Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

В первую очередь, это конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2010г., опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Наконец, это появившиеся в последнее время монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.

Оглавление

Введение3
1. Глава. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе4
1.1. Бюджетная система Российской Федерации6
2. Глава. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 13
2.1. Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации 20
3.Глава. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма24
Заключение29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство РФ и проблемы его совершенствования.docx

— 60.03 Кб (Скачать)
 

Содержание:

Введение3

1. Глава. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе4

1.1. Бюджетная  система Российской Федерации6

2. Глава. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 13

2.1. Направления  реформирования современного бюджетного  устройства Российской Федерации 20

3.Глава. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма24

Заключение29

Список  литературы 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Принятие  в январе этого года Государственной  Думой Закона о Федеральном бюджете  на 2010 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства пристальное внимание средств массовой информации. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на собственно финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки бюджетной системы. Бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и посему подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

     В первую очередь, это конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о Федеральном  бюджете Российской Федерации на 2010г., опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации. Наконец, это появившиеся в последнее время монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные исследуемым проблемам.

     Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой  проблемы подтверждается авторитетными  экономистами, посвящающими ей немалую  часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство  из стоящих на сегодняшний день перед  государством проблем в той или  иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета.  
 

     1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе.

     Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его  достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом  общем виде им является план доходов  и расходов государства на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой  стране государственный бюджет - ведущее  звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно  выделить в отдельную экономическую  категорию, отражающую денежные отношения  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

     Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

     Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально  влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование  материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии  в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

     Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное  устройство государства.  
 
 

     1.1. Бюджетная система  Российской Федерации

     Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев:

     -государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);

     - бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России);

     -местные бюджеты.

     Государственная бюджетная система Российской Федерации  функционирует в соответствии с  Законом РСФСР “Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 2011г. и включает:

     1. Республиканский (федеральный) бюджет;

     2. 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 89) ;

     3. Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

     При этом бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих  уровней.

     Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы России как суверенного  государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных  ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.

     Отдельное важное звено бюджетной системы  Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские  времена стремление к всеобщей централизации  приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном  бюджете СССР не превышал 10-15 %, то с  началом рыночных преобразований в  ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные  с непосредственным обслуживанием  населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80 % бюджетных  расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на просвещение, крупные  бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

     Свод  федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие  “Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа  показателей бюджетной системы  и не утверждается законодательным  органом власти.

     Разработка  и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно  сложную процедуру, включающую его  составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса. Прочими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

     Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно  длительный процесс. Его составление  и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета  и его утверждение. Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется  еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются  операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

     Действующей конституцией определен круг органов  государственной власти, участвующих  в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России. В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

     Непосредственная  работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными  органами. При этом используются различные  методы:

     -метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый бюджет;

     -нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета;

     -экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их динамики за предыдущие годы.

     Полученные  данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно  нижестоящим или исполнительным органам власти в установленные  сроки, обеспечивающие утверждение  бюджета до начала финансового года.

     Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных  органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.

     Получив заключения от комитетов, Государственная  Дума начинает рассмотрение бюджета  в нескольких чтениях (так, бюджет на 2010 г. принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов.

     Принятый  Федеральный закон о бюджете  в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После  этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом  министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.

     Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей и доходов  в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм и в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями  и органами, а также Государственной  налоговой службой РФ и Государственным  таможенным комитетом РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в Государственную  Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма