Антимонопольное законодательство Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Оглавление

Введение
Возникновение и сущность монополий…………………………...3
Формы и виды монополий……………………………………….…4
Антимонопольное законодательство……………………………....7
Антимонопольный комитете Украины……………………………10
Санкции за нарушения антимонопольного законодательства…...12

Заключение

Список использованной литературы……………………………………..16

Файлы: 1 файл

Хоз. право Антимонопольное законодательство Украины.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение

  1. Возникновение и сущность монополий…………………………...3
  2. Формы и виды монополий……………………………………….…4
  3. Антимонопольное законодательство……………………………....7
  4. Антимонопольный комитете Украины……………………………10
  5. Санкции за нарушения антимонопольного законодательства…...12

    Заключение

    Список  использованной литературы……………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

    С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

    В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

              Поэтому на данном этапе огромное  значение имеет создание и  усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением  Украины необходимости экономических  реформ в данной сфере. 
 
 
 

  1. Возникновение и сущность монополий
 

    Монополия — это определенное право какой - нибудь из фирм, организаций на предоставление своих услуг на более выгодных условия, чем конкурирующие фирмы.

    История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в  разных формах и в неодинаковой степени  проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Не случайно монополии в тогдашней  экономической литературе получили название “детей кризиса”. Первая большая  волна монополистических слияний  происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, в металлургии – «Стандард ойл», в автомобильной – «Дженерал моторс».

    В промышленном производстве монополистические образования - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

    Главным признаком монополии является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее положение  предпринимателя, которое дает ему  возможность самостоятельно или  вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

    Монопольное положение является желанным для  каждого предприятия. Оно позволяет  им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

    2. Формы и виды  монополий

 

    Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

    Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

    Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

       Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

    Существует  три типа монополий:

    1) монополия отдельного предприятия;

    2) монополия как соглашение;

    3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.

    Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности, достижения преимущества над конкурентами.

    Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

    Различают следующие формы  монополистических  объединений:

    Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

    Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

    Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

    Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

    Особого внимания  требует вопрос ценовой  политики монополистических образований. Используя свое монополистические  положение,они имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их ( монопольная цена).

    Особенность монопольной цены заключается в  том, что она сознательно отклоняется  от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта.

    Отличают  монопольную высокую и монопольную  низкую цены. Первую устанавливает  монополист, оккупировавший рынок, и  с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует  монополист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют  выбора.

    Монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального  рынка, оная наносит большой вред народному хозяйству. 
 

 

    3. Антимонопольное законодательство

 

    Антимонопольное законодательство регулирует экономическую конкуренцию, является одной из ключевых составляющих государственного регулирования экономики.

      Современна система  антимонопольно-конкурентного законодательства включает в себя совокупность нормативных актов. Прежде всего, это Конституция Украины. Статья 42 Конституции устанавливает: «Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и границы монополии определяются законом». В ст. 92 Конституции закреплена необходимость исключительно законодательного определения правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования.

    Принципы  государственного регулирования находят  свое отражение в специальной  программе, которую разрабатывает  Кабинет Министров Украины и  утверждает Верховная Рада Украины.

    Первым  законом, принятым в Украине с  целью непосредственного правового  обеспечения развития состязательности и предотвращения монополистических  злоупотреблений стал Закон Украины  принятый 18 февраля 1992г. «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». Кроме того, систему антимонопольно-конкурентного законодательства Украины составляют законы Украины :

    «Об Антимонопольном комитете Украины»;

      «О защите от недобросовестной конкуренции»;

      «О защите экономической конкуренции». (Закон вступает в силу через год после его опубликования, кроме пунктов, касающихся обращения субъектов хозяйствования в органы Антимонопольного комитета Украины с заявлением о предоставлении разрешения на согласованные действия, если такие действия будут иметь место на день вступления в силу Закона). Некоторые нормы антимонопольного законодательства содержатся в других законах, в частности в законах Украины «О предприятиях в Украине» и о «О предпринимательстве», в суды вправе обращаться как административные учреждения, так и компании, частные лица, считающие себя пострадавшими от нарушения принципа свободной конкуренции.

    Государственная политика в сфере ограничения  монополизма и содействия развитию конкуренции осуществляется уполномоченными  на это органами государственной  власти, местного самоуправления и  органами административно-хозяйственного управления и контроля. Непосредственный государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защитой интересов предпринимателей от недобросовестной конкуренции осуществляет Антимонопольный комитет Украины в соответствии с его компетенцией. Это положение закреплено в Законе Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» от 18 февраля 1992 г., а также в ст. 2 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001г.

    Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание  того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной  политики заключается в том, чтобы  поставить деятельность монополии  на  государственный контроль, исключить  возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

Информация о работе Антимонопольное законодательство Украины