Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:05, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:
Монополия: понятие, сущность и виды
Роль государства в регулировании рыночной экономики
Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Особенности российского монополизма
Антимонопольная политика РФ
4. Четвертый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
В
течение последних лет сохраняется тенденция
увеличения как количества, так и удельного
веса дел по фактам нарушения Закона о
конкуренции, что свидетельствует о серьезности
проблем, возникающих в процессе государственного
регулирования предпринимательской деятельности,
особенно на региональном и местном уровнях.
В
соответствии с Законом о конкуренции
государственную политику по содействию
развитию товарных рынков и конкуренции,
предупреждению, ограничению и пресечению
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции проводит
федеральный орган
Под
предупреждением
Ограничение
монополистической деятельности —
процесс формирования и реализации
условий, не позволяющих доминирующим
на рынке хозяйствующим субъектам
злоупотреблять своей рыночной властью,
ограничивая конкуренцию и
Пресечение
монополистической деятельности —
собственно правоприменительная
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом
не предусмотрены какие-либо ограничения
в отношении количества, структуры
и местоположения территориальных
органов федерального антимонопольного
органа, однако традиционной стала
практика их формирования в соответствии
с административно-
Федеральный антимонопольный орган, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
Полномочия
федерального антимонопольного органа
(в настоящее время —
Основной
задачей антимонопольных
В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:
•
полномочия, направленные на развитие
конкуренции и
• полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;
•
полномочия по применению мер и ответственности
к нарушителям
Особую
роль в формировании правового поля
конкурентных рыночных отношений играет
совершенствование федерального законодательства.
В этой связи необходимо ускорить
разработку и принятие федеральных
законов и иных правовых актов
по вопросам регистрации юридических
лиц, лицензирования, защиты конкуренции
на финансовых рынках, конкурсного
порядка распределения заказов
на поставку продукции для государственных
нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация
данных вопросов на федеральном уровне
позволит существенно ограничить нарушения
законодательства и злоупотребления
со стороны власти, даст возможность
и производителям эффективно защищать
свои права и интересы.
Основные
задачи и цели федерального антимонопольного
органа, а также ответственность
его должностных лиц
К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный
антимонопольный орган
•
направляет в Правительство Российской
Федерации предложения по вопросам
совершенствования
•дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
• разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
•
контролирует приобретение акций (долей)
с правом голоса в уставном капитале
хозяйственных обществ, которое
может привести к доминирующему
положению на рынках в Российской
Федерации хозяйствующих
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
• об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
• о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
•
о финансировании мероприятий по
расширению выпуска товаров в
целях устранения доминирующего
положения отдельных
•
о привлечении иностранных
• о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
• о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Федеральный
антимонопольный орган
Монополистическая деятельность в РФ - это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Специфика
российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.
Доминирующим
считается положение