Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:05, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является провести изучение антимонопольного законодательства Российской Федерации. Данная цель может быть достигнута при изучении следующих вопросов:
Монополия: понятие, сущность и виды
Роль государства в регулировании рыночной экономики
Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Особенности российского монополизма
Антимонопольная политика РФ
Если
же доля предприятия на рынке определенного
товара не превышает 35%, его положение
не может быть признано доминирующим,
а оно само монополистом.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Таким
субъектам при некоторых
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2)
изъятие товара из обращения,
если результатом такого
3)
навязывание контрагенту
4)
экономически или
5)
экономически или
6)
экономически, технологически и
иным образом не обоснованное
установление различных цен (
7)
установление финансовой
8)
создание дискриминационных
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10)
нарушение установленного
Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Федеральная
антимонопольная служба — федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства о
конкуренции на товарных рынках и
на рынке финансовых услуг, естественных
монополий, рекламе, размещении государственных
заказов, а также изданию в
пределах своей компетенции нормативных
и индивидуальных правовых актов
в установленной сфере
Основными
функциями Федеральной
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)
б)
надзор и контроль за соблюдением
законодательства о естественных монополиях
(Федеральный закон «О естественных
монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995
года, Федеральный закон «Об
в)
надзор и контроль за соблюдением
законодательства об иностранных инвестициях
в хозяйственные общества, имеющие
стратегическое значение для обеспечения
обороны страны и безопасности государства
(Федеральный закон «О порядке
осуществления иностранных
г)
надзор и контроль за соблюдением
законодательства в сфере государственных
закупок заказа (Федеральный закон
«О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года)
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
ФАС
подведомственна Правительству
Российской Федерации (подчиняется
непосредственно премьер-
В
структуре антимонопольного ведомства
находятся территориальные
Ключевыми
законодательными актами, которыми в
своей работе руководствуется ФАС
России, являются Федеральные законы
«О защите конкуренции», «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд», «О порядке
осуществления иностранных
ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор).
На
основании Доклада о
1.
Создание условий для развития
конкуренции в сферах
2.
Предотвращение и пресечение
антиконкурентного
3.
Обеспечение равного доступа
потребителей к товарам,
Деятельность
ФАС России в рамках достижения первой
из указанных целей направлена на
пресечение антиконкурентного поведения
отдельных хозяйствующих
Заключение
Итак, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.
Проблема
монополизации и
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Разумное,
чёткое и уверенное реформирование антимонопольной
политики способно помочь российской
экономики совершенствоваться и улучшаться,
в значительной мере используя опыт развитых
капиталистических государств. А если
будет развиваться экономика, то и жизнь
российского населения в общем непременно
будет становиться лучше.
Список используемой литературы