Возможности экологической маркировки на российском потребительском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ возможностей использования экологической маркировки на российском потребительском рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические основы экологической маркировки (понятие, принципы, программы);
проанализировать опыт применения экологической маркировки в европейских странах;
изучить опыт применения экологической маркировки в России;
выявить перспективы и возможности использования экологической маркировки на российском рынке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКая МАРКИРОВКа как Инструмент экологического менеджмента 5
1.1. Экологическая маркировка – понятие и принципы 5
1.2. Типы программ экологических маркировок 13
1.3. Опыт европейских стран в области применения экологической маркировки 18
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА В РОССИИ 24
2.1. Система экологической сертификации (маркировки) в России 24
2.2. Перспективы развития экологической маркировки в России 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Живолуп К.М. ЭПм-111 (Курсовая).docx

— 419.23 Кб (Скачать)

Принцип 5.  Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.

Жизненный цикл продукции  или услуги охватывает все стадии от процесса получения и поставки сырьевых материалов или добычи природных  ресурсов до конечной стадии – утилизация и размещение отходов. Рассмотрение жизненного цикла продукции или услуг дает возможность стороне, разрабатывающей экологическую этикетку или декларацию, учесть все факторы оказывающие воздействие на окружающую среду [5].

Принцип 6.  Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддержания или улучшения экологических характеристик [5].

Принцип 7.  В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия используемым критериям и стандартам.

Все организации должны иметь  равные возможности для использования  экологических этикеток и деклараций. Их участие не должно сдерживаться посторонними факторами или требованиями, такими как усложненность процедур или предоставления необоснованной информации, или административными требованиями [5].

Принцип 8. В процессе разработок экологических этикеток и деклараций должны быть открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо обеспечить согласие сторон.

Процесс разработки стандартов и критериев должен быть открытым для всех заинтересованных сторон. Стороны, приглашенные к участию должны быть адекватно и своевременно представлены. Стороны могут выбирать форму прямого участия, обмен письменными сообщениями или электронные средства информации. Способ передачи комментариев и сообщений должен обеспечивать достоверность информации. Для заявления в виде самодекларации проводят консультации [5].

Принцип 9.  Информация по экологическим аспектам продукции и услуг, относящаяся к экологическим этикеткам и декларациям, должна быть доступной потребителям.

Эффективность экологических  этикеток и деклараций зависит от их способности помочь потребителям сделать осознанный выбор, информировать их об экологических аспектах решения о покупки, оказать определенной влияние на потребителей при выборе ими продукции или услуги. Это, в свою очередь связанно со степенью приемлемости и понимания потребителями имеющейся информации. Поэтому стороны, использующие экологические этикетки и декларации, должны нести ответственность за обеспечение доступа к информации так, чтобы они могли понять смысл заявления, знака или термина. Это может быть обеспеченно различными методами, такими как рекламные проспекты, пояснения при продаже, бесплатные телефонные номера и т.д. Естественно, такой подход исключает «всеобъемлющие» и «универсальные» заявления типа «экологически чистый», «не наносит вреда окружающей среде», «абсолютно безопасный» и т.п. [5]

Эко-маркировка – это знак экологичности, а не знак качества или безопасности, хотя эти аспекты тоже принимаются во внимание. При разработке критериев экологичности, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, принимается во внимание весь жизненный цикл продукта, т.е. эти критерии носят комплексный характер и не ограничены лишь характеристиками самого продукта. Постоянное обновление имеющихся знаний и методов производства, обуславливает необходимость регулярного внесения изменений и дополнений в существующие требования, которые, как правило, устанавливаются на период от двух до трех лет [14].

1.2. Типы программ экологических маркировок

Международные стандарты ISO 14020:1998, ISO 14021:1999 [2], ISO 14024:1999, ISO/ТR 14025: 2006 и их российские аналоги устанавливают детальные требования к разработке экологической маркировки в зависимости от степени вовлечения в этот процесс независимой («третьей») стороны и используемых критериев.

Разработаны три типа программ экологической маркировки.

  1. Программа экологической маркировки типа I – это добровольная многокритериальная программа третьей стороны, согласно которой выдается лицензия на использование на продукции экологических знаков, свидетельствующих об общей экологической предпочтительности продукции в рамках определенной группы однородной продукции, основанной на рассмотрении жизненного цикла [7].

Программа экомаркировки типа I проводится третьей стороной в отношении отдельных видов продукции. Данная программа маркировки требует, чтобы заявитель удовлетворял определенным критериям, обусловливающим возможность маркировки продукции определенным знаком. При этом критерии учитывают показатели воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции. Они должны быть реально достижимыми и измеряемыми с определенной достоверностью и точностью. Критерии должны действовать в течение определенного срока; их пересмотр осуществляется с учетом появления новых технологий, технических решений, новой продукции, новой информации о состоянии ОС и изменения рыночных условий [9].

Доверие к программе определяется, в первую очередь, доверием к осуществляющей ее организации, открытостью информации о критериях оценки и их ясностью. Данный тип маркировки относится в основном к непроизводственным товарам, но бывают и исключения, например, маркируется пищевой продукт вместе с упаковкой или контейнеры для пищевых продуктов и продовольственного сырья [17].

Эко-маркировка типа I проводится на основании сравнения исследуемого товара (или производственного процесса) с подобным ему, принятым ранее за образец, и последующим установлением опасности, которую они могут создать для окружающей среды. Эко-маркировка типа I содержит знаки, в основе своей апробированные на национальном уровне и получившие широкое международное признание, например (рис. 2):

  • «Голубой ангел» (ФРГ);
  • «Белый лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия);
  • «Эко-знак» (Япония);
  • «Цветок Европы» (страны ЕС);
  • «Зеленый знак» (США);
  • «Экологический выбор» (Канада);
  • «NF-Environment», Франция [16].

1

2

3

4

5

6


Рис. 2. Национальные знаки экологической маркировки:

1 – «Голубой  ангел» (ФРГ);

2 – «Белый  лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания,  Норвегия);

3 – «Эко-знак»  (Япония);

4 – «Цветок Европы» (страны  ЕС);

5 – «Зеленый знак» (США);

6 – «Экологический выбор» (Канада) [16].

 

В настоящее  время на всей территории Европейского сообщества действует знак «Цветок Европы» или «Звездная маргаритка». Принципы сертификации в ЕС основаны на превентивных мерах, поскольку всегда проще предупредить загрязнение, чем ликвидировать его последствия. В результате критерии безопасности продукции, определяющие эффективность сертификации, должны превышать по своему содержанию параметры оценки, которые заложены в стандартах [22].

2. Экологическая маркировка типа II (Экологическая самодекларация) – это экологическое заявление изготовителя, импортера, дистрибьютора, продавца или любой другой стороны, которая может получить выгоду от такой декларации, сделанное без сертификации независимой третьей стороной [6].

По принципу самодекларации до настоящего времени наиболее часто  осуществляется маркировка продукции  в России. Появление необоснованных, неясных или недостоверных заявлений  вызвало разработку стандарта ISO 14021, определяющего требования к самостоятельно декларируемым свойствам продукции, которые могли бы обеспечить уверенность сегодняшних или потенциальных потребителей в достоверности заявления. Стандарт описывает подходы к составлению таких заявлений, использованию определенных терминов, а также требования в отношении верификации этих заявлений третьей стороной. Впрочем, при соблюдении определенных требований в отношении содержания, обоснованности и достоверности публикуемой информации самодекларация может вызывать доверие потребителя и без оценки ее третьей стороной [17].

Маркировка типа II относится к этикеткам изделий и использованию их содержания в маркетинге. В данном случае могут применяться тексты типа «пригодный для повторного использования», «озононеразрушающий» и т.п. Некоторые из них могут быть экологически значимыми, другие носят чисто информативный характер, а подчас могут быть иллюзорными и даже вводящими в заблуждение потребителей.

Такое положение  создалось из-за затруднений при  обосновании текстов, поскольку разные страны всегда имеют отличия между собой в самых разных областях, например: в технологических подходах; в законодательной и нормативно-технической базах при определении экологической пригодности продукции и т.п. [9].

Поэтому такого рода заявления не следует  считать собственно экологической сертификацией. Использование различных знаков, сопровождаемых какими-то фразами, например «экологически безопасный», во многих случаях является необоснованным и должно рассматриваться лишь как желание производителя сделать свою продукцию более привлекательной для покупателя, то есть повысить ее конкурентоспособность на рынке. Приняв во внимание опыт использования экомаркирования по типу II всех стран, европейские организации по стандартизации и международная организация по стандартизации определили границы использования подобного рода знаков в качестве деклараций производителей. Они выделили три аспекта, представленных в следующих стандартах:

  • ISO/DIS 14021 – использование на этикетках или/и в сопроводительных документах терминов «поддается рециркуляции» и т.д.;
  • ISO/DIS 14022 – «петля Мѐбиуса» – символ рециркуляции, он указывает на возможность использования данного продукта повторно (стандарт предусматривает возможность приведения ее на этикетках и рекламе);
  • в стандарте ISO/DIS 14023 рассматривается разнообразие испытательных и проверочных методик, необходимых для подтверждения правомерности заявок [16].

Тем не менее, в Европе широко распространено мнение, что данное экомаркирование используется как информационное. Так, в рамках директив Совета ЕС по упаковке и использованию отходов от нее среди большого количества вопросов изложены требования к маркированию упаковочных средств, в частности в вопросе ее идентификации. В соответствии с этими требованиями предложено использование следующих знаков для маркирования упаковок (рис. 3):

  • возможность повторного и/или многоразового использования;
  • способность к вторичной переработке;
  • возможность нести значительную экологическую угрозу.

При необходимости  идентификации материала, из которого произведена упаковка, на нее наносят цифровые или литерные обозначения, соответствующие тому или иному материалу, которые помещают в центре петли рециркуляции или ниже ее, например:

    • 1-19 – пластики;
    • 20-39 – бумага и картон;
    • 40-49 – металлы;
    • 50-59 – дерево;
    • 60-69 – текстиль;
    • 70-79 – стекло [16, 17].

1

2


Рис. 3. Экознаки, указывающие на способность к вторичной переработке:

1 – петля  «Мебиуса»

2 – знак рециркуляции с указанием  характеристик материалов [17].

Экологическая маркировка типа III – количественные экологические данные для какого-либо вида продукции по заранее установленным категориям параметров, основанным на стандартах серии ISO 14040, но не исключая дополнительной экологической информации, предоставляемой в рамках программы экологического декларирования типа III [8].

Программа экологического декларирования типа III – добровольный процесс, в ходе которого отрасль экономики или независимый орган разрабатывает требования к экологической декларации типа III, и который включает установление минимальных требований, выбор категорий параметров, определение формы участия третьих сторон, а также формата обмена информацией с внешними сторонами [9].

Экологическое декларирование типа III основано на данных оценки жизненного цикла продукции. Пока ни эксперты, участвующие в работе  технического комитета ИСО (ИСО/ТК 207), ни специалисты в мире не пришли к консенсусу в отношении применяющихся при этом методов. Техническим отчетом ISO/TR 14025:2000 определены три основных варианта:

  1. Инвентаризационный анализ жизненного цикла (в соответствии с совокупностью требований ISO 14040, ISO 14041, ISO 14043).
  2. Инвентаризационный анализ жизненного цикла и оценка воздействий в ходе жизненного цикла (в соответствии с совокупностью требований ISO 14040, ISO 14041, ISO 14042, ISO 14043).
  3. Инвентаризационный анализ жизненного цикла (в соответствии с совокупностью требований ISO 14040, ISO 14041, ISO 14043; а также с некоторым дополнительным анализом данных, не следующим строго требованиям ISO 14042) [15].

Информация о работе Возможности экологической маркировки на российском потребительском рынке