Антимонопольное законодательство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:
Монополия: понятие, сущность и виды
Роль государства в регулировании рыночной экономики
Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Особенности российского монополизма
Антимонопольная политика РФ

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

     Если  же доля предприятия на рынке определенного  товара не превышает 35%, его положение  не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Антимонопольная политика РФ

         Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

         Таким субъектам при некоторых исключениях  запрещается:

         1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

         2) изъятие товара из обращения,  если результатом такого изъятия  явилось повышение цены товара;

         3) навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету  договора;

         4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы  на его поставки при наличии  возможности его рентабельного  производства;

         5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками)  в случае наличия возможности  производства или поставок соответствующего  товара;

         6) экономически, технологически и  иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов)  на один и тот же товар,  если иное не установлено федеральным  законом;

         7) установление финансовой организацией  необоснованно высокой или необоснованно  низкой цены финансовой услуги;

         8) создание дискриминационных условий;

         9) создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу  из товарного рынка другим  хозяйствующим субъектам;

         10) нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразования.

         Наряду  с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями  организаций, продажей и покупкой крупных  пакетов акций компаний, а также  запрет на согласование цен между  хозяйствующими субъектами, раздел рынка  и некоторые другие практики.

         Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов  в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

         Федеральная антимонопольная служба — федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и  на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных  заказов, а также изданию в  пределах своей компетенции нормативных  и индивидуальных правовых актов  в установленной сфере деятельности.

         Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы являются:

         а) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о конкуренции  на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)

         б) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года)

         в) надзор и контроль за соблюдением  законодательства об иностранных инвестициях  в хозяйственные общества, имеющие  стратегическое значение для обеспечения  обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке  осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие  стратегическое значение для обеспечения  обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)

         г) надзор и контроль за соблюдением  законодательства в сфере государственных  закупок заказа (Федеральный закон  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)

         д) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о рекламе (Федеральный  закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года)

         С 01 февраля 2010 года ФАС России также  осуществляет контроль за соблюдением  антимонопольных требований, установленных  Федеральным законом «О государственном  регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

         ФАС подведомственна Правительству  Российской Федерации (подчиняется  непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации  ежегодный доклад о результатах  своей деятельности.

         В структуре антимонопольного ведомства  находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат  службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в  структуру ФАС России входит 82 территориальных  управления. Штатная численность  работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.

         Ключевыми законодательными актами, которыми в  своей работе руководствуется ФАС  России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд», «О порядке  осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие  стратегическое значение для обеспечения  обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

         ФАС России создана в соответствии с  Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую  часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства (за исключением  функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор).

         На  основании Доклада о результатах  и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы, представленного  ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

         1. Создание условий для развития  конкуренции в сферах деятельности  хозяйствующих субъектов, не относящихся  к естественным монополиям.

         2. Предотвращение и пресечение  антиконкурентного вмешательства  органов государственной власти  и местного самоуправления в  функционирование рынков, снижение  коррупционных рисков при размещении  государственного и муниципального  заказа.

         3. Обеспечение равного доступа  потребителей к товарам, работам,  услугам, реализуемым субъектами  естественных монополий, и развитие  конкуренции в потенциально конкурентных  видах деятельности субъектов  естественных монополий.

         Деятельность  ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения  отдельных хозяйствующих субъектов  на товарных и финансовых рынках, в  том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение  качества проводимых исследований состояния  конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также  уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в  целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской  деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

     Итак, подводя итоги, можно сказать, что  антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к  дальнейшему совершенствованию  этой сферы. Причём антимонопольная  политика будет плодотворно развиваться  как в отношении монополий  закрытого и открытого типа, так  и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.

     Проблема  монополизации и недоброкачественной  конкуренции перестала быть чисто  экономической – она все больше становиться политической и общественной. Поэтому необходимо чтобы население  РФ осознало всю пагубность и все  отрицательные последствия монополии  как таковой.

     Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

     Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Конституция РФ
  3. Федеральный закон №147-ФЗ от 17 августа 1995г.  «О естественных монополиях»
  4. Федеральный закон №38-ФЗ от 13 марта 2006г. «О рекламе»
  5. Федеральный закон № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции»
  6. Федеральным законом от 28 декабря 2009г. №381-ФЗ  «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ»
  7. Козлова М.Ю. «Антимонопольное законодательство РФ: учебное пособие», сздательство ВолГУ, 2003.
  8. Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России www.fas.gov.ru
  9. Свободная энциклопедия «Википедия» www.ru.wikipedia.org

Информация о работе Антимонопольное законодательство РФ