Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:12, курсовая работа
Актуальность правовой проблемы охраны лесов связана с тем, что ежегодно обостряется сама проблема защиты лесов, с учетом региональных и местных антропогенных условий. В рамках формирования нового российского государства, значительно усилилась законотворческая роль субъектов РФ, направленная на охрану и защиту лесов от деструктивного воздействия. Экономические и социальные условия жизни в Российской Федерации подвержены постоянным изменениям, поэтому возникает необходимость в совершенствовании норм по охране и рациональному использованию лесных богатств России. Уголовное право в социальном плане не должно отставать от жизненных реалий и общественных отношений. Уголовное законодательство должно гармонично сосуществовать с экологическим законодательством, чтобы выполнять функцию уголовно-правовой защиты экологических интересов и прав граждан.
Введение
Глава 1. Понятие незаконной порубки деревьев или кустарников.
1.1. Социальная обусловленность уголовной ответственности за посягательства на леса.
1.2. Развитие Российского законодательства об уголовной ответственности за посягательства на леса.
1.3. Зарубежное уголовное законодательство об охране лесов.
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» УК РФ.
2.1. Объект преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
2.2. Объективная сторона
2.3. Субъект преступления.
2.4. Субъективная сторона.
Глава 3. Совершенствование борьбы с порубками деревьев и кустарников. Практика назначения наказания.
3.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.
3.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.
3.3. Практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области.
Заключение
Список литературы
Составы, предусмотренные
статьями 42 и 43 Лесного кодекса, одинаковы.
Разница состоит лишь в отягчающих обстоятельствах,
которые заключаются в следующем.
Совершение деяния
в ночной период (от захода до восхода
солнца). Установление такого отягчающего
обстоятельства объясняется тем, что в
это время легче совершить преступление,
так как охрану леса труднее осуществить.
Однако в законе значится именно эта формулировка
-- "от заката до восхода солнца", а
не "в ночное время", поскольку она
является более подходящей, когда речь
идет о защите лесного фонда. При установлении
этого отрезка времени учитываются времена
года, месяц, день, час, расположение местности.
Суд для определения такого рода отягчающих
обстоятельств преступления против лесного
фонда обязан точно определить время совершения
преступления.
Совершение деяния
посредством спиливания деревьев. Это
объясняется тем, что спиливание
деревьев проходит более тихо, чем
их рубка, и преступление труднее
обнаружить. Кроме того, спиливание
наносит большой вред лесам, так
как уничтожаются поросль, молодые побеги.
Совершение деяния
в лесах, которые несут исключительно
защитную функцию (в ст. 7 Лесного
кодекса они отнесены к лесам
первой группы, т.е. особо охраняемым).
Совершение деяния
тремя и более лицами, т. е. коллективно.
Совершение деяния
в течение года после осуждения
за преступления против лесного фонда.
Уголовная ответственность
за преступления, совершенные против
Лесного фонда страны, призвана защищать
общенародную государственную
Неотъемлемой частью
окружающей среды в Японии считается
флора и фауна, а также все те экологические
системы, которые связаны с организациями
и учреждениями, обеспечивающими оптимальное
"экологическое" существование человека.
Как видно, и в этой стране подход к окружающей
среде, так сказать, расширенный, ориентированный
на включение в "среду обитания человека"
всего природного окружения (поэтому в
Японии, например, нет отдельного закона
об охране природы).
Во Франции наряду
с формулированием
В странах в качестве
основных мер контроля загрязнений
предусмотрено введение налогов
и штрафов, налагаемых на природопользователей
и загрязнителей окружающей среды.
Так, в Германии недавно законодательно
введена система
В декабре 1970 г. в
соответствии с Реорганизационным
планом президента США было учреждено
специальное правительственное ведомство
-- Агентство по охране окружающей среды
(ЕРА), руководитель которого подчиняется
непосредственно президенту страны. Новое
агентство объединило все основные действовавшие
до них и новые федеральные программы
по борьбе с загрязнением воздуха и вод,
по борьбе с радиацией и обработке твердых
отходов, по борьбе с шумом и контролю
токсичных веществ и т. Д. В специальной
литературе деятельность ЕРА иногда называется
"регулирующей", так как основное
влияние на качество окружающей среды
ЕРА осуществляет через подготовку стандартов
качества объектов среды, нормативов выбросов
загрязнений и контроль за их соблюдением,
т. е. это учреждение является координатором
государственного "регулирующего механизма"
охраны окружающей среды по отношению
ко всем отраслям промышленности через
разработку стандартов качества окружающей
среды.
Комплексный характер
природоохранных проблем
В других странах (например,
Франции) структура экологического
регулирования строится по двухзвенной
системе -- министерства и межведомственные
управления охраны окружающей среды. В
правовых актах управления местных
органов Франции состояние таких объектов,
как воды, воздух и др., регулируется и
нормами об охране природы, и об охране
окружающей среды.
В некоторых странах
практикуется комплексный подход к
охране и контролю загрязнения объектов
окружающей среды с позиций их использования.
Например, в Великобритании, учитывая,
что административно-
В Японии соответствующие
механизмы управления ориентированы на
разработку в первую очередь стандартов
здоровья, дополненных ограничениями
эмиссий для отдельных отраслей промышленности
и видов производства. Для Японии характерны
региональные (наряду с общенациональными)
планы социально-экономического развития,
учитывающие современные экологические
императивы. Эти планы и экологические
стандарты разрабатываются в процессе
так называемых публичных переговоров
между промышленными фирмами и местными
органами. Всевозможные "согласования"
-- тоже отличительная черта социальной
жизни Японии: важно не доводить какую-либо
проблему до социального конфликта. Характерно,
например, что в этой стране наименее активна
судебная система, здесь меньше всего
адвокатов и защитников по сравнению с
США или Великобританией. Но экологические
"переговоры" -- несколько иное по
своему содержанию социальное явление,
чем обычный хозяйственно-производственный
конфликт. Например, при респираторных
заболеваниях и вызванной этим потерей
трудоспособности потерпевший вправе
обратиться за возмещением ущерба к любому
предприятию - загрязнителю воздуха на
данной территории (при условии, что потерпевший
живет в данной местности достаточно продолжительное
время). Поэтому в финансировании природоохранных
мероприятий в Японии большая роль принадлежит
частным фирмам, доля которых в общегосударственных
экологических мероприятиях составляет
около половины, а иногда и больше. Денисов
Ю.А. Общая теория правонарушения и уголовной
ответственности в мире. Л., 2003.
Государственное регулирование
охраны природы в Австрии определяются
формой государственного устройства (федеративное
государство, состоящее из 9 независимых
земель), и поэтому природоохранные нормы
содержатся как в федеральном, так и земельном
законодательстве. На практике система
экологического управления формируется
на основе принципа элиминации источника
загрязнения: так, предотвращение ущерба
для здоровья людей от промышленных сточных
вод регулируется законами о развитии
торговли и промышленности (а не законодательством
о водопользовании, как в других странах).
Конституционный суд Австрии в своих решениях
по экологическим спорам определил сферу
и объем компетенции в земельном и федеральном
природоохранном законодательстве: правительство
осуществляет экологическое регулирование
в таких областях, как использование вод,
лесов, государственных дорог, развитие
ядерной энергетики, вопросу здравоохранения;
компетенция органов земельного управления
охватывает: экологически правомерное
использование движимой и недвижимой
собственности; городское и сельское планирование;
устройство территорий; строительство,
консервативную охрану природы; пожарное
дело и др. Из общего объема актов экологического
регулирования 80% относится к федеральной
юрисдикции и 20% -- к земельной. Там же.
В Кодексе Белоруссии
отсутствует статья, аналогичная ст. 259
УК РФ. Поэтому охрана "краснокнижных"
растений регламентируется ст. 280, в которой
предусмотрена ответственность за нарушения
правил, установленных для борьбы с сорной
растительностью, болезнями и вредителями
растений, повлекшие по неосторожности
гибель растительности или животных с
причинением ущерба в крупном размере.
В ч. 2 этой статьи говорится об особо крупном
размере ущерба, а также о гибели растительности
или животных, заведомо для виновного
занесенных в Красную книгу Белоруссии.
Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения
и уголовной ответственности в мире. Л.,
2003.
Вопрос об охране
растений в разных странах решается
неодинаково. Например, как преступления
и проступки против общественного
здоровья (разд. 8) рассматриваются в Уголовном
кодексе Швейцарии такие деяния, как распространение
опасных для сельского или лесного хозяйства
вредителей (ч. 1 ст. 233). Наказывается это
преступление тюремным заключением. Такое
же наказание предусмотрено за данное
деяние, совершенное по неосторожности
(ч. 3 ст. 233). Однако, если лицо "из низменных
побуждений причинило большой вред",
ему может быть определена каторжная тюрьма
на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 233). Таким образом,
квалифицированный вид рассматриваемого
деяния (ч. 2 ст. 233) отнесен законодателем
Швейцарии к числу преступлений, а предусмотренные
ч. 1 и 3 - к проступкам.
Таким образом, в
уголовном законодательстве зарубежных
стран содержатся нормы об охране
растительного мира. Однако они существенно
отличаются от ч. 2 ст. 249 УК РФ. Так, в ст.
332 УК Испании ответственность предусмотрена
за причинение вреда "любым видам или
подвидам растений, угрожаемым или размножающимся"
либо за разрушение или тяжкое повреждение
зоны их распространения. О растениях,
как объекте уголовно-правовой охраны,
говорится в ряде норм Уголовного кодекса
ФРГ: загрязнение воздуха, причиняющее
вред растениям наряду с другими объектами
охраны (ст. 325); неразрешенное обращение
с опасными отходами, угрожающее количественному
составу растений (ст. 326); угроза нуждающейся
в защите территории, на которой повреждаются
или уничтожаются особо охраняемые виды
растений (ст. 329); тяжелая угроза окружающей
среде, т.е. совершение действий, длительное
время вредящих уровню растений, находящихся
под угрозой вымирания (ст. 330). Уголовное
право зарубежных стран//Сборник законодательных
актов. М., 2000.
Статьи, аналогичные
ст. 260 УК РФ, содержатся в уголовных
кодексах Кыргызстана (ст. 279), Таджикистана
(ст. 234), Казахстана (ст. 291), Белоруссии
(ст. 277). Однако понятия "значительный,
крупный и особо крупный размер ущерба"
определяются по-разному. В Белоруссии
крупный размер ущерба составляет сумма,
в 80 и более раз и особо крупный - в 250 и
более раз превышающая минимальную заработную
плату; в Казахстане - значительный ущерб
в 100 раз, а крупный - в 300 раз превышающий
месячный расчетный показатель, и т.д.
В некоторых странах
уголовно-правовая охрана леса регламентируется
статьями кодексов, предусматривающими
ответственность за посягательства
и на иные объекты (компоненты) окружающей
природной среды. Так, в Узбекистане ответственность
за незаконную порубку предусмотрена
в ст. 198 УК, озаглавленной "Повреждение,
уничтожение посевов, леса или других
насаждений". В Германии в разд. 29 УК
"Преступные деяния против окружающей
среды" лес как объект уголовно-правовой
охраны не упоминается, однако в ряде параграфов
говорится о растениях, причинение вреда
которым влечет за собой при определенных
условиях уголовную ответственность,
например, - 325, 326, 329, 330. В Испании установлена
ответственность тех, "кто сорвет, срубит,
сожжет, вырвет, соберет" любой вид или
подвид растений (ст. 332 УК). Там же.
Более детально регламентирована
ответственность за уничтожение
или повреждение лесов (ст. 261 УК)
в Уголовном кодексе Белоруссии.
В нем предусмотрена ответственность
за загрязнение леса (основной состав)
и за загрязнение, повлекшее причинение
крупного ущерба. Причем в последнем случае
оговаривается возможность как умышленных,
так и неосторожных действий (ст. 275). В
ст. 276 предусмотрена ответственность
за уничтожение или повреждение леса по
неосторожности, повлекшее причинение
ущерба в особо крупном размере.