Антимонопольное законодательство Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Оглавление

Введение
Возникновение и сущность монополий…………………………...3
Формы и виды монополий……………………………………….…4
Антимонопольное законодательство……………………………....7
Антимонопольный комитете Украины……………………………10
Санкции за нарушения антимонопольного законодательства…...12

Заключение

Список использованной литературы……………………………………..16

Файлы: 1 файл

Хоз. право Антимонопольное законодательство Украины.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

    Главная цель этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной  конкуренции, которой угрожают монопольные  тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две  основные формы борьбы с монополиями:

    1) предупреждение создания монополий;

     2) ограничение использования монопольной  власти.

    Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. Антимонопольные  службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить  поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны  для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

    Кроме осуществления процесса демонополизации  антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при  активном участии потребителей. Поэтому  широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни.

    На  Украине единственной монопольной  службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный  комитет Украины.

 

    4. Антимонопольный  комитет Украины 

    Антимонопольный комитет Украины является государственным  органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.                                                                                                                                                   Антимонопольный комитет Украины осуществляет свою деятельность на основе актов законодательства о защите экономической конкуренции, из которых основными являются законы Украины «О защите экономической конкуренции», «Об Антимонопольном комитете Украины» и  «О защите от недобросовестной конкуренции».  Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики Украины, которое осуществляется по следующим направлениям:

    - осуществление государственного  контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции,

    - предотвращение, обнаружение и прекращение  нарушений законодательства о  защите экономической конкуренции;

    - контроль за концентрацией и согласованными действиями субъектов хозяйствования;

    - контроль за регулированием цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий;

    - содействие развитию добросовестной  конкуренции (включает в себя, в частности: взаимодействие с  другими государственными органами, объединениями субъектов хозяйствования  и общественными организациями  в части обеспечения защиты  и развития конкуренции; 

    - участие в нормативной  деятельности  как по усовершенствованию законодательства  о защите экономической конкуренции,  так и по принятию, изменению или отмене других нормативно-правовых актов или отдельных их положений, которые влияют на состояние конкуренции в стране;

    Антимонопольный комитет Украины состоит из  Председателя и десяти государственных  уполномоченных, из числа которых  назначаются два первых заместителя  и три заместителя Председателя Антимонопольного комитета Украины.

    Решения Антимонопольного комитета Украины, как  высшего коллегиального органа в  системе органов Антимонопольного комитета Украины, принимаются на его  заседаниях простым большинством голосов.

    В каждой области Украины, городах  Киеве и Севастополе образуются территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины, которые являются юридическими лицами и выполняют  задачи Антимонопольного комитета Украины  на региональном уровне.

    Антимонопольный комитет Украины и его территориальные  отделения имеют право создавать, соответственно, постоянно действующие  и временные административные коллегии Антимонопольного комитета Украины  и административные коллегии территориальных  отделений Антимонопольного комитета Украины, которые рассматривают  дела, отнесенные к их компетенции  законом.В своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде Украины.

    В соответствии со статьей 19 Закона Украины  «Об Антимонопольном комитете Украины» во время выполнения возложенных  на Антимонопольный комитет Украины  задач его должностные лица и  должностные лица его территориальных  отделений руководствуются законодательством  о защите экономической конкуренции  и являются независимыми от органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, их должностных  лиц и субъектов хозяйствования, а также политических партий и  других объединений граждан или их органов. Вмешательство указанных субъектов в деятельность Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений запрещается, за исключением случаев, определенных законами Украины.

    4.Санкции  за нарушение антимонопольного  законодательства

 

    Невозможно  противодействовать злоупотреблению  монопольным положением на рынке, антиконкурентным согласованным действиям, дискриминации предпринимателей органами власти и управления только законодательными запретами. Для достижения этой цели необходимо создание эффективного правового механизма, который мог бы действенно способствовать поддержке и поощрению конкуренции, пересечению и предотвращению монопольной практики и искусственных ограничений развития конкуренции, препятствовать развитию монопольных структур и противодействовать нарушениям антимонопольного законодательства.

    Одним из важных элементов правового обеспечения  противодействия нарушениям антимонопольного законодательства в предпринимательской  деятельности является система охранительных  мер правового воздействия, применяемых  за такие правонарушения.

    За  нарушение антимонопольного законодательства возможно применение мер административной, гражданско-правовой ответственности, а также двух специфических санкций  в виде налагаемых Антимонопольным  комитетом штрафов и принудительного  раздела монопольных образований.

    К наиболее распространенным видам  нарушения   антимонопольного   законодательства  можно отнести:

- антиконкурентные согласованные действия;

    - злоупотребление монопольным (доминирующим) положением;

    - невыполнение решения, предварительного  решения органов АМКУ либо  их выполнение не в полном  объеме.

    За  указанные нарушения налагаются штрафы в размере до 10 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний  отчетный год, предшествующий году, в  котором налагается штраф. При наличии  незаконно полученной прибыли, превышающей 10 % указанного дохода (выручки), штраф  налагается в размере, не превышающем  тройного размера незаконно полученной прибыли. При этом размер незаконно  полученной прибыли может быть рассчитан  оценочным путем.

    За  совершение участниками согласованных  действий без получения разрешения органов АМК налагается штраф  в размере до 5 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний  отчетный год, предшествующий году, в  котором налагается штраф.

    За  непредоставление информации АМК, предоставление недостоверной информации или информации в неполном объеме, а также создание препятствий работникам АМК в проведении проверок, осмотра, изъятии или наложении ареста на имущество налагается штраф в размере до 1 % дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации продукции за последний отчетный год.

    Согласно  ст. 42 Закона № 2210 срок давности привлечения  к ответственности  за   нарушение   законодательства  о защите экономической  конкуренции составляет пять лет  со дня совершения  нарушения, а  в случае продолжающегося  нарушения  – со дня окончания совершения  нарушения .

    Кроме  финансовых  санкций  предусмотрена  и административная ответственность  за   нарушение   антимонопольного   законодательства . Так, навязывание контрагентам условий договора, ставящих их в неравное положение, дополнительных условий, не касающихся предмета договора, прочие действия, направленные на создание препятствий для доступа на рынок других предпринимателей, установление монопольных цен на свои товары, а также дискриминационных цен, ограничивающих права отдельных потребителей, влекут за собой наложение штрафа на руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т.п.) в размере до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – до 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

    Непредоставление, несвоевременное предоставление руководителями предприятий и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, информации или предоставление заведомо недостоверной информации АМК влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц и руководителей предприятий в размере до 7 НМДГ, а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, – до 20 НМДГ  За уклонение указанных лиц от выполнения решений АМК или несвоевременное выполнение их решений предусмотрен штраф для должностных лиц и руководителей в размере до 6 НМДГ , а для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – до 16 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Антимонопольное законодательство и антимонопольную  политику Украины  можно охарактерезовать,  как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях( очень малых)  существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

    Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

    Антимонопольной службе предстоит еще много сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием  антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой  опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.

    Но  здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями  складывающаяся отраслевая монополия  не может быть быстро заменена свободным  и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений  — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

    Список  использованной литературы:

 
  1. Закон Украины  “Об антимонопольном комитете Украины” - “Голос   Украины”, 1993 г., 26 декабря.
  2. Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросове    стной конкуренции в предпринимательской деятельности” - “Правда Украины”, 1992 г., 7 мая
  3. Закон  Украины  от 11.01.2001 № 2210-III «О защите экономической  конкуренции
  4. Дахно И. “Антимонопольное законодательство Украины” - “Украина- бизнес”, 1995 г., №24
  5. Василевский А.    Конспект лекций по экономической теории
  6. Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном  производстве”,      “Плановое хозяйство”, 1990 г., №1, с. 35-41
  7. Караваев А. “Борьба с недобросовестной конкуренцией” - “Директор”, 1995 г., №7, с. 40-55
  8. Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция” - Курс  рыночной экономики, М., 1994 г., с. 81-96 - П. “Экономикс” ,с. 531.

Информация о работе Антимонопольное законодательство Украины