Незаконная вырубка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность правовой проблемы охраны лесов связана с тем, что ежегодно обостряется сама проблема защиты лесов, с учетом региональных и местных антропогенных условий. В рамках формирования нового российского государства, значительно усилилась законотворческая роль субъектов РФ, направленная на охрану и защиту лесов от деструктивного воздействия. Экономические и социальные условия жизни в Российской Федерации подвержены постоянным изменениям, поэтому возникает необходимость в совершенствовании норм по охране и рациональному использованию лесных богатств России. Уголовное право в социальном плане не должно отставать от жизненных реалий и общественных отношений. Уголовное законодательство должно гармонично сосуществовать с экологическим законодательством, чтобы выполнять функцию уголовно-правовой защиты экологических интересов и прав граждан.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие незаконной порубки деревьев или кустарников.
1.1. Социальная обусловленность уголовной ответственности за посягательства на леса.
1.2. Развитие Российского законодательства об уголовной ответственности за посягательства на леса.
1.3. Зарубежное уголовное законодательство об охране лесов.
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» УК РФ.
2.1. Объект преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
2.2. Объективная сторона
2.3. Субъект преступления.
2.4. Субъективная сторона.
Глава 3. Совершенствование борьбы с порубками деревьев и кустарников. Практика назначения наказания.
3.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
3.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.
3.3. Практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДЕРЖАНИЕ.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе изучения материалов уголовных дел в сфере лесопользования; опубликованные статистические данные совершенных преступлений в сфере лесопользования по Российской Федерации за период действия современного УК; статистические данные Информационного центра УВД Омской области за 2006 - 2007 гг. 

Таким образом, действующее  законодательство содержит нормы, обособленно  регламентирующие те или иные аспекты  деятельности лесопользователей с  точки зрения природоохранных задач. Однако ни в одном из актов законодательно не закреплены требования к оформлению порядка осуществления хозяйственной деятельности лесопользователей - юридических и физических лиц. В настоящее время право заготовки может получить практически любой хозяйствующий субъект вне зависимости от специфики его деятельности, в связи, с чем создаются условия бесконтрольного использования одного и того же объекта лесопользования несколькими пользователями. 

Глава 1. Понятие незаконной порубки деревьев или кустарников 
 

1.1 Социальная обусловленность  уголовной ответственности за  посягательства на леса 
 

Уголовному праву, устанавливающему ответственность  за наиболее общественно опасные  посягательства в сфере экологии, среди других правовых мер борьбы с правонарушениями в этой области  принадлежит значительная роль. В  настоящее время в УК РФ действует около двух десятков уголовно-правовых норм об охране природы. Уголовный закон обеспечивает рациональное использование наиболее ценных природных богатств, защищает их от расхищения, гарантирует конституционное право граждан (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятное для осуществления и развития человека состояние окружающей природной среды, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, помогает сохранить такое ее качество, которое позволяет постоянно и неизменно осуществлять обмен веществ и энергии и воспроизводить жизнь на земле. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 2001. 

Нормотворческий процесс  в науке традиционно рассматривается  как юридически установленная процедура деятельности по возведению воли членов общества в закон, как порядок подготовки, официального обсуждения и опубликования нормативных актов. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 2006. 

В процессе правотворчества  можно выделить две стадии: предварительное формирование государственной воли, выражающееся в составлении проекта нормативного акта, и официальное ее воплощение в нормах права. Формирование государственной воли не может проходить в отрыве от процессов и явлений общественной жизни. На него оказывают влияние различные объективные и субъективные факторы. Известно, что описать механизм возникновения закона - значит вместе с тем раскрыть сущность перехода социального в правовое. Процесс воплощения социальных явлений в юридические нормы в самых общих чертах может быть охарактеризован следующим образом. Поскольку право - это надстроечная категория, оно определяется экономическим базисом той или иной общественно-экономической формации. Но экономический базис определяет только тип права, его социальное содержание, его историческую сущность. Помимо этого право в своем формировании испытывает воздействие множества других социальных факторов. В результате юридическая норма никогда не является только отражением основного производственного отношения. Она выражает лишь его тип, а также господствующие в данном обществе социально-политические условия. 

Правотворчество в  сфере уголовно-правовой охраны природы  также испытывает влияние политических, экономических, экологических явлений. Помимо этого оно определяется состоянием общественного правосознания, правоприменительной деятельности, состоянием и развитием других отраслей права, недостатками действующего уголовного природоохранительного законодательства, а также состоянием, структурой и динамикой экологической преступности. 

Указанные факторы  выступают основаниями закрепления  института уголовно-правовой охраны природы в законе. Их можно разделить  на объективные (экологические, экономические, криминологические) и субъективные (политические, относящиеся к правосознанию граждан, юридические). Они реально существуют, оцениваются законодателем, приобретают юридическую форму выражения и в таком качестве становятся побуждением воли законодателя, стремящегося поставить экологические отношения под охрану уголовного закона. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 2006. 

Основными проблемами правотворчества в сфере уголовно-правовой охраны природы являются проблемы криминализации и декриминализации деяний. Можно  утверждать, что они и составляют суть правотворчества. От решения этих проблем в значительной мере зависят пределы уголовно-правовой охраны природы и ее эффективность. Однако при криминализации деяний в сфере экологии следует ясно представлять себе роль и место уголовного права в системе природоохранных мер, принимаемых государством. 

По существу вся  деятельность человека экологична, ибо  вся его жизнь связана с  природой. В связи с этим характерная  особенность вопросов охраны природы, как в нашей стране, так и  в любой другой состоит в том, что они не могут ставиться изолированно, а лишь в связи с решением организационных, хозяйственных, пропагандистских, идейно-воспитательных, образовательных, правовых задач. Уголовное право играет при этом лишь вспомогательную роль, ибо оно не может рассматриваться как основное средство охраны окружающей среды. Возможности этой отрасли права объективно ограничены, так как уголовное право не в состоянии ликвидировать причины общественно опасных посягательств на природу, а особенности его методов (карательный, воспитательный, предупредительный) сами по себе ограничивают сферу применения уголовно-правовых норм. Переоценка возможностей уголовного права может причинить вред. В условиях создания правового государства ограничение форм поведения его членов уголовно-правовыми средствами должно носить по возможности минимальный характер, сводиться к мерам борьбы с наиболее опасными для общества правонарушениями. 

С другой стороны, необходимо избегать противоположной крайности, заключающейся в недооценке роли уголовного права как отрасли, защищающей природоохранительные отношения от наиболее общественно опасных посягательств. Отсюда очень важное значение имеют критерии (факторы, обстоятельства) криминализации, которыми руководствуется законодатель при определении круга деяний, относимых к преступлениям. Подчеркивая связь правотворчества с объективными закономерностями развития общества, философ писал: "Законодатель не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 162. 

Социальная сущность природоохранительных норм, как и  норм права вообще, очевидна. В рамках конкретных природоохранительных отношений, регулируя поведение людей, они  регулируют, в конечном счете, отношение людей друг к другу. Нормы права устанавливают определенные границы поведения людей и тем самым защищают общественные отношения от произвола отдельных лиц. Урегулированность и порядок выступают формой упрочения общественных отношений, и "если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция и, наконец, санкционируется как положительный закон". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 2. С. 356-357. 

Необходимость уголовно-правовой охраны природы обусловливается прежде всего объективными причинами, лежащими в сфере экологии: значительным повышением опасности антропогенного воздействия на природу, изменением его характера. Взаимодействие человека с природой достигло таких размеров, при которых последствия его хозяйственной и иной деятельности стали глобальными и оказались затронутыми основы самого существования человека. Если назвать вещи своими именами, человечество, независимо от всех других угроз, в том числе самой страшной и непосредственной - ядерной, оказалось на грани экологической катастрофы. Термин "выживание" прочно вошел в лексикон людей, и эту проблему необходимо осознать со всей ответственностью. Общество наблюдает прогрессирующее истощение природных ресурсов. Общая продуктивность биосферы снизилась на 20%. В мире утрачено 20 млн. кв.км земельных ресурсов, что больше имеющихся на сегодня пахотных земель на 5 млн. кв. км. Основным фактором, вызывающим деградацию почв, ученые считают массовое уничтожение лесов (до 15 млн. га в год). Программа ООН по окружающей среде. ЮНЕП. Ежегодный обзор//Бюллетень ИНФОтерра.1997.Т. XII. N I. С. 1-3. Загрязнение воды, почв, атмосферного воздуха в ряде регионов стало опасным для здоровья людей. Значительную опасность для природной среды и человека представляют различные промышленные аварии. С лица земли исчезло 63 вида и 55 подвидов млекопитающих, носителей бесценного генофонда, более 1000 видов и подвидов животных, около 25 000 растений (10%) находятся на грани вымирания. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 2003. Земная суша деградирует со скоростью 44 га в минуту. Прибрежные отмели и заводи, служащие основой для 2/3 рыбных промыслов, деградируют или уничтожаются с такой же скоростью из-за сбросов отходов, загрязнения и землечерпательных работ. Две трети мировых запасов леса уже уничтожены, и вырубка превышает восстановление. Кислородные дожди, индустриальная интоксикация, радиационное загрязнение, новые виды болезней людей и животных уже перестали быть редкостью. Увеличилось количество заболеваний людей онкологического характера, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, что может привести, если не будут приняты необходимые меры, к изменениям на генетическом уровне. По заключению комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздушной среды - главная причина распространения хронических бронхитов, катаров верхних дыхательных путей, пневмоний и т.п. 95% всей патологии прямо или косвенно связано с окружающей средой. Олдак П.Г. Глобальная катастрофа. М.2006. Теряется генофонд, между тем как генетическое однообразие ведет к возникновению эпидемий, эпизоотий, вырождению видов. В отчете ЮНЕП о состоянии окружающей среды земного шара отмечается, что "принимаемые меры не соответствуют требованиям экстремальной ситуации". Бюллетень ИНФ Отерра.2006. В этом случае, как полагает академик Н.П. Дубинин, - патология станет основной формой существования человека. Дубинин Н.П. Генетика в диалектико-материалистическом учении//М., 2006.  

Не обошел процесс  ухудшения природных условий обитания человека и нашу страну. Как следует из Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации за 1999 г.", в ряде регионов создалась опасная для здоровья людей экологическая обстановка. 35-40% населения живут в экологически неблагоприятных условиях. Государственный доклад и Приложения к нему ("О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации за 1999 г." и "Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования"), опубликованные в 2000 г. В среднем 10-12% новорожденных имеют аномалии на генетическом уровне (в отдельных регионах они достигают 30-40%). Практически во всех крупных городах страны воздух загрязнен свыше допустимых пределов и опасен для здоровья населения (число таких городов возросло с 1992 по 1999 г. со 171 до 195). 90-95% заболеваний органов верхних дыхательных путей и 30-40% заболеваний общего характера специалисты связывают с загрязнением природной среды. Средний возраст мужчин в РФ составляет 58-59 лет, смертность населения превышает рождаемость. За постсоветский период развития, несмотря на мощнейшие миграционные потоки в Россию из бывших республик СССР, население ее сократилось более чем на два миллиона. 25% женщин в России не могут родить по гинекологическим обстоятельствам здорового ребенка, каждый четвертый мужчина - импотент. Если при этом учесть количество алкоголиков, наркоманов, слабоумных и психически больных, то даже самые грубые подсчеты показывают, что население России находится на грани (если не за гранью) вырождения. 

Следует пересмотреть взгляды на социальную сущность правонарушений в сфере экологии: рассматривать  их не только как деяния, нарушающие установленный порядок природопользования и умаляющие экономические блага, даваемые природой, но, прежде всего - как деяния, уничтожающие и повреждающие биологическую основу жизнедеятельности и существования человека и иных живых существ, деяния против человека и всего живого через природу, посредством воздействия на нее. Деяния, направленные на ухудшение здоровья населения путем разрушения качественно благоприятной природной среды обитания, в совокупности следует рассматривать как более опасные, чем посягательства против конкретной личности. Сегодня нас не должна успокаивать кажущаяся неопределенность, отдаленность в будущее, "размытость" этой опасности. Она объективна и реальна, хотя и не всегда осознается людьми. С таких позиций ценность охраняемого уголовным законом блага существенно возрастает. Соответственно возрастает и общественная опасность преступлений в сфере экологии, и данные факторы являются главной причиной необходимости охранять природу уголовно-правовыми средствами. С экономической точки зрения новое содержание экологической проблемы означает усложнение доступа к широкому кругу разнообразных и порой незаменимых природных ресурсов, необходимость усиления их охраны и экономного использования, появление факторов, ограничивающих развитие производительных сил в результате применения устаревших и не соответствующих новым экологическим требованиям методов производства, назревшую необходимость его экологизации. Поскольку проблему охраны природных богатств, рационального их использования экономическими и организационными мерами на сегодняшний день полностью решить не удается, криминализация деяний, приводящих к нарушению естественного состояния природной среды и истощению природных ресурсов, необходима. Следует признать, что наши методы хозяйствования в сфере природы чрезвычайно расточительны, а зачастую варварские как по отношению к самой природе, так и по отношению к человеку. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 2006. 

В условиях рыночной экономики на смену ей пришла другая, исходящая из приоритета охраны здоровья человека и экологического благополучия при разработке и решении хозяйственных вопросов. Это требование выражено в Конституции РФ, действующем экологическом законодательстве, вытекает из содержания главы 26 "Экологические преступления" УК РФ 1996 г. Однако, как показал опыт, надежды на то, что с созданием рыночной экономики, введением свободного предпринимательства, частной собственности на землю сами собой прекратятся процессы хищнического разграбления природных богатств и причинения ущерба природной среде, оказались несостоятельными, Наоборот, эти процессы получили еще большее распространение. Поэтому уголовное право должно не только сохранить свою роль в борьбе с ними, но и получить дальнейшее развитие. 

Обусловленность криминализации деяний в области охраны природы  политическими факторами выражается во взаимосвязи политики и права. Право отражает и закрепляет общую политическую линию государства. Естественно, юридическая политика и правотворчество как ее составная часть не могут быть оторваны от требований внутренней и внешней политики государства. Внутренняя и внешняя политика осуществляются не только юридическими средствами, хотя и на основе права. Юридическая политика всегда предполагает использование методов правового регулирования. Она включает в себя три основных направления: правотворчество, применение права, развитие правосознания и правовой культуры населения. Кудрявцев В.Н. Основания уголовно-правового запрета. М., 2004. 

Уголовное право  есть основная форма выражения, закрепления  и практической реализации уголовно-правовой политики. В сфере охраны природы  эта политика определяет предназначение, содержание и структуру норм уголовного права. Человек как биологическое существо может жить и развиваться только в качественно благоприятных природных условиях. Право граждан на здоровье обеспечивается, наряду с другими мерами, и деятельностью по оздоровлению окружающей природной среды (ст. 41 Конституции РФ). Концепция правового государства предполагает не только ответственность граждан перед государством, но и государства перед гражданами, отсюда следует, что в политическом отношении вывод о существовании функции государства по охране природы означает ответственность правового государства перед народом за обеспечение экологического благополучия жизни и здоровья современного и будущих поколений людей. Рассматривая уголовное право как один из инструментов внутриполитической деятельности государства по реализации этой ответственности, можно утверждать, что оно призвано быть, во-первых, средством проведения экологической политики государства и, во-вторых, гарантией гражданам права на благоприятные для существования и деятельности условия окружающей среды. Отсюда возникает необходимость в существовании и развитии уголовно-правовых природоохранительных норм, криминализации наиболее опасных посягательств в экологической сфере. 

Информация о работе Незаконная вырубка