Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:05, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:
Монополия: понятие, сущность и виды
Роль государства в регулировании рыночной экономики
Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Особенности российского монополизма
Антимонопольная политика РФ
Введение
Одной
из важнейших предпосылок
Актуальность
выбранной темы заключается в
том, что современная экономика,
как свидетельствует практика всех
без исключения стран мира, предполагает
активное участие в ней государства
как субъекта рыночных экономических
отношений, а также как регулирующего
и управляющего органа. Сегодня можно
констатировать, что в системе
регулирования российской экономики
государственная поддержка
Изучение антимонопольного регулирования является актуальным и необходимым для понимания экономического развития государства.
Под
антимонопольной политикой
Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:
В настоящее время существует большое количество определений термина "монополия", ведь это – многоаспектное понятие.
Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец.
Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Существуют два типа естественных монополий:
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Административная
монополия возникает вследствие
действий государственных органов.
С одной стороны, это предоставление
отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В
отличие от совершенного конкурента,
принимающего рыночную цену как данную
извне, монополия сама определяет свои
цены, исходя из объема рыночного спроса
и величины своих издержек. Монополизация
рынка ведет, как правило, к относительному
сокращению объемов производства и
более высоким рыночным ценам
на реализуемые монополией товары и
услуги. Вот почему во всех развитых
странах мира государство проводит
более или менее жесткую
Рыночная экономика, несмотря не смотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества без активной роли государства. За государством всегда сохраняются функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Центральный
вопрос государственного регулирования
– проблема разработки стратегии
социально-экономических
Важнейшим
комплексом законов, призванных обеспечивать
эффективное продвижение
Несмотря
на относительно небольшой срок существования
российского конкурентного
1.
Начальным этапом считается
2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).
3.
Третий этап в развитии