Антимонопольное законодательство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:
Монополия: понятие, сущность и виды
Роль государства в регулировании рыночной экономики
Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Особенности российского монополизма
Антимонопольная политика РФ

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

Введение

     Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического  развития является наличие свободной  конкуренции в обществе. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном  развитии, деградации в социальной сфере.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства  как субъекта рыночных экономических  отношений, а также как регулирующего  и управляющего органа. Сегодня можно  констатировать, что в системе  регулирования российской экономики  государственная поддержка конкуренции  все еще не позиционируется в  качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается  как некая защита интересов предпринимателей. Вместе с тем регулирующие функции  антимонопольной политики государства  не исчерпываются правовой охраной  экономических свобод конкретных потерпевших  и предполагают управляющее воздействие  на более широкий круг общественных отношений.

     Изучение  антимонопольного регулирования является актуальным и необходимым для  понимания экономического развития государства.

     Под антимонопольной политикой понимается комплекс государственных мер, направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди  товаропроизводителей, демонополизацию  экономики, пресечение монополистических  действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.

     Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение  антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:

  • Монополия: понятие, сущность и виды
  • Роль государства в регулировании рыночной экономики
  • Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
  • Задачи и цели антимонопольных органов.
  • Особенности российского монополизма
  • Антимонопольная политика РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Монополия: понятие, сущность и виды

     В настоящее время существует большое  количество определений термина "монополия", ведь это – многоаспектное понятие.

     Монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

     Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной  деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному  рынку. По своей природе монополия  выступает силой, подрывающей свободную  конкуренцию, стихийный рынок.

     Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

     Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец.

     Совершенная монополия (так же, как и совершенная  конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

    • монополист является единственным производителем данного товара;
    • продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    • проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    • степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

  1. Естественная
  2. Административная
  3. Экономическая.

     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

     Существуют  два типа естественных монополий:

  1. Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
  2. Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

     Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется  в том, что создание в таких  отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции.

     Существование государственных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано  как естественным монополизмом отдельных  государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

     В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация  рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и  более высоким рыночным ценам  на реализуемые монополией товары и  услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения  сил конкуренции на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  государства в  регулировании рыночной экономики

     Рыночная  экономика, несмотря не смотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества без активной роли государства. За государством всегда сохраняются функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.

     Центральный вопрос государственного регулирования  – проблема разработки стратегии  социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.

     Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию  на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции.

     Несмотря  на относительно небольшой срок существования  российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов:

     1. Начальным этапом считается принятие  в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках».  Закон о конкуренции определил  основные положения государственной  конкурентной, в том числе антимонопольной,  политики, направленной на предупреждение  и пресечение злоупотребления  хозяйствующими субъектами доминирующим  положением на соответствующих  товарных рынках, формы недобросовестной  конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.

     2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

     3. Третий этап в развитии конкурентного  законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием  нового Гражданского кодекса  Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает  использование гражданских прав  в целях ограничения конкуренции,  а также злоупотребление доминирующим  положением на рынке. 

Информация о работе Антимонопольное законодательство РФ