Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения бюджетных правоотношений на современном этапе развития России, решением вопроса централизации и децентрализации финансовых ресурсов, а также спецификой социально - экономического развития, ибо пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, а вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.
Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
Российская Федерация является федерацией договорно-конституционного типа. Государственная власть осуществляется на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Федерализм
- своеобразная форма государственного
устройства, элементы которой стали
утверждаться с начала второго тысячелетия
и которая обрела современные
очертания с конца XVIII века. Главным
признаком федерализма является
разделение властей по уровням государственно-
Одной
из особенностей российского федерализма
является то, что он базируется на двух
началах: национально-территориальном
и административно-
Такое построение РФ обусловлено тем, что Россия - многонациональное государство. Десятки этнических общностей, исторически проживающих на определенной территории, создали свою национальную государственность в составе России, являясь членами Федерации.
«Реальный федерализм» начала XXI столетия характеризуется соединением некоторых типичных схем организации большинства федеративных государств с рядом уникальных особенностей.
1) статусная асимметрия: налицо шесть различных типов государственных (республики) и «рядовых» субъектов РФ.
2) национальная «окрашенность»: 32 субъекта РФ (около 30%) образованы по национально-этническим признакам.
3) Конструктивная неупорядоченность: несколько самостоятельных субъектов РФ входят в состав других ее самостоятельных субъектов; два субъекта РФ имеют административные центры на территории других субъектов.
4) Аномально высокая несбалансированность потребностей и собственных ресурсов для реализации статусных полномочий органов власти субъектов РФ.
Эти
характерные черты российского
«реального федерализма» фактически обуславливают
всю совокупность проблем нашего
государственного устройства, в том
числе резко обостряют основной
вопрос децентрализации управления
– разграничения предметов
Одной
из центральных проблем
В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы [4].
Бюджетный федерализм – как финансово-правовая категория включает в себя следующие основные признаки:
-
представляет собой форму
-
субъектный состав
-
как любой иной федерализм, бюджетный
федерализм основывается на
- каждый уровень бюджетной системы должен быть самостоятельным;
-
цель бюджетного федерализма состоит
в обеспечении гарантированного каждому
человеку и гражданину страны минимальных
социальных услуг и достойного уровня
жизни [1].
Принцип
децентрализации пронизывает
Для
централизованной бюджетной системы
характерна высокая степень концентрации
налоговых и иных поступлений
в федеральном бюджете, средства
которого в ходе так называемого
финансового выравнивания перераспределяются
между нижестоящими бюджетами путем
предоставления им разнообразных субсидий.
Такая система позволяет
Децентрализация бюджетной системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем перераспределяемых средств, но почти никогда не избавляет полностью от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это обусловлено минимум двумя главными мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых и иных бюджетных доходов объему расходных обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов исходя из общегосударственных приоритетов.
Для ослабления двух видов бюджетных диспропорций (вертикальных и горизонтальных дисбалансов), возникающих на субфедеральных уровнях власти, применяются субсидии.
Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет закрепленных доходных источников.
Эти несоответствия между расходными обязательствами и доходным потенциалом субфедеральных органов власти ликвидируются с помощью субсидий из федерального бюджета, для которого центральные органы власти обеспечивают более широкую доходную базу.
Несбалансированность
бюджетов «по горизонтали» связана
с неравномерностью экономического
развития территорий, соответственно
дифференциацией их доходных (налоговых)
потенциалов (различия доходных возможностей
крупных и малых городов, урбанизированных
и сельских районов). Указанные различия
возникают в силу не зависящих
от самих территорий причин: отсутствия
природных ресурсов, неблагоприятной
демографической структуры
Поэтому фактически во всех странах используются специальные субсидии для сглаживания горизонтальных диспропорций в уровнях бюджетной обеспеченности территорий. Учитывая, что такие меры для одних территорий выигрышны, а для других - проигрышны, к ним прибегают лишь, если территориальная дифференциация выходит за определенные пределы, когда становится реальностью утрата устойчивости социально-экономического развития государства в целом.
Применение
механизмов межбюджетного выравнивания
чревато снижением
- устранять
«вертикальные диспропорции» (
- сглаживать
«горизонтальные диспропорции»
(сближать уровни бюджетных
- стимулировать
территориальные «налоговые
- ориентировать
бюджетную политику
Организационно-
Вертикальная
децентрализация состоит в
Российская
Федерация - суверенное, целостное, федеративное
государство, состоящее из равноправных
субъектов. Федеративное устройство РФ
предполагает сосуществование трех
уровней власти. Одной из центральных
проблем упорядочения бюджетной
системы страны и взаимоотношений
Федерации и регионов является проведение
в жизнь принципа бюджетного федерализма.
Для бюджетного процесса федеративных
государств характерно единство бюджетного
процесса и его децентрализация
(«горизонтальная» и «вертикальная»).
Для устранения «горизонтальных» и
«вертикальных» диспропорций бюджетного
федерализма необходима система
межбюджетного выравнивания [2].
Глава II. Региональные проблемы бюджетной системы РФ
В
настоящее время