Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы – анализ возможностей использования экологической маркировки на российском потребительском рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы экологической маркировки (понятие, принципы, программы);
проанализировать опыт применения экологической маркировки в европейских странах;
изучить опыт применения экологической маркировки в России;
выявить перспективы и возможности использования экологической маркировки на российском рынке.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКая МАРКИРОВКа как Инструмент экологического менеджмента 5
1.1. Экологическая маркировка – понятие и принципы 5
1.2. Типы программ экологических маркировок 13
1.3. Опыт европейских стран в области применения экологической маркировки 18
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА В РОССИИ 24
2.1. Система экологической сертификации (маркировки) в России 24
2.2. Перспективы развития экологической маркировки в России 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Основным назначением экологического декларирования типа III является сравнение продуктов различных категорий (возможно, обеспечивающих одни и те же потребности). В связи с высокой сложностью анализа, неоднозначностью итоговых данных, а также многими другими препятствиями, программы этого типа широкого распространения в мире пока не получили.
Экологическая маркировка типа III проводится третьей стороной по ряду показателей, устанавливаемым для конкретного вида продукции. Данный вид маркирования не использует специальных знаков, но на этикетке может быть указана организация, которая проводила сертификацию [9].
Сегодня в мире существует около 700 эко-маркировок и 2000 «зеленых» деклараций, однако эко-маркировка появилась впервые в Европе чуть более 30 лет назад.
На данный момент в странах ЕС действует две ключевые программы эко-маркировки:
Основная цель этих программ – отбор наименее опасных и наиболее экологически качественных продуктов из однородной группы. Отбор осуществляется с применением концепции жизненного цикла продукта [14].
Самая первая из европейских систем экологической маркировки «Голубой ангел» (Blue Angel) появилась в Германии в 1977 году, она была введена Советом Министров Северных Стран по Защите Прав Потребителей. В 1992 году Советом Министров Европейского Сообщества был введен экологический знак ЕC, выполненный в виде цветка (The Euro flower Label). При этом в странах Евросоюза наряду с общей для всех Схемой экологической маркировки ЕС по-прежнему действуют национальные системы эко-маркировки [22].
В настоящее время маркировкой
преимущественно
Согласно Директиве Евросоюза 1980/2000/ЕС по пересмотренной схеме присвоения экологической маркировки Схема маркировки ЕС разработана с целью:
Под действие Директивы ЕС не подпадают следующие виды продукции: продукты питания; напитки; фармацевтические продукты; некоторые медицинские приборы; вещества или препараты, классифицированные как опасные в рамках соответствующих Директив ЕС; продукты, произведенные в процессах, потенциально опасных для здоровья человека или окружающей среды [10].
На рисунке 4 приведена динамика роста количества разрешений на присвоение экологического знака ЕС, выданных с 1992 по 2010 года. Как видно из диаграммы, первые сертификаты были выданы только спустя четыре года после введения знака, и то лишь шести компаниям. В настоящее время ситуация изменилась – в 2010 году около 1100 компаний подтвердили возможность маркировки своей продукции экологическим знаком ЕС. Лидером среди них стали туристические фирмы. На втором месте оказались компании – производители текстильной продукции. В то же время фирмам, выпускающим компьютеры, посудомоечные машины, пылесосы, не было выдано ни одного сертификата (рис. 5) [1, 2].
Рис. 4 Динамика роста количества разрешений на присвоение
экологического знака ЕС [1].
Рис. 5. Количество компаний, получивших экологический знак ЕС,
по группам продукции [2].
Подход к экологической маркировке, принятый сегодня в ЕС, предполагает, что Схемы экологической маркировки, системы экологического менеджмента и аудита могут быть взаимодополняемы. Это не означает их обязательного объединения, но подразумевает возможность использования преимущества взаимного усиления результатов [13].
Сегодня Европейские страны занимают лидирующие позиции относительно количества сертифицированных товаров и услуг - около 40 тысяч в сумме по ЕС, Германии и Скандинавии (рис. 6), во многом благодаря осуществлению практики «зеленых государственных закупок». Каждая страна – член ЕС в рамках 6-ой программы действий по ОС Европейского сообщества на 2002-2012 года, разработала план экологизации государственных закупок. В 2010 году объем «зеленых государственных закупок» по всему ЕС достиг 50%, а в отдельных странах более 80% (Австрия, Бельгия, Голландия, Германия, Франция) [23].
Рис.6 Число сертифицированных товаров на 2010 год [23]
Экологическая маркировка является инструментом менеджмента, используемым для информирования клиентов и партнеров об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования. Использование экологической маркировки отвечает следующим приоритетам устойчивого производства и потребления:
Функции эко-маркировки можно сформулировать следующим образом:
На сегодняшний момент разработано три программы экологической маркировки (программы экологической маркировки типа I, типа II и типа III), различающиеся по степени вовлечения в этот процесс независимой («третьей») стороны и используемых критериев.
Лидирующие позиции относительно количества сертифицированных товаров и услуг занимают Европейские страны, причем наибольшее распространение в ЕС получила программа экологической маркировки типа I. Активному распространению эко-маркировки в ЕС способствовала практика «зеленых государственных закупок». В 2010 году объем «зеленых государственных закупок» по всему ЕС достиг 50%, а в отдельных странах более 80% (Австрия, Бельгия, Голландия, Германия, Франция).
Эко-маркировка рассматривается сегодня как средство улучшения экологической результативности. Основными стимулами для участия производителей продукции и услуг в Схеме эко-маркировки являются усиление рыночных позиций, повышение конкурентоспособности компаний. Однако получение экологического знака требует значительных затрат на лицензирование (сертификацию), инспекционный контроль и другие мероприятия, связанные с приобретением и поддержанием данного знака. В результате цена «зеленой» продукции может значительно возрасти.
В России экологическая маркировка продукции до настоящего времени наиболее часто осуществляется по принципу самодекларации (тип II). Успешное распространение опыта эко-маркировки в России зависит, прежде всего, от желания потребителей приобретать экологически приемлемую, целесообразную, «дружественную» продукцию, что, в свою очередь, явится мотивацией производителей на получение экологического знака. В России встречаются знаки систем сертификации по экологическим требованиям, поддержки и пропаганды природоохранной деятельности, а также иностранные символы, как на импортных товарах, так и часто неправомерно проставленные на российских изделиях [1].
Среди отечественных эко-маркировок распространены знаки, надписи и прочие изображения, заявляющие об «экологической чистоте». Многие специалисты считают это бессмысленным. По праву экологически чистым можно считать продукт, если он не содержит вредных для человека и окружающей среды веществ, а при его производстве и утилизации природе не наносится вреда. На практике это нереально, и разница может быть лишь в степени негативного воздействия. В Канаде, например, маркировки «экологически чистый», «дружественный к окружающей среде» запрещены, а применение маркировок типа «не содержит вещества...» ограничено. Как можно заявлять о полном отсутствии какого-либо вещества, если измерения имеют определенную точность? Здесь нужны дополнительные пояснения. Это может быть указание пороговой концентрации, которую не превышает содержание вещества, или заявление о том, что данное вещество не используется при производстве продукта [11, 16].
Тем не менее, российские
стандарты в принципе
ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» также допускает использование в наименовании продуктов понятий типа: «экологически чистый», «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов» - и аналогичных только при указании нормативного документа, позволяющего идентифицировать свойства продукта или дающего определение термина и/или при подтверждении компетентными органами [3].
По итогам изучения общественного мнения, проведенного в 2005 году Санкт-Петербургским экологическим союзом (СПбЭС), оказалось, что более половины опрошенных связывают понятие «экологически безопасной продукции» с безопасностью для здоровья человека и лишь немногие (около 10%) знают, что основой экологической безопасности является минимизация негативного воздействия на окружающую среду. Выяснилось также, что респонденты недостаточно осведомлены об экологически безопасной продукции и не делают различий между экологическим и традиционным качеством изделий. К тому же большинство респондентов не согласно приобретать экологически маркированную продукцию, если ее цена превысит обычную более чем на 5–10% [12].
Российская система
Подтверждение соответствия на территории России может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательная сертификация. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в отношении требований, содержащихся в технических регламентах и стандартах. Эти требования являются обязательными для исполнения и применения, поэтому и подтверждение соответствия им является обязательным. Все остальные требования (не содержащиеся в технических регламентах и стандартах) являются добровольными, и подтверждение соответствия этим требованиям проводится только в добровольном порядке [18].
Информация о работе Возможности экологической маркировки на российском потребительском рынке