Возможности экологической маркировки на российском потребительском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ возможностей использования экологической маркировки на российском потребительском рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы экологической маркировки (понятие, принципы, программы);
проанализировать опыт применения экологической маркировки в европейских странах;
изучить опыт применения экологической маркировки в России;
выявить перспективы и возможности использования экологической маркировки на российском рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКая МАРКИРОВКа как Инструмент экологического менеджмента 5
1.1. Экологическая маркировка – понятие и принципы 5
1.2. Типы программ экологических маркировок 13
1.3. Опыт европейских стран в области применения экологической маркировки 18
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА В РОССИИ 24
2.1. Система экологической сертификации (маркировки) в России 24
2.2. Перспективы развития экологической маркировки в России 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Живолуп К.М. ЭПм-111 (Курсовая).docx

— 419.23 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный  университет»

Факультет естественных наук

Кафедра экологии и природопользования

 

 

 

                               Живолуп Каролина Михайловна                      ________  

подпись

 

 

Возможности экологической маркировки на российском

потребительском рынке

КУРСОВАЯ   РАБОТА

(по экологическому  менеджменту)

 

______________________

подпись

«___»__________________201__г.

Научный руководитель:

к.г.н., доцент

Фесенко В.В.

______________________

подпись

«___»__________________201__г.

Нормоконтролер:

к.б.н., доцент

Залепухин В.В.

______________________

подпись

«___»__________________201__г.

Зарегистрировал курсовую работу:

специалист по УМР Шилова Н.В.

№ _________

______________________

подпись

«___»__________________201__г.

Курсовая работа защищена с оценкой

______________________________

 

ФИО:_________________________


 

 

 

Волгоград – 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОЛОГИЧЕСКая МАРКИРОВКа как  Инструмент экологического менеджмента 5

1.1. Экологическая  маркировка – понятие и принципы 5

1.2. Типы программ  экологических маркировок 13

1.3. Опыт европейских  стран в области применения  экологической маркировки 18

2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  МАРКИРОВКА В РОССИИ 24

2.1. Система  экологической сертификации (маркировки) в России 24

2.2. Перспективы  развития экологической маркировки  в России 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье нации – это, прежде всего, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, физическое и нравственное самосовершенствование. Понятие безопасности жизнедеятельности как составляющей здоровья человека трактуется достаточно широко, и включает в себя, в том числе безопасность той продукции, которую мы употребляем и которой мы пользуемся в повседневной жизни. К сожалению, очень часто безобидные на первый взгляд товары в красочной упаковке содержат в себе угрозу нашему здоровью. Причем эта угроза может не касаться напрямую качества уже готовой продукции – высокое качество конечного продукта может достигаться путем нанесения серьезного вреда окружающей среде и здоровью людей в процессе его производства. Повышение информированности граждан, безусловно, влияет на рост их требований к качеству товаров. Тем самым запускается маркетинговый механизм, заставляющий производителя акцентировать внимание на качестве и безопасности выпускаемой продукции. Государство, казалось бы, уделяет достаточно много внимания методам контроля и отслеживания качества продукции. Однако наращивание темпов производства влечет за собой все более серьезную нагрузку на окружающую среду, и законодательные нормативы оказываются недостаточными для регулирования такой нагрузки. Здесь на помощь приходят другие инструменты стимулирования выпуска качественной, экологически безопасной продукции, и заметное место среди таких инструментов занимает сертификация на присвоение экологической маркировки товару.

Цель работы – анализ возможностей использования экологической маркировки на российском потребительском рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    • изучить теоретические основы экологической маркировки (понятие, принципы, программы);
    • проанализировать опыт применения экологической маркировки в европейских странах;
    • изучить опыт применения экологической маркировки в России;
    • выявить перспективы и возможности использования экологической маркировки на российском рынке.

Объектом исследования выступает экологическая маркировка как инструмент экологического менеджмента. Предметом исследования – особенности, проблемы и перспективы использования экологической маркировки в России.

В работе применялись следующие  методы исследования: описательный, сравнительный и аналитический.

Информационной базой  для курсовой работы послужили труды  зарубежных (С. Ю. Дайман, А. Эндрюс, К. Рихтер) и отечественных (Н. В. Пахомова, Я. П. Молчанова, И. В. Анисимов) ученых, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, и интернет - ресурсы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 23 источников.

 

 

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКая МАРКИРОВКа как Инструмент

экологического  менеджмента

1.1. Экологическая маркировка – понятие и принципы

Маркировка (от нем. markieren, от англ. marking – отмечать, ставить знак) – нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик. Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная (она же рекламная) [20].

Информационная функция  маркировки как одного из средств  товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше [20].

Идентифицирующая функция  маркировки чрезвычайно важна, так  как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная  функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара [20].

Маркировка, отражающая комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, называется экологической маркировкой (эко-маркировкой). Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию [21].

Сегодня понятие экологической  маркировки регулируется стандартами Международной организации по стандартизации (ISO).

Экологический знак, экологическая декларация – это заявление, указывающее на экологические аспекты продукции или услуги.

Примечание. Экологические  знак или декларация могут, среди  прочего, иметь форму высказывания, символа или графического изображения  на этикетке продукции или упаковке, в сопроводительной документации, в техническом бюллетене, в рекламном предложении или других публикациях [5].

Экологическое заявление – это высказывание или символ, указывающие на экологический аспект продукции, ее элемента или упаковки.

Примечание. Экологическое  заявление может быть нанесено на этикетки на продукции или упаковке, включено в сопроводительную документацию на продукцию, распространено посредством технических бюллетеней, рекламы, публикации, телемаркетинга, а также с использованием цифровых или электронных средств, таких как интернет [6].

Экологическая маркировка является инструментом менеджмента, используемым для информирования клиентов и партнеров об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования. Маркировка приобретает все большую значимость в контексте международной торговли. Всемирной торговой организацией создан Комитет по торговле и окружающей среде (The WTO Committee on Trade and Environment, CTE), который работает над гармонизацией соглашений, действующих в рамках ВТО, и международных соглашений по охране окружающей среды. В сферу внимания Комитета входят и вопросы маркировки. Необходимость этого обусловлена тем, что, с одной стороны, экологическая маркировка становится все более действенным средством продвижения «зеленой» продукции, отличающейся более низким воздействием на окружающую среду в ходе всего ее жизненного цикла, а с другой – во многих случаях все еще применяется производителями без надежных и верифицируемых оснований [9].

В целом эко-маркировка служит достижению следующих целей:

  • «перехитрить» компании предоставляющие потребителю фальшивую или вводящую в заблуждение экологическую информацию посредством осуществления экспертных, объективных оценок экологических качеств продукта;
  • повысить обеспокоенность потребителей по поводу экологических качеств продукции, подтолкнуть их к тому, чтобы при принятии решения о покупке они исходили из соображений экологической безопасности продукта и ООС;
  • обеспечить производителям рыночные стимулы для разработки новых продуктов и процессов, экологически менее опасных[14].

Обоснованная экологическая  маркировка должна нести полезную информацию о качестве товара, об экологических аспектах производства. Маркировка продукции может быть своеобразным отчетом о том, что, например, бытовая техника отличается низким энергопотреблением в процессе эксплуатации, брошюра напечатана на бумаге из вторсырья, и т.п.

Существующая в мире эко-маркировка с точки зрения предоставляемой информации может быть:

  • позитивной (дает позитивную информацию об экологических качествах продукции);
  • негативной (предостерегающая о существующих опасностях);
  • нейтральной [14].

Требования к экологической  маркировке определены в целом ряде стандартов Международной организации  по стандартизации (ISO) принятых в России в качестве национальных стандартов:

  • ISO 14020:1998 Environmental labels and declarations (ГОСТ Р ИСО 14020-2000. Экологические этикетки и декларации. Основные принципы.)
  • ISO 14021:1999 Environmental labels and declarations – Self-declaredenvironmental claims (Type II environmental labelling) (ГОСТ Р ИСО 14021-1999. Экологические этикетки и декларации. Самодекларируемыеэкологические заявления. Экологическая маркировка по типу II.)
  • ISO 14024:1999 Environmental labels and declarations – Type I environmental labelling – Principles and procedures (ГОСТ Р ИСО 14024-1999. Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры.)
  • ISO/TR 14025:2000 Environmental labels and declarations – Type III environmental declarations (ГОСТ Р ИСО 14025-2006. Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка типа III. Принципы и процедуры.) [9].

Эти документы призваны:

  • снизить неопределенность в отношениях потребитель – поставщик, поскольку широкое распространение различных экологических знаков вызывает недоверие потребителя ко всем знакам;
  • способствовать улучшению экологических показателей и снижению нагрузки на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла, включая производство, использование, утилизацию продукции и упаковки;
  • содействовать развитию международной торговли, так как экологический знак является одним из объектов рассмотрения при экспорте и импорте продукции;
  • позволить потребителю делать осознанный выбор [13].

Основные участники процесса эко-маркировки и ее функции представлены на рисунке 1.


 


 

 



 


 


 

 

 

 

Рис. 1. Участники процесса экологической маркировки [23].

 

В стандарте ISO 14020:1998 «Экологические этикетки и декларации» определены следующие основные принципы экологической маркировки:

Принцип 1. Экологические  этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответствующими назначению и не вводящими в заблуждение.

Практическая и техническая  основа экологических этикеток и деклараций  должна быть проверяемой. Экологические этикетки и декларации должны давать точно ориентированную информацию. Они должны характеризовать экологические аспекты, относящиеся к фактическим обстоятельствам добычи соответствующих природных ресурсов, производства, распределения, использования и утилизации продукции и услуг. Периодическое рассмотрение оснований для использования экологических этикеток и деклараций должно учитывать нововведения. Экологические этикетки и декларации должны быть понятными для потенциальных потребителей продукции и услуг [5].

Принцип 2.  Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле [5].

Принцип 3.  Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.

Информацию, относящуюся  к экологическим этикеткам и  декларациям, собирают и обрабатывают с использованием признанных методов соответствующих научных и технических дисциплин или других научных методов, соответствующих принятым стандартам, имеющих международное признание (международные, региональные и национальные стандарты). Полученная информация должна быть точной и воспроизводимой [5].

Принцип 4.  Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов со стороны всех заинтересованных лиц.

Информация должна быть достаточной  и конкретной, позволяющей потребителям и другим заинтересованным сторонам сравнивать экологические этикетки и декларации на базе соответствующих научных принципов, приводимых ссылок и их общей значимости, оценивать соответствие экологических этикеток и деклараций международным стандартам. Информация должна четко указывать, основана ли этикетка или декларация на принципах самодекларации или на решении независимой стороны. Могут быть ограничение доступности конкретной информации, связанное с ее конфиденциальным характером, охранной интеллектуальной собственности или подобными законными ограничениями [5].

Информация о работе Возможности экологической маркировки на российском потребительском рынке