры можно разделить на три основных блока: