Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Главными задачами являются:
• обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
• сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики;
• обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Общественные издержки монополии и необходимость государственной антимонопольной политики………………………………………………………..5
2. Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения……….10
3. Регулирование естественных монополий: основные задачи и принципы…...16
4. Антимонопольная политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования зарубежного опыта………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.docx

— 218.61 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 25 страниц, 3 рисунка, 1 таблица.

Ключевые слова: антимонопольная  политика, монополия, антимонопольное  регулирование, государственное регулирование, естественная монополия, либерализация  рынка.

Изучена антимонопольная  политика государств, ее предпосылки  и причины возникновения. Рассмотрено антимонопольное законодательство и его особенности в различных странах.

Рассмотрена антимонопольная  политика и антимонопольное законодательство Республики Беларусь и ее состояние  на сегодняшний день, а также возможность  ее использования в ней зарубежного  опыта.

Целью исследования является развитие антимонопольного законодательства как в Республике Беларусь, так  и за рубежом.

 

 

 

 

Term paper: 25 pages, 3 drawings, 1 table.

Keywords:  antimonopoly policy, monopoly, antimonopoly regulation, state regulation, natural monopoly, market liberalization.

The antimonopoly policy of the states, its preconditions and the emergence reason is studied. The antitrust law and its features in the various countries is considered.

The antimonopoly policy and the antitrust law of Republic of Belarus and its condition today, and also possibility of its use in it foreign experience is considered.

Research objective is development of the antitrust law as in Republic of Belarus, and abroad.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     _____________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Общественные  издержки монополии и необходимость  государственной антимонопольной  политики………………………………………………………..5

2. Антимонопольное  законодательство и обеспечение  его исполнения……….10

3. Регулирование  естественных монополий: основные  задачи и принципы…...16

4. Антимонопольная  политика в Республике Беларусь: возможность и практика использования  зарубежного опыта………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………….24

Список  использованных источников……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  взаимоотношения государства и  хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование  монополий.

Существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена, а также торможение развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития большинства стран. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов

Таким образом, монополия обуславливает замедление работы хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента  предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка  и совершенствованию экономики  в целом.

В любой стране мира публичная  антимонопольная политика защищает свободу экономической деятельности как основу политической демократии и права граждан страны распоряжаться  принадлежащим им имуществом, своими способностями, обеспечивать себя и  своих близких всеми необходимыми материальными благами. В прикладном значении свобода экономической  деятельности означает наличие в  обществе актуальной возможности применить  себя и свою собственность в осуществлении  любой, не запрещенной законом деятельности.

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных  последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование  в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним  из существенных условий успешного  социально-экономического развития Беларуси.

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и  антимонопольного законодательства, как  инструмента его  успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма  в Республике Беларусь.

Главными задачами являются:

  • обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
  • сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики;
  • обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общественные  издержки монополии и необходимость  государственной антимонопольной  политики

Монополия (от греч. Monopolium - единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащей одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Монополизм находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом может быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Общепринятой в настоящее  время является так называемая неоклассическая  теория монополии (или теория несовершенной  конкуренции), излагаемая в стандартных  учебниках по экономической теории. Она лежит в основе большинства проводимых в последние десятилетия теоретических и прикладных исследований структуры отраслевых рынков, государственного регулирования и т. д. В силу этих обстоятельств, а также из-за методологического единства с другими разделами распространенной экономической теории, неоклассическая теория монополии  по праву относится к тому, что принято называть mainstream economics.

Монополистической фирмой (монополистом) в неоклассической теории монополии называется продавец (или группа продавцов, действующая как единый продавец), который может влиять на рыночную цену своего товара путем изменения количества этого товара, которое он продает на рынке. В таких случаях говорят, что продавец обладает монопольной властью. В переводе на традиционный графический язык mainstream economics это означает, что индивидуальная кривая спроса такой фирмы не является горизонтальной.

В реальной экономике индивидуальная кривая спроса любого продавца не является горизонтальной. Например, если он решил продать  дополнительное количество товара, то это значит, что объем предложения  товара на рынке увеличился, и чтобы  покупатели изменили свое поведение  – увеличили закупки – необходимо, чтобы цена несколько снизилась. В этой связи неоклассическая  теория говорит следующее: в тех  случаях, когда продавец производит лишь малую долю общего количества товара, небольшое изменение количества производимого им товара не может  существенно повлиять на рыночную цену. Иными словами, в такой ситуации его кривую спроса можно считать  приблизительно горизонтальной. [7,с.560-561].

Согласно  неоклассической теории ситуация совершенной  конкуренции на рынке данного  товара имеет место, когда:

– все  производители (поставщики товара) обеспечивают лишь малую часть предложения;

– покупатели рассматривают товар, поставляемый разными производителями, как однородный;

– товар  является бесконечно делимым (множество  значений переменной «количество товара»  совпадает с множеством неотрицательных  действительных чисел);

– ресурсы  мобильны, нет никаких искусственных  ограничений на их перемещение между  производителями;

– отсутствуют  искусственные барьеры для входа  продавцов и покупателей на рынок;

– все  участники рынка обладают полной информацией о рынке и других его участниках.[12,с. 241-242].

Утверждается, что в этих условиях индивидуальная кривая спроса каждого продавца будет  горизонтальной прямой (рис. 1), при этом агрегированная кривая спроса будет  наклонной линией, пересечение которой  с агрегированной кривой предложения  будет определять рыночную цену (рис. 2).

 

 

Условные обозначения: MC – индивидуальная кривая предельных издержек (издержки на производство дополнительной единицы товара); АС – индивидуальная кривая средних издержек (суммарные издержки, деленные на количество произведенного товара); MR – индивидуальная кривая предельного дохода (выручка от продажи дополнительной единицы товара); D – спрос; S – предложение.

 

Рис. 1. Фирма в условиях совершенной конкуренции: краткосрочный  период

 

 

 

 

Рис. 2. Рынок в условиях совершенной конкуренции

 

Каждый  продавец, стремясь максимизировать  прибыль, будет предлагать на рынок  такое количество товара, при котором  предельные издержки равны предельному  доходу, то есть рыночной цене единицы  товара. Если при этом средние издержки будут меньше предельных (рис. 1), то есть производитель будет получать прибыль, это вызовет приток ресурсов из других отраслей, цена упадет и со временем установится равновесие, при  котором средние издержки будут  равны предельным, а прибыль будет равна нулю.

Далее утверждается, что, поскольку в ситуации равновесия никто не может ни получить прибыль, ни нести убытки, ресурсы используются максимально эффективно (при заданном первоначальном их распределении). Говорят  также, что в условиях конкурентного  равновесия максимизируется общественное благосостояние. Состояние равновесия в условиях совершенной конкуренции сравнивается с ситуацией, когда фирма обладает монопольной властью, то есть имеет наклонную индивидуальную кривую спроса. При этом цена устанавливается на уровне более высоком, чем предельный доход и предельные издержки. Неоклассическая теория монополии утверждает, что эта ситуация хуже с точки зрения эффективности, чем совершенная конкуренция, так как в этом случае:

– цена устанавливается на уровне более  высоком, чем при совершенной конкуренции, когда она всегда равна предельным издержкам;

– средние  издержки фирмы выше потенциального минимума даже при условии свободного входа на рынок, когда прибыль  в ситуации равновесия устанавливается  равной нулю.

Для иллюстрации  относительной экономической эффективности  монополии и совершенной конкуренции, а также для анализа эффективности  антимонопольных мер часто используется так называемый треугольник общественных потерь (рис. 5.)

 

 

 

 

Рис. 5. Общественные потери от существования  монополии

 

   На этой диаграмме площадь  треугольника ABC представляет общественные потери: при переходе от конкурентного (Qc) к монопольному (Qm) уровню выпуска потребители теряют часть продукции, за которую они были бы готовы заплатить цену, определяемую кривой спроса (эти потери равны площади трапеции QmAСQc); в то же время производитель избегает издержек в сумме QmBCQc. Возникновение монополии в смысле данного определения ведет к потерям общественного благосостояния. Ситуация совершенной конкуренции рассматривается как нулевой уровень, точка отсчета для величины потерь, то есть эталон экономической эффективности. Отсюда делается вывод, что любое отклонение от условий модели совершенной конкуренции приводит к монополизму и снижению эффективности (благосостояния). К числу таких отклонений от эталона относятся, например, уменьшение численности фирм, слияния и поглощения, дифференциация товаров, асимметрия информации в результате рекламы и других приемов маркетинга и т. д. Данный факт объявляется достаточным основанием для государственного вмешательства с целью уменьшения общественных потерь (увеличения экономической эффективности). Разные меры регулирования должны иметь общей целью максимальное приближение рыночной ситуации к совершенной конкуренции.[7,с.563-565].

Информация о работе Антимонопольное законодательство и обеспечение его исполнения