Антимонопольное законодательство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:
Монополия: понятие, сущность и виды
Роль государства в регулировании рыночной экономики
Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Особенности российского монополизма
Антимонопольная политика РФ

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

     4. Четвертый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

     В течение последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях. 
 
 
 

  1. Система антимонопольных  органов и порядок  их формирования

     В соответствии с Законом о конкуренции  государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный  орган. Таким образом, федеральный  антимонопольный орган выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
  • Выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
  • Предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
  • Осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

     Под предупреждением монополистической  деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом  по созданию экономических, организационных  и правовых условий, в которых  появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих  субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка.

     Ограничение монополистической деятельности —  процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам  злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя  интересы других хозяйствующих субъектов  или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих  субъектов, занимающих на рынке определенного  товара долю свыше 35%, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

     Пресечение  монополистической деятельности —  собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению  фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным  законодательством, возбуждение и  рассмотрение дел и принятие по ним  решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений  и предписаний.

     Федеральный антимонопольный орган входит в  структуру федеральных органов  исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

     Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку  финансируются из средств федерального бюджета.

     Законом не предусмотрены какие-либо ограничения  в отношении количества, структуры  и местоположения территориальных  органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала  практика их формирования в соответствии с административно-территориальным  делением Российской Федерации.

     Федеральный антимонопольный орган, наделяет территориальные  органы полномочиями в пределах своей  компетенции.

     Полномочия  федерального антимонопольного органа (в настоящее время — Министерства по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства), а также его  задачи предусмотрены несколькими  федеральными законами, связанными с  функционированием и развитием  товарного рынка. Они различаются  сферой применения, регулируемыми отношениями  и методом регулирования.

     Основной  задачей антимонопольных органов  является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции  и предпринимательства, защита интересов  малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с  другой — государственным контролем  соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

     В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп  полномочий антимонопольных органов:

     • полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

     • полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

     • полномочия по применению мер и ответственности  к нарушителям законодательства.

     Особую  роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных  законов и иных правовых актов  по вопросам регистрации юридических  лиц, лицензирования, защиты конкуренции  на финансовых рынках, конкурсного  порядка распределения заказов  на поставку продукции для государственных  нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация  данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения  законодательства и злоупотребления  со стороны власти, даст возможность  и производителям эффективно защищать свои права и интересы. 
 
 
 
 
 

  1. Задачи и цели антимонопольных органов.

     Основные  задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность  его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:

     • содействие формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции и  предпринимательства;

     • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции;

     • государственный контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства.

     Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

     • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его  применения, заключения о проектах законов и других нормативных  актов, касающихся функционирования рынка  и развития конкуренции;

     •дает рекомендации федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

     • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и  обращения;

     • контролирует соблюдение антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов;

     • контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое  может привести к доминирующему  положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов  либо к ограничению конкуренции.

     Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства  и демонополизации федеральный  антимонопольный орган может  направлять соответствующим федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

     • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов  или освобождении от них хозяйствующих  субъектов, впервые вступающих на рынок  определенного товара;

     • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

     • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и  обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

     • о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в  целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих  субъектов;

     • о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических  зон;

     • о лицензировании экспортно-импортных  операций и изменении таможенных тарифов;

     • о внесении изменений в перечни  видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

     Федеральный антимонопольный орган принимает  участие в реализации федеральных  программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности российского монополизма

     Монополистическая деятельность в РФ - это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих  субъектов, федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или  устранение конкуренции.

     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

     Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение  на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему  затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия  им и потребителям.

     Доминирующим  считается положение предприятия, если его доля на рынке определенного  товара не менее 65%. Из этого правила  есть исключения:

    • Первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим;
    • Второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Информация о работе Антимонопольное законодательство РФ