Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:41, контрольная работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Введение
Возникновение и сущность монополий…………………………...3
Формы и виды монополий……………………………………….…4
Антимонопольное законодательство……………………………....7
Антимонопольный комитете Украины……………………………10
Санкции за нарушения антимонопольного законодательства…...12
Заключение
Список использованной литературы……………………………………..16
Главная
цель этого вмешательства
1)
предупреждение создания
2) ограничение использования
Для
проведения антимонопольной политики
государство создает
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни.
На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный комитет Украины.
4.
Антимонопольный
комитет Украины
Антимонопольный
комитет Украины является государственным
органом со специальным статусом,
целью деятельности которого является
обеспечение государственной
-
осуществление
-
предотвращение, обнаружение и прекращение
нарушений законодательства о
защите экономической
- контроль за концентрацией и согласованными действиями субъектов хозяйствования;
- контроль за регулированием цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий;
-
содействие развитию
-
участие в нормативной
Антимонопольный комитет Украины состоит из Председателя и десяти государственных уполномоченных, из числа которых назначаются два первых заместителя и три заместителя Председателя Антимонопольного комитета Украины.
Решения
Антимонопольного комитета Украины, как
высшего коллегиального органа в
системе органов
В
каждой области Украины, городах
Киеве и Севастополе образуются
территориальные отделения
Антимонопольный
комитет Украины и его
В
соответствии со статьей 19 Закона Украины
«Об Антимонопольном комитете Украины»
во время выполнения возложенных
на Антимонопольный комитет
Невозможно противодействовать злоупотреблению монопольным положением на рынке, антиконкурентным согласованным действиям, дискриминации предпринимателей органами власти и управления только законодательными запретами. Для достижения этой цели необходимо создание эффективного правового механизма, который мог бы действенно способствовать поддержке и поощрению конкуренции, пересечению и предотвращению монопольной практики и искусственных ограничений развития конкуренции, препятствовать развитию монопольных структур и противодействовать нарушениям антимонопольного законодательства.
Одним
из важных элементов правового
За
нарушение антимонопольного законодательства
возможно применение мер административной,
гражданско-правовой ответственности,
а также двух специфических санкций
в виде налагаемых Антимонопольным
комитетом штрафов и
К наиболее распространенным видам нарушения антимонопольного законодательства можно отнести:
- антиконкурентные согласованные действия;
-
злоупотребление монопольным (
-
невыполнение решения,
За указанные нарушения налагаются штрафы в размере до 10 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф. При наличии незаконно полученной прибыли, превышающей 10 % указанного дохода (выручки), штраф налагается в размере, не превышающем тройного размера незаконно полученной прибыли. При этом размер незаконно полученной прибыли может быть рассчитан оценочным путем.
За совершение участниками согласованных действий без получения разрешения органов АМК налагается штраф в размере до 5 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествующий году, в котором налагается штраф.
За непредоставление информации АМК, предоставление недостоверной информации или информации в неполном объеме, а также создание препятствий работникам АМК в проведении проверок, осмотра, изъятии или наложении ареста на имущество налагается штраф в размере до 1 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции за последний отчетный год.
Согласно ст. 42 Закона № 2210 срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции составляет пять лет со дня совершения нарушения, а в случае продолжающегося нарушения – со дня окончания совершения нарушения .
Кроме финансовых санкций предусмотрена и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства . Так, навязывание контрагентам условий договора, ставящих их в неравное положение, дополнительных условий, не касающихся предмета договора, прочие действия, направленные на создание препятствий для доступа на рынок других предпринимателей, установление монопольных цен на свои товары, а также дискриминационных цен, ограничивающих права отдельных потребителей, влекут за собой наложение штрафа на руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т.п.) в размере до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – до 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Непредоставление,
несвоевременное предоставление руководителями
предприятий и лицами, занимающимися предпринимательской
деятельностью, информации или предоставление
заведомо недостоверной информации АМК
влекут за собой наложение штрафа на должностных
лиц и руководителей предприятий в размере
до 7 НМДГ, а на лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, – до 20 НМДГ За уклонение
указанных лиц от выполнения решений АМК
или несвоевременное выполнение их решений
предусмотрен штраф для должностных лиц
и руководителей в размере до 6 НМДГ , а
для лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью – до 16 необлагаемых налогом
минимумов доходов граждан.
Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику Украины можно охарактерезовать, как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях( очень малых) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Антимонопольной службе предстоит еще много сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.
Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Информация о работе Антимонопольное законодательство Украины