Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Главными задачами являются:
• обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
• сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики;
• обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики………………………………………………………..5
2. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения……….10
3. Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…...16
4. Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.docx

— 218.61 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Антимонопольная  политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования  зарубежного опыта

В Беларуси сложилась уникальная экономика, для  управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом и находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Так же сказывается и наличие устаревшего оборудования, незагруженность производственных мощностей.   Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.

Принудительное  разукрупнение рыночных монополий  в развитых странах является средством  усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике

Республики  Беларусь сопровождается усилением  монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. 

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых  монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее  время возник монополизм денежного  капитала и банковских структур, а  также информационный монополизм.

В Республике отсутствует рыночная конкуренция  в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного  и денежного обращения, услуг, среди  предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным  секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

При сравнении  Республики Беларусь и Запада нельзя не заметить,  что на Западе сначала  появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование. С нашей стороны наоборот с самого начата акцент в экономике был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Различают такое понятие, как демонополизация - это политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизация включает меры по преодолению монопольных  тенденций:

на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма  государственной собственности  и власти;

на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение  их командных функций;

на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).

«Беларуськалий»  продолжает оставаться самым прибыльным предприятием Беларуси. За I квартал один «Беларуськалий»  заработал чуть более 2 триллионов рублей.  Правда, в долларовом эквиваленте, это  почти на треть меньше, чем было до апреля 2011 года. «Беларуськалий» увеличил прибыль (в белорусских рублях и до налогообложения) по сравнению с I кварталом прошлого года почти в два раза (с 1,2 трлн до свыше 2 трлн рублей) и остался самым прибыльным белорусским ОАО как в рамках региона, так и всей страны.

Также прибыль свыше 10 млрд рублей в первом квартале заработали еще 5 предприятий Солигорского района: ЛМЗ «Универсал» (19,1 млрд рублей), Стройтрест №3 ордена Октябрьской революции (17,2 млрд рублей ), «Трест «Шахтспецстрой» (16,7 млрд рублей), Старобинский торфобрикетный завод (12,7 млрд рублей) и Солигорская птицефабрика (10,5 млрд рублей).

Свыше 10 млрд рублей заработали за I квартал четыре борисовских предприятия: БЗМП (95,4 млрд рублей), 140-й ремонтный завод (17,1 млрд рублей) и два участника холдинга «Автокомпоненты» – Борисовский завод «Автогидроусилитель» (13,9 млрд рублей) и Борисовский завод агрегатов (13,1 млрд рублей). Два последних по этому показателю опередили головную компанию группы БАТЭ, у которой прибыль составила 7,6 млрд рублей.

Данные 10 самых прибыльных ОАО Минской области за январь-март 2011/2012 года представлены в Таблице 1.1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 - 10 самых прибыльных ОАО Минской области, данные Минфина за январь-март 2011/2012 года

 

 

Из таблицы видно, что прибыль  всех десяти предприятий монополистов увеличилась в 2012 году по сравнению  с 2011. Это говорит о том, что предприятия увеличивают объемы производства, выходят на новые рынки, совершенствуют производство и не собираются покидать лидирующие позиции.

Особенности антимонопольного регулирования в  Республике Беларусь:

1) его  становление происходит в нерыночной  экономике, находящейся в кризисном  состоянии; 

2) оно  осуществляется при высоком удельном  весе государственной собственности  и незначительных размерах частного  капитала;

3) ставит  задачей не развитие, а становление  конкурентных отношений; 

4) формально  заимствует основные подходы  американского и западноевропейского  антимонопольных законодательств.

Основными направлениями демонополизации  выступают:

1)формирование  новых экономических структур, особенно  малых и средних предприятий;

2)разукрупнение  ассоциаций, концернов, других объединений,  препятствующих развитию конкуренции; 

3)государственное  регулирование деятельности монополий; 

4)контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Противоречивость  современной ситуации заключается  в том, что с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение  монополизма, с другой стороны, попытки  решения этой проблемы вызывают его  оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма.  Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

Примером  этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.

Эффективность антимонопольного регулирования в  Республике Беларусь снижают:

  • слабая законодательная дисциплина
  • развитие нелегитимных экономических процессов
  • наличие диффузии институтов
  • специфика субъектов антимонопольного регулирования
  • бюрократизм и коррупция в государственном аппарате

Антимонопольное регулирование не позволило создать  правила поведения субъектов  на рынках, защитить права малых  и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках Республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики,  как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой.

Принципами  такой политики в рыночной экономике  являются:

  • эффективность
  • справедливость
  • правовая защита производителя (продавца) и потребителя.

Она направлена на стимулирование эффективности и  контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.

Основными направлениями конкурентной политики являются:

  • разработка и совершенствование законодательства о конкуренции
  • контроль над структурой рынка
  • предотвращение злоупотреблений рыночной власти
  • стимулирование предпринимательской деятельности.

В переходный период важно создать необходимые  условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

Антимонопольному  регулированию в Республике Беларусь  должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в  формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные  в закон «правила игры», нормы  поведения, регулирующие взаимоотношения  хозяйствующих субъектов в сфере  бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько  стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

Конкурентная  политика и законодательство о конкуренции  должны ориентироваться не столько  на пресечение монопольного поведения  хозяйствующих субъектов, сколько  на устранение указанных выше препятствий  барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

  Из  существующего опыта  западного  антимонопольного регулирования  можно заимствовать  лишь   общую   идею   необходимости   борьбы   с   негативными  проявлениями монополии, деформирующей   рыночные  отношения,  препятствующими  развитию конкуренции,  а  также   некоторые  технические  приемы.  Республике Беларусь  необходима  своя  концепция,  призванная  не  столько  спасать   и защищать  конкуренцию,  сколько  создавать  условия  для  ее  возникновения, способствовать  формированию  новых  производственных   структур,   лишенных возможности  злоупотреблять  монопольным  положением  на  рынке;   а   также предотвращать   сговоры   между   предприятиями,   выпускающими   однородную продукцию  с  целью  навязывания  своей  воли  потребителям,   стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса.[13, c. 261 - 262] .

Сотрудничество  Республики Беларусь с международными организациями и межгосударственными  образованиями предполагает координацию  и сближение национального законодательства прежде всего с законодательствами Российской Федерации, государств - участников Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, а затем - и со странами Европы. Кроме того, формируя национальное законодательство, необходимо учитывать процессы мировой экономической интеграции. При этом сближение законодательства производится на основе принципов равенства сторон, взаимности, неуклонного соблюдения суверенитета и национальных интересов. 
[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив  предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности и перевести ее в неценовую.

В настоящее  время отношение к монополиям двойственно:

- С одной  стороны негативное, т.к. они, ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень;

Информация о работе Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения