Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы – анализ возможностей использования экологической маркировки на российском потребительском рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы экологической маркировки (понятие, принципы, программы);
проанализировать опыт применения экологической маркировки в европейских странах;
изучить опыт применения экологической маркировки в России;
выявить перспективы и возможности использования экологической маркировки на российском рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКая МАРКИРОВКа как Инструмент экологического менеджмента 5
1.1. Экологическая маркировка – понятие и принципы 5
1.2. Типы программ экологических маркировок 13
1.3. Опыт европейских стран в области применения экологической маркировки 18
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА В РОССИИ 24
2.1. Система экологической сертификации (маркировки) в России 24
2.2. Перспективы развития экологической маркировки в России 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Факультет естественных наук
Кафедра экологии и природопользования
Живолуп Каролина Михайловна
подпись
Возможности экологической маркировки на российском
потребительском рынке
КУРСОВАЯ РАБОТА
(по экологическому менеджменту)
______________________ подпись «___»__________________201__г. |
Научный руководитель: к.г.н., доцент Фесенко В.В. |
______________________ подпись «___»__________________201__г. |
Нормоконтролер: к.б.н., доцент Залепухин В.В. |
______________________ подпись «___»__________________201__г. |
Зарегистрировал курсовую работу: специалист по УМР Шилова Н.В. № _________ |
______________________ подпись «___»__________________201__г. |
Курсовая работа защищена с оценкой ______________________________
ФИО:_________________________ |
Волгоград – 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКая МАРКИРОВКа как Инструмент экологического менеджмента 5
1.1. Экологическая
маркировка – понятие и
1.2. Типы программ экологических маркировок 13
1.3. Опыт европейских стран в области применения экологической маркировки 18
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА В РОССИИ 24
2.1. Система экологической сертификации (маркировки) в России 24
2.2. Перспективы
развития экологической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Здоровье нации – это, прежде всего, здоровый образ жизни, безопасность жизнедеятельности, физическое и нравственное самосовершенствование. Понятие безопасности жизнедеятельности как составляющей здоровья человека трактуется достаточно широко, и включает в себя, в том числе безопасность той продукции, которую мы употребляем и которой мы пользуемся в повседневной жизни. К сожалению, очень часто безобидные на первый взгляд товары в красочной упаковке содержат в себе угрозу нашему здоровью. Причем эта угроза может не касаться напрямую качества уже готовой продукции – высокое качество конечного продукта может достигаться путем нанесения серьезного вреда окружающей среде и здоровью людей в процессе его производства. Повышение информированности граждан, безусловно, влияет на рост их требований к качеству товаров. Тем самым запускается маркетинговый механизм, заставляющий производителя акцентировать внимание на качестве и безопасности выпускаемой продукции. Государство, казалось бы, уделяет достаточно много внимания методам контроля и отслеживания качества продукции. Однако наращивание темпов производства влечет за собой все более серьезную нагрузку на окружающую среду, и законодательные нормативы оказываются недостаточными для регулирования такой нагрузки. Здесь на помощь приходят другие инструменты стимулирования выпуска качественной, экологически безопасной продукции, и заметное место среди таких инструментов занимает сертификация на присвоение экологической маркировки товару.
Цель работы – анализ возможностей использования экологической маркировки на российском потребительском рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования выступает экологическая маркировка как инструмент экологического менеджмента. Предметом исследования – особенности, проблемы и перспективы использования экологической маркировки в России.
В работе применялись следующие методы исследования: описательный, сравнительный и аналитический.
Информационной базой для курсовой работы послужили труды зарубежных (С. Ю. Дайман, А. Эндрюс, К. Рихтер) и отечественных (Н. В. Пахомова, Я. П. Молчанова, И. В. Анисимов) ученых, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, и интернет - ресурсы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы из 23 источников.
Маркировка (от нем. markieren, от англ. marking – отмечать, ставить знак) – нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект, с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик. Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная (она же рекламная) [20].
Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше [20].
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара [20].
Маркировка, отражающая комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, называется экологической маркировкой (эко-маркировкой). Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию [21].
Сегодня понятие экологической маркировки регулируется стандартами Международной организации по стандартизации (ISO).
Экологический знак, экологическая декларация – это заявление, указывающее на экологические аспекты продукции или услуги.
Примечание. Экологические знак или декларация могут, среди прочего, иметь форму высказывания, символа или графического изображения на этикетке продукции или упаковке, в сопроводительной документации, в техническом бюллетене, в рекламном предложении или других публикациях [5].
Экологическое заявление – это высказывание или символ, указывающие на экологический аспект продукции, ее элемента или упаковки.
Примечание. Экологическое заявление может быть нанесено на этикетки на продукции или упаковке, включено в сопроводительную документацию на продукцию, распространено посредством технических бюллетеней, рекламы, публикации, телемаркетинга, а также с использованием цифровых или электронных средств, таких как интернет [6].
Экологическая маркировка является инструментом менеджмента, используемым для информирования клиентов и партнеров об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования. Маркировка приобретает все большую значимость в контексте международной торговли. Всемирной торговой организацией создан Комитет по торговле и окружающей среде (The WTO Committee on Trade and Environment, CTE), который работает над гармонизацией соглашений, действующих в рамках ВТО, и международных соглашений по охране окружающей среды. В сферу внимания Комитета входят и вопросы маркировки. Необходимость этого обусловлена тем, что, с одной стороны, экологическая маркировка становится все более действенным средством продвижения «зеленой» продукции, отличающейся более низким воздействием на окружающую среду в ходе всего ее жизненного цикла, а с другой – во многих случаях все еще применяется производителями без надежных и верифицируемых оснований [9].
В целом эко-маркировка служит достижению следующих целей:
Обоснованная экологическая маркировка должна нести полезную информацию о качестве товара, об экологических аспектах производства. Маркировка продукции может быть своеобразным отчетом о том, что, например, бытовая техника отличается низким энергопотреблением в процессе эксплуатации, брошюра напечатана на бумаге из вторсырья, и т.п.
Существующая в мире эко-маркировка с точки зрения предоставляемой информации может быть:
Требования к экологической маркировке определены в целом ряде стандартов Международной организации по стандартизации (ISO) принятых в России в качестве национальных стандартов:
Эти документы призваны:
Основные участники процесса эко-маркировки и ее функции представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Участники процесса экологической маркировки [23].
В стандарте ISO 14020:1998 «Экологические этикетки и декларации» определены следующие основные принципы экологической маркировки:
Принцип 1. Экологические этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответствующими назначению и не вводящими в заблуждение.
Практическая и техническая основа экологических этикеток и деклараций должна быть проверяемой. Экологические этикетки и декларации должны давать точно ориентированную информацию. Они должны характеризовать экологические аспекты, относящиеся к фактическим обстоятельствам добычи соответствующих природных ресурсов, производства, распределения, использования и утилизации продукции и услуг. Периодическое рассмотрение оснований для использования экологических этикеток и деклараций должно учитывать нововведения. Экологические этикетки и декларации должны быть понятными для потенциальных потребителей продукции и услуг [5].
Принцип 2. Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле [5].
Принцип 3. Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.
Информацию, относящуюся к экологическим этикеткам и декларациям, собирают и обрабатывают с использованием признанных методов соответствующих научных и технических дисциплин или других научных методов, соответствующих принятым стандартам, имеющих международное признание (международные, региональные и национальные стандарты). Полученная информация должна быть точной и воспроизводимой [5].
Принцип 4. Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов со стороны всех заинтересованных лиц.
Информация должна быть достаточной и конкретной, позволяющей потребителям и другим заинтересованным сторонам сравнивать экологические этикетки и декларации на базе соответствующих научных принципов, приводимых ссылок и их общей значимости, оценивать соответствие экологических этикеток и деклараций международным стандартам. Информация должна четко указывать, основана ли этикетка или декларация на принципах самодекларации или на решении независимой стороны. Могут быть ограничение доступности конкретной информации, связанное с ее конфиденциальным характером, охранной интеллектуальной собственности или подобными законными ограничениями [5].
Информация о работе Возможности экологической маркировки на российском потребительском рынке