Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:12, курсовая работа
Актуальность правовой проблемы охраны лесов связана с тем, что ежегодно обостряется сама проблема защиты лесов, с учетом региональных и местных антропогенных условий. В рамках формирования нового российского государства, значительно усилилась законотворческая роль субъектов РФ, направленная на охрану и защиту лесов от деструктивного воздействия. Экономические и социальные условия жизни в Российской Федерации подвержены постоянным изменениям, поэтому возникает необходимость в совершенствовании норм по охране и рациональному использованию лесных богатств России. Уголовное право в социальном плане не должно отставать от жизненных реалий и общественных отношений. Уголовное законодательство должно гармонично сосуществовать с экологическим законодательством, чтобы выполнять функцию уголовно-правовой защиты экологических интересов и прав граждан.
Введение
Глава 1. Понятие незаконной порубки деревьев или кустарников.
1.1. Социальная обусловленность уголовной ответственности за посягательства на леса.
1.2. Развитие Российского законодательства об уголовной ответственности за посягательства на леса.
1.3. Зарубежное уголовное законодательство об охране лесов.
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» УК РФ.
2.1. Объект преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
2.2. Объективная сторона
2.3. Субъект преступления.
2.4. Субъективная сторона.
Глава 3. Совершенствование борьбы с порубками деревьев и кустарников. Практика назначения наказания.
3.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
3.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.
3.3. Практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области.
Заключение
Список литературы
В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел правомочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов.
Действенной формой
профилактики нарушений
Хорошо и качественно организованная воспитательная работа, в первую очередь правового характера, имеет важное значение в профилактической работе органов внутренних дел.
В предупреждении органами
внутренних дел нарушений
Договорные отношения об охране объектов природы характеризуются рядом особенностей. Стороны не только приобретают соответствующие права, но и устанавливают, реализуют определенные права и обязанности, вытекающие из предоставленной им компетенции, зависящей от особенности охранной деятельности природного объекта. При этом в своей деятельности они исходят из государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы. Социальное, экономическое значение каждого природного объекта определяет способы охранной деятельности, т.е. ведомственная милиция играет очень важную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений еще и потому, что она специально для этих целей создается. Шемщученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский Б.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев., 2000.
Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органы внутренних дел решают совместно с другими государственными и общественными формированиями. Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:
1) создании специального аппарата, который бы координировал деятельность органов внутренних дел по борьбе с браконьерством и другими видами нарушений природоохранительного законодательства;
2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее обильной и редкостной фауной и флорой, специализированных групп и подразделений (экологической милиции); в компетенцию которых входили бы непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов;
3) выделении конкретных сотрудников, организующих и проводящих работу по охране природы;
4) упорядочении нормативных
актов органов МВД РФ, регламентирующих
обеспечение надзора охраны
Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории РФ.
3.2 Природоохранная деятельность прокуратуры
Важнейшим звеном в
сложном государственном
Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.
Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды".
В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями. ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", 1995 г.
При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры. Литовченко В.Н. К вопросу об уголовной ответственности за посягательства на природные богатства//Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. М., 2006.
Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе с тем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос, кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства, решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокуроры должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия. Виноградов В.П. Обеспечение средствами прокурорского надзора экологической безопасности на территории России. М., 2000.
Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности. ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", 1995 г.
Таким образом, первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.
3.3 Практика назначения
наказаний в области охраны лесов на примере
Омской области
Настоящая практика
назначения наказаний по ст. 260 УК РФ
приведена на основе данных ИЦ УВД
Омской области за период 2006 - 2007 гг.
с целью изучения экологической
безопасности в Омской области и
анализа профилактических мероприятий
по предупреждению правонарушений и преступлений,
связанных с посягательством на лесосырьевые
ресурсы.
При анализе назначения
наказаний по ст. 260 УК РФ особое внимание
уделялось вопросам, связанным с
совершением преступления лицом с использованием
своего служебного положения; вопросам,
связанным с возмещением причиненного
ущерба; вопросам, связанным с обращением
вещественных доказательств в доход государства.
Глава 26 Уголовного
кодекса РФ предусматривает, что
преступления, предусмотренные статьей
260 УК РФ, регламентирующей ответственность
за незаконную порубку деревьев и кустарников
являются экологическими преступлениями.
В общей структуре
экологической преступности незаконная
порубка леса занимает первое место.
Так, по данным ИЦ УВД
Омской области, в 2007 году, от общего числа
осужденных по экологическим преступлениям,
число осужденных по делам о незаконной
порубке составляет 77%.
Однако имеющиеся
статистические данные позволяют сделать
вывод о снижении количества поступивших
в суды уголовных дел, связанных с незаконной
порубкой леса на 48%, поскольку по отчетным
данным в суды Омской области в 2006 году
поступило 121 уголовное дело, с вынесением
приговора рассмотрено 116 дел; в 2004 году
поступило 69 уголовных дел, с вынесением
приговора рассмотрено 65 дел.
Таким образом, сравнительный
анализ показывает, что в 2006 году в
суды Омской области поступило на
52 уголовных дела меньше, чем в 2007
году. По данным Омского областного
суда.
Обнаруживается тенденция
снижения и числа осужденных на 45%.
Проведенное исследование
показало, что преобладающее большинство
лиц привлекается к уголовной
ответственности за незаконную порубку
лесного фонда. Как известно лес
имеет важное климатрегулирующее, почво-
и водозащитное значение и выполняет
разнообразные экологические, экономические
и культурно-оздоровительные функции.
Предметом рассматриваемого преступления
являются деревья, кустарники, лианы и
иная растительность, входящая (но и не
входящая) в состав лесного фонда России.
Леса государственного фонда даже при
однообразном древесном составе, одинаковом
возрасте и плотности древостоя имеют
различное экономическое значение. Учитывая
этот фактор, а, кроме того, местоположение
и выполняемые функции, законодатель разделил
лесной фонд на три группы лесов, а леса
первой группы по категориям защитности.
В процессе анализа
изучено 55 уголовных дел, поступивших
из 17 районных (городских) судов Омской
области. Результаты изучения уголовных
дел показали, что в 2007 году к уголовной
ответственности за незаконную порубку
леса привлекалось 71 лицо. Осуждено 65 лиц.
Оправдано 1 лицо. Прекращены уголовные
дела в отношении 5 лиц. Все 100 % привлекаемых
к уголовной ответственности лиц - мужчины.
Наибольшее число осужденных -50%, составляют
лица в возрасте от 30 до 49 лет, жители сельской
местности, нетрудоустроенные, имеющие
среднее образование. Вторую по численности
группу -30%, составляют лица в возрасте
от 18 до 24 лет, жители сельской местности,
нетрудоустроенные, имеющие неполное
среднее образование. Третью по численности
группу - 20%, составляют лица, имеющие несовершеннолетний
возраст, а также лиц в возрасте от 25 до
29лет и 50 лет и старше. Ранее к уголовной
ответственности привлекалось только
5 осужденных, что составляет 7,6 % от общего
числа привлеченных к ответственности.
Из них, только один осужденный - за совершение
незаконной порубки леса, по ст.260 ч.1 УК
РФ.
Таблица № 1.
Сведения о демографических
признаках лиц, привлеченных к уголовной
ответственности за незаконную порубку
леса. По данным ИЦ УВД Омской области.
Категории
Количество лиц
Возраст:
14-17 лет
2
18-24 лет
21
25-29 лет
8
30-49 лет
36
50 лет и старше