Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения бюджетных правоотношений на современном этапе развития России, решением вопроса централизации и децентрализации финансовых ресурсов, а также спецификой социально - экономического развития, ибо пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, а вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.
Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
- проблема
укрупнения регионов, решение которой
может сгладить чрезмерную
Глава III.
Пути решения региональных проблем бюджетной
системы РФ
Для
наведения элементарного
1) Установить более четко круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов.
2) Определить
единые для всех регионов доли
перечислений в федеральный
3) Осуществлять
финансовую поддержку регионов
только в форме прямых
Выделять
трансферты дифференцированно и
не просто исходя из нуждаемости, а
под программы лучшего
4) Обеспечивать
определенные финансовые
5) Применять
систему санкций как за
6) Систематически
публиковать сведения о
7) Активнее
привлекать территориальные и
местные торгово-промышленные
Для решения проблемы рентных отношений в суровых северных условиях необходима сильная система их государственной поддержки, которая бы нейтрализовала или ослабила эти неблагоприятные природно-климатические условия и удаленность от основных развитых экономических и культурных центров страны. Существующие масштабы и формы такой поддержки явно недостаточны и в этих условиях практически единственной реальной возможностью остается использование на местах доходов рентного характера, в том числе и с учетом реализации в сырьевых регионов принципов «устойчивого развития» [7].
Одним
из возможных вариантов
Другим
направлением использования доходов
рентного характера, учитывающим, например,
интересы как северных (ресурсных),
так и центральных и южных
районов Сибири, могло бы быть их
целевое использование на осуществление
программ переселения населения
из «выработавших свой ресурс» отдельных
северных территорий в более комфортабельные
для проживания южные районы; на
формирование в южных районах
производственных «тыловых баз» северных
территорий; на модернизацию производственных
мощностей ряда машиностроительных
предприятий центральных и
Такой подход в большей мере был бы ориентирован при решении вопроса о «дележе» природной ренты на реализацию политики социальной ответственности и партнерства крупного бизнеса с учетом интересов населения сырьевых и восточных районов страны. Простое дополнительное изъятие рентных доходов в федеральный бюджет будет означать для крупных компаний простое повышение налогового бремени и будет стимулировать их к роли «временщиков» на территориях, на которых они осуществляют разработку природных ресурсов. Их политика освоения богатств Сибири, Дальнего Востока и севера европейской части России в узкокорпоративных интересах будет только усилена.
Для того, чтобы управление недропользованием в России в контексте эффективной региональной политики и федеративных отношений развивалось в нужном направлении, нужно повернуть эти средства на четко сформулированные цели и нужды регионального развития, обеспечить вовлечение институтов гражданского общества в систему контроля за их справедливым распределением, начать отработку согласительных процедур, механизмов взаимодействия власти, бизнеса и населения.
Основой
для будущего единения российских регионов
должны послужить экономическая
специализация и
Для
решения проблем бюджетного федерализма
и региональных проблем бюджетной
системы РФ необходимо: более четко
установить круг расходов, финансируемых
из федерального, республиканских и
региональных, а также муниципальных
бюджетов; отладить строгую и объективную
систему рассмотрения заявок регионов
на получение средств. А также
осуществить предложенные программы
по переселению населения и
Заключение
Российская
Федерация - суверенное, целостное, федеративное
государство, состоящее из равноправных
субъектов. Одной из центральных
проблем упорядочения бюджетной
системы страны и взаимоотношений
Федерации и регионов является проведение
в жизнь принципа бюджетного федерализма.
Для бюджетного процесса федеративных
государств характерно единство бюджетного
процесса и его децентрализация
(«горизонтальная» и «вертикальная»).
Для устранения «горизонтальных» и
«вертикальных» диспропорций бюджетного
федерализма необходима система
межбюджетного выравнивания. Бюджетный
федерализм определяет взаимоотношения
между бюджетами различных
Список литературы
1. Евсеев П.И. Бюджетный федерализм и проблемы разграничения полномочий РФ и ее субъектов в бюджетной сфере, Москва АЛЕВ-В 2003г. - 66с.
2. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации // РЭЖ 2002 №7
3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора, ГУВШЭ, Москва, 2005г. - 530с.
4. Родионова А.К. Политический институт современного бюджетного федерализма в условиях демократизации российского государства, ЗИП СибУПК, 2006г. - 165с.
5. Селиверстов В. Современные тенденции федерализма и региональной политики в России в условиях укрепления власти // Казанский федералист 2004 №2
6. Федоров В.А. Бюджетный процесс в России: этапы становления, перспективы развития, роль органов Федерального казначейства. - Хабаровск, 2004 г. - 345 с.
7. Филиппов В. «Укрепление вертикали власти» и деполитизация этничности в России // Свободная мысль-XXL 2005 №12
8. Фомина Е.А., Михайлова Ю.В. Территориальные финансы: реализация принципов бюджетного федерализма, Уфа: РИО БАГСУ, 2006 г. - 180с.
9. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист 2004 №4
10. Швецов Ю. Эволюция Российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики 2005 № 8
11. Якобсон
Л.И. Бюджетная реформа: федерализм или
управление по результатам? М: ГУВШЭ, 2006
г. - 20с.