Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:09, лекция
Антимонопольное законодательство регулирует отношения, возникающие на товарных рынках и влияющие на конкуренцию. Как правило, не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, с рынком ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением тех случаев, когда такие отношения воздействуют на конкуренцию на товарных рынках.
Антимонопольное законодательство распространяется на всю территорию РФ. В некоторых случаях российское антимонопольное законодательство может распространяться на отношения, сложившиеся за пределами РФ.
Антимонопольное законодательство
РФ (в частности, Федеральный закон
"О защите конкуренции") включает
в себя нормы, регламентирующие не только
процессы монополизации и конкуренции,
но и недобросовестную конкуренцию.
Во многих странах существуют отдельные
нормативные акты, регулирующие недобросовестную
конкуренцию. Представляется, что российский
законодатель пошел по верному пути, т.к.
в сложившейся ситуации, когда даже самые
совершенные с точки зрения юридической
техники законы не исполняются, более
эффективно создать единый нормативно-правовой
акт, но при этом обеспечить его исполнение.
Не исключено, однако, что в дальнейшем
будут созданы специализированные нормативные
акты как проявление общей тенденции к
дифференциации законодательства, а также
в целях более полного правового обеспечения
экономических преобразований.
Основополагающим элементом антимонопольного
законодательства выступает Конституция
РФ, ст. 8 которой гарантирует единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг, финансовых
средств, поддержку конкуренции, свободу
экономической деятельности. Статья 34
Конституции прямо запрещает экономическую
деятельность, направленную на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию. ГК РФ
содержит аналогичные нормы (п. 3 ст. 1, п.
1 ст. 10). Из федеральных законов, имеющих
существенное значение для антимонопольного
регулирования, кроме Закона о конкуренции,
можно назвать следующие: УК РФ, Закон
о естественных монополиях, Закон о связи,
Закон о финансово-промышленных группах,
Закон об акционерных обществах.
В состав антимонопольного законодательства
не входят нормативные акты министерств
и ведомств. Неотъемлемой частью российского
антимонопольного законодательства являются
международно-правовые акты.
В нормах антимонопольного законодательства
находят отражение процессы государственного
вмешательства в экономические отношения,
процессы взаимопроникновения частных
и публичных начал правового регулирования.
Для антимонопольного законодательства
характерно сочетание норм различных
отраслей права: гражданско-правовых,
административных, уголовных. Причина
такого положения видится в сложности
объекта регулирования (процессы монополизации
и конкуренции), а также в необходимости
поддерживать (защищать) экономически
более слабую сторону (например, контрагентов
в договорах, заключаемых предприятием-монополистом).
Правоотношения, регулируемые антимонопольным
законодательством, имеют в большинстве
своем гражданско-правовые свойства. Субъекты
экономических отношений, действуя в условиях
свободы торговли и производства, самостоятельно
определяют свою рыночную стратегию. Они
используют все возможности свободы договора,
определяя содержание соглашений и выбирая
контрагентов. Гражданско-правовые нормы
антимонопольного законодательства упорядочивают
договорные связи, запрещая определенные
типы соглашений или устанавливая требования
к их содержанию. Предусмотрена гражданско-правовая
ответственность за нарушение норм антимонопольного
законодательства.
К административным можно отнести те нормы,
которые регулируют структуру, компетенцию
антимонопольных органов, порядок рассмотрения
дел о нарушениях антимонопольных правил.
В определенных случаях применяется административная
ответственность.
Статьей 178 Уголовного кодекса РФ объявляются
преступными монополистические действия
и ограничение конкуренции. Практика уголовного
преследования за нарушение антимонопольных
правил берет свое начало в антитрестовском
законодательстве США. Однако считаем,
что уголовное преследование менее эффективно
в борьбе с нарушениями антимонопольного
законодательства, чем гражданско-правовая
и административная ответственность,
и выполняет в основном функцию общей
превенции.
Антимонопольное законодательство регулирует
отношения, возникающие на товарных рынках
и влияющие на конкуренцию. Как правило,
не распространяется на отношения, связанные
с объектами исключительных прав, с рынком
ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением
тех случаев, когда такие отношения воздействуют
на конкуренцию на товарных рынках.
Товарный рынок, по определению ст. 4 Федерального
закона о защите конкуренции, - это "сфера
обращения товара (в том числе товара иностранного
производства), который не может быть заменен
другим товаром, или взаимозаменяемых
товаров (далее - определенный товар), в
границах которой (в том числе географических)
исходя из экономической, технической
или иной возможности либо целесообразности
приобретатель может приобрести товар,
и такая возможность либо целесообразность
отсутствует за ее пределами.
В связи с изложенным возникает вопрос:
распространяется ли антимонопольное
законодательство на сферу производства
товаров? Все значимые положения антимонопольного
законодательства строятся на фактах,
имеющих место в сфере обращения, а не
производства товаров. В ряде случаев
производственная сфера затрагивается
(см. ст. 19 Закона о защите конкуренции),
однако основания для применения антимонопольных
норм лежат в сфере оборота. Таким образом,
антимонопольное законодательство строится
в основном на рыночной концепции монополии.
Действуют общие правила: акты антимонопольного
законодательства не имеют обратной силы
и применяются только к тем отношениям,
которые возникают после вступления их
в силу. Иногда может появиться необходимость
отсрочить вступление акта в законную
силу либо, напротив, применить его положения
к уже сложившимся отношениям. В таком
случае в самом нормативно-правовом акте
содержится ссылка на особый порядок его
действия.
Антимонопольное законодательство распространяется
на всю территорию РФ. В некоторых случаях
российское антимонопольное законодательство
может распространяться на отношения,
сложившиеся за пределами РФ. В частности,
п. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции устанавливает,
что указанный Закон применяется к достигнутым
за пределами территории Российской Федерации
соглашениям между российскими и (или)
иностранными лицами либо организациями,
а также к совершаемым ими действиям, если
такие соглашения достигнуты и действия
совершены в отношении находящихся на
территории Российской Федерации основных
производственных средств и (или) нематериальных
активов или в отношении акций (долей)
хозяйственных обществ, прав в отношении
коммерческих организаций, которые осуществляют
деятельность на территории Российской
Федерации или оказывают иное влияние
на состояние конкуренции на территории
Российской Федерации.
Субъектами антимонопольного регулирования,
согласно Закону о защите конкуренции,
являются хозяйствующие субъекты, федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ и
органы местного самоуправления, их должностные
лица. Антимонопольное законодательство
включает в себя акты, распространяющиеся
на всех указанных субъектов (Закон о защите
конкуренции), а также акты, касающиеся
только ограниченного круга субъектов
(Закон о естественных монополиях).
Цели антимонопольного законодательства
реализуются специально созданной структурой
исполнительной власти - Федеральной антимонопольной
службой и создаваемыми ею территориальными
органами (которая пришла на смену Министерству
РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства). Федеральная антимонопольная
служба создана в соответствии с Указом
Президента России от 9 марта 2004 г. N 314.
Положение о Федеральной антимонопольной
службе принято Правительством России
30 июня 2004 г. ФАС России - федеральный орган
исполнительной власти, руководство деятельностью
которого осуществляет Правительство
Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС
России) является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по принятию нормативных правовых
актов, контролю и надзору за соблюдением
законодательства в сфере конкуренции
на товарных рынках, защиты конкуренции
на рынке финансовых услуг, деятельности
субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет
контроль за соблюдением законодательства
о размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд,
выполняет функции по контролю за осуществлением
иностранных инвестиций в Российской
Федерации.
Территориальные органы Федеральной антимонопольной
службы создаются, как правило, в субъектах
Федерации. Такие органы формируются в
зависимости от необходимости, поэтому
число территориальных органов может
не соответствовать числу субъектов Федерации
(например, действует Управление ФАС по
Чеченской республике и Республике Ингушетия,
по Республике Адыгея, по Республике Дагестан).
Федеральный антимонопольный орган наделяет
свои территориальные органы полномочиями
в пределах своей компетенции.
Применение норм антимонопольного законодательства
осуществляется не только специально
созданными органами, но и судами общей
юрисдикции, арбитражными судами, правоохранительными
органами.
Перечень полномочий антимонопольных
органов не является исчерпывающим, хотя
это не означает, что он может быть произвольным
образом расширен. Так, например, антимонопольный
орган не может решать вопросы о возмещении
убытков, даже если убытки возникли в связи
с нарушением антимонопольного законодательства,
а также о привлечении к уголовной ответственности.
Эти проблемы полномочны решать иные органы
(суд, соответствующие правоохранительные
органы).
Антимонопольные органы наделяются достаточно
широким кругом прав, что влечет за собой
появление корреспондирующих с ними обязанностей.
Например, праву доступа к информации
соответствует обязанность соблюдать
коммерческую тайну.
Федеральный антимонопольный орган:
обеспечивает государственный контроль
за соблюдением антимонопольного законодательства
федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, иными осуществляющими
функции указанных органов органами или
организациями, а также государственными
внебюджетными фондами, хозяйствующими
субъектами, физическими лицами, в том
числе в сфере использования земли, недр,
водных ресурсов и других природных ресурсов
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N
164-ФЗ);
выявляет нарушения антимонопольного
законодательства, принимает меры по прекращению
нарушения антимонопольного законодательства
и привлекает к ответственности за такие
нарушения;
предупреждает монополистическую деятельность,
недобросовестную конкуренцию, другие
нарушения антимонопольного законодательства
федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, иными осуществляющими
функции указанных органов органами или
организациями, а также государственными
внебюджетными фондами, хозяйствующими
субъектами, физическими лицами;
осуществляет государственный контроль
за экономической концентрацией, в том
числе в сфере использования земли, недр,
водных ресурсов и других природных ресурсов,
а также при проведении торгов в случаях,
предусмотренных федеральными законами
(п. 4 в ред. Федерального закона от 17.07.2009
N 164-ФЗ).
При осуществлении контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства работники
антимонопольного органа в соответствии
с возложенными на них полномочиями при
предъявлении ими служебных удостоверений
и приказа руководителя антимонопольного
органа о проведении проверки соблюдения
антимонопольного законодательства (далее
- проверка) имеют право беспрепятственного
доступа в федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, иные осуществляющие
функции указанных органов органы или
организации, а также в государственные
внебюджетные фонды, коммерческие организации,
некоммерческие организации для получения
необходимых антимонопольному органу
документов и информации.