Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа
В соответствии с Конвенцией 1991г. каждое государство – участник принимает необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления на его территории немаркированных взрывчатых веществ, а по Конвенции 1978г. договаривающиеся стороны принимают меры к оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные органы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого. Как видим, тема оборота оружия весьма актуальна в настоящее время и вопросы ее рассматриваются на международном уровне.
Введение 2
1 История законодательства об оружии 3
2 Понятие оружия и виды его торгового оборота 5
3 Структурные элементы торгового оборота оружия 11
Заключение 16
Содержание
Введение 2
1 История законодательства об оружии 3
2 Понятие оружия и виды его торгового оборота 5
3 Структурные элементы торгового оборота оружия 11
Заключение 16
Введение
Незаконный оборот оружия неоднократно становился предметом исследования многих авторов, как по уголовному праву, так и по криминологии, поскольку количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Беларуси продолжает расти.
Установление уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств вызвано международными обязательствами Беларуси. В 1991г. Беларусью была подписана Монреальская Конвенция « О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения», а в 1999г.- Европейская Конвенция Совета Европы « О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами».
В соответствии с Конвенцией 1991г. каждое государство – участник принимает необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления на его территории немаркированных взрывчатых веществ, а по Конвенции 1978г. договаривающиеся стороны принимают меры к оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные органы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого. Как видим, тема оборота оружия весьма актуальна в настоящее время и вопросы ее рассматриваются на международном уровне.
1 История законодательства об оружии
История
законодательства об оружии Беларуси
имеет общую линию развития с
соответствующим
В законодательстве также содержался особый запрет на ношение "тростей со вделанными в них потаенными кинжалами, клинками и другими орудиями". Существовала и суровая ответственность за нарушение законодательства об оружии. Можно отметить схожесть в общих чертах ныне действующего законодательства РБ об оружии и законодательства Российской империи. С приходом к власти большевиков Декретом Совета Народных Комиссаров "О сдаче оружия" от 10 декабря 1918 г. рядовые граждане были фактически лишены права на приобретение, хранение, ношение и применение огнестрельного оружия в целях самообороны. В гражданском обороте огнестрельное оружие могло находиться лишь в качестве охотничьего либо спортивного. Ситуация изменилась только в 2001 году, когда 13 ноября 2001 указом президента N 61-З был утверждён закон Республики Беларусь «Об оружии», принятый палатой представителей 17 октября 2001 года и одобренный Советом Республики 25 октября 2001 года. Названый закон регулирует отношения, возникающие при обороте оружия на территории Республики Беларусь, направлен на защиту жизни и здоровья граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану окружающей среды и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Законом «Об оружии» был установлен единый порядок приобретения, хранения и использования гражданами специальных средств самообороны (газовых пистолетов и револьверов, патронов к ним и аэрозольных упаковок), снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия. В данном законе было закреплено право на приобретение оружия гражданами в целях самообороны, охоты либо занятий спортом. В качестве оружия самообороны было разрешено приобретать по лицензии органов внутренних дел газовые пистолеты, револьверы, механические распылители и аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми раздражающими веществами, разрешенными к применению Минздравом Беларуси.
В настоящее время оборот оружия и осуществление охранной деятельности на территории РБ регулируют соответственно Закон «Об оружии» и Закон «Об охранной деятельности» от 8 ноября 2006.
2 Понятие оружия и виды его торгового оборота
«Оружие» в законе РБ « Об оружии» определяется как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими составами» и делится на три следующих вида: боевое ручное стрелковое и холодное, служебное и гражданское.
Оружие является особым предметом материального мира, резко выделяющимся из остальных достижений мировой культуры.
Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Беларуси с каждым годом растет: в 2005г.- 3991, в 2006г.- 4322 случая.
Растет и число преступлений с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств. Так, в 2005г.- 1425, в 2006г.- 1731 эпизодов.
По результатам исследований удалось выявить контингент лиц, совершивших незаконный оборот оружия: 76 % - военнослужащие; 23,6 % - гражданские лица; 0,4 % - сотрудники милиции.
Высокий процент преступников-
Словосочетание «оборот оружия» практически всегда употребляется вместе с прилагательным «незаконный». Незаконный оборот оружия неоднократно становился предметом исследований, но их авторы исходили из того, что этот термин является общеизвестным, и определений понятию «оборот», а также его законной и незаконной составляющим не давали, либо ограничивались выработкой определения понятия «незаконный оборот».
Однако, незаконный оборот является только лишь частью законного и потому изучение проблем незаконного оборота оружия и разработка мер противодействия ему не может осуществляться в разрыве от понятий и категорий законного оборота.
Если мы вновь обратимся к статистике, то в Беларуси у граждан в легальном владении находится 130 тыс. ед. оружия на 111 тыс. владельцев. Лицензированный персонал частных охранных структур и служб безопасности использует около 5 тыс. ед. огнестрельного и газового оружия. К этому количеству следует добавить большое количество единиц боевого оружия, которые находятся на вооружении белорусской армии и других силовых структур.
В незаконном обороте оружия гораздо меньше: так, в розыске на 1 января 2006г. находилось 4 тыс. ед. По некоторым экспертным оценкам, в Беларуси только огнестрельного оружия в незаконном обороте насчитывается 50 тыс. ед.
В
незаконный оборот оружие
переходит из законного, что
наглядно подтверждается статистикой.
В период с 2001г. по 2006г. количество
зарегистрированных хищений
и вымогательств оружия
Таблица – Динамика роста преступлений, связанных с использованием
оружия
Годы |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2006 |
Зарегистрировано преступлений в течение года |
309 |
310 |
320 |
380 |
409 |
Выявлено лиц, совершивших преступления |
104 |
163 |
171 |
189 |
124 |
Исходя из анализа таблицы, можно утверждать, что незаконный оборот оружия является производным от законного, тесно связан с ним и зависит от организации законного оборота и эффективности контроля над ним. А следовательно, законный (легальный) оборот оружия является той отправной точкой, с которой должно начинаться изучение незаконного оборота.
Легальный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Беларуси регламентируется Законом «Об оружии», постановлениями Правительства РБ « О порядке выдаче лицензий на разработку и производство вооружения военной техники и боеприпасов», «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», « Правилами оборота служебного и гражданского оружия», « О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите», инструкциями и приказами МВД и т.д.
Под законным оборотом оружия следует понимать изготовление, сбыт, передачу, приобретение, хранение, ношение, перевозку, ремонт, применение, уничтожение оружия, производимое на основании законов, постановлений Правительства и нормативных документов военизированных ведомств под контролем лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел или без такового. В самой системе МВД контроль над оборотом оружия осуществляется не подразделениями лицензионно-разрешительной системы, а начальниками УВД, ГУВД, отделов внутренних дел, руководителями служб и подразделений.
При безупречном осуществлении контрольно-надзорных мероприятий над законным оборотом оружия, по существу, становится невозможным его незаконный оборот, который в подобном случае сведется к изготовлению, сбыту и использованию кустарного или самодельного оружия.
Причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия
К одной
из основных причин поступления в
преступный оборот предметов вооружения
следует отнести просчеты в политической
стратегии органов
Условиями, способствующими совершению
преступлений и противоправному
распространению огнестрельного оружия,
являются, в частности, несоблюдение
правил его хранения, слабая техническая
укрепленность хранилищ, отсутствие
или неисправность охранной сигнализации,
преступная небрежность, халатность, подчас,
и предательство личного
Исследования свидетельствуют, что
лишь около трети похищенного
вооружения используется для собственных
нужд, в то время, как остальная
часть реализуется в целях
наживы оптовым перекупщикам, связанным
с организованными
К условиям, способствующим совершению
незаконного оборота оружия, относятся
социальные факторы, среди которых
следует прежде всего выделить недостатки
в области учета и контроля
материальных ценностей. Недостатки этой
группы чаще всего проявляются в
плохой работе должностных лиц по
обеспечению сохранности
Перечисленные выше действия (изготовление, продажа, приобретение, хранение, ношение оружия и т.п.), осуществляемые с нарушением законов, правил и инструкций, образуют незаконный оборот оружия, который с правовых позиций является неоднородным и подразделяется на два вида.
Первый
вид связан с совершением