Незаконный оборот оружием в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Конвенцией 1991г. каждое государство – участник принимает необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления на его территории немаркированных взрывчатых веществ, а по Конвенции 1978г. договаривающиеся стороны принимают меры к оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные органы в пресечении незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении огнестрельного оружия, перемещаемого с территории одного государства на территорию другого. Как видим, тема оборота оружия весьма актуальна в настоящее время и вопросы ее рассматриваются на международном уровне.

Оглавление

Введение 2
1 История законодательства об оружии 3
2 Понятие оружия и виды его торгового оборота 5
3 Структурные элементы торгового оборота оружия 11
Заключение 16

Файлы: 1 файл

Незаконный оборот оружием в РБ123.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 2

1 История законодательства об оружии 3

2 Понятие оружия и виды его торгового оборота 5

3 Структурные элементы торгового оборота оружия 11

Заключение 16

 

 

Введение

 

Незаконный  оборот оружия неоднократно становился предметом исследования многих авторов, как по уголовному праву, так и  по криминологии, поскольку количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в  Беларуси  продолжает  расти.

Установление  уголовной ответственности за незаконный  оборот оружия, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств  вызвано   международными обязательствами  Беларуси. В 1991г. Беларусью  была подписана Монреальская  Конвенция « О маркировке  пластических взрывчатых  веществ в целях их обнаружения», а в 1999г.- Европейская Конвенция Совета Европы « О контроле за приобретением и хранением   огнестрельного оружия частными лицами».

В соответствии с  Конвенцией 1991г. каждое государство  – участник  принимает необходимые  и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления на его  территории немаркированных   взрывчатых веществ, а по Конвенции 1978г. договаривающиеся  стороны   принимают меры к оказанию друг другу взаимной помощи через соответствующие административные  органы в пресечении   незаконного оборота огнестрельного оружия, а также в прослеживании и обнаружении   огнестрельного   оружия, перемещаемого   с территории одного  государства на территорию  другого. Как видим, тема  оборота оружия весьма актуальна в настоящее время и вопросы ее рассматриваются на международном уровне.

 

 

 

 

 

 

1 История законодательства  об оружии

 

История законодательства об оружии Беларуси имеет общую линию развития с  соответствующим законодательством  РФ. До 1917 года у граждан Российской империи было право на приобретение и хранение огнестрельного оружия (пистолетов и револьверов) в целях самообороны, однако, с известными ограничениями: имелась целая законодательная система регулирования оборота всех видов оружия на территории государства, что было закреплено в Своде Законов Российской империи. Психически здоровым и законопослушным гражданам разрешение на приобретение "нестроевых" видов огнестрельного оружия (за исключением охотничьего) выдавал генерал-губернатор, губернатор либо градоначальник. Они же при наличии "чрезвычайных обстоятельств" (волнения, возмущения народных масс, а также конкретных фактов неосторожного либо злонамеренного использования оружия), могли лишить гражданина права на оружие. Право на ношение оружия предоставлялось строго перечисленным в законе категориям лиц, а именно:

  • у которых оружие входило в состав обмундирования (к примеру, полицейские и жандармские чины);
  • которым оно необходимо в целях самообороны в связи, когда их жизни и здоровью грозит непосредственная опасность;
  • которым ношение оружия обязательно в силу обычая, законом не запрещенного;
  • в целях охоты либо для занятий спортом.

В законодательстве также содержался особый запрет на ношение "тростей со вделанными в  них потаенными кинжалами, клинками и другими орудиями". Существовала и суровая ответственность за нарушение законодательства об оружии. Можно отметить схожесть в общих  чертах ныне действующего законодательства РБ об оружии и законодательства Российской империи. С приходом к власти большевиков Декретом Совета Народных Комиссаров "О сдаче оружия" от 10 декабря 1918 г. рядовые граждане были фактически лишены права на приобретение, хранение, ношение и применение огнестрельного оружия в целях самообороны. В гражданском обороте огнестрельное оружие могло находиться лишь в качестве охотничьего либо спортивного. Ситуация изменилась только в 2001 году, когда 13 ноября 2001 указом президента N 61-З был утверждён закон Республики Беларусь «Об оружии», принятый палатой представителей 17 октября 2001 года и одобренный Советом Республики 25 октября 2001 года. Названый закон регулирует отношения, возникающие при обороте оружия на территории Республики Беларусь, направлен на защиту жизни и здоровья граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану окружающей среды и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Законом «Об оружии» был установлен единый порядок приобретения, хранения и использования гражданами специальных средств самообороны (газовых пистолетов и револьверов, патронов к ним и аэрозольных упаковок), снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия. В данном законе было закреплено право на приобретение оружия гражданами в целях самообороны, охоты либо занятий спортом. В качестве оружия самообороны было разрешено приобретать по лицензии органов внутренних дел газовые пистолеты, револьверы, механические распылители и аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми раздражающими веществами, разрешенными к применению Минздравом Беларуси.

В настоящее  время оборот оружия и осуществление охранной деятельности на территории РБ регулируют соответственно Закон «Об оружии» и Закон «Об охранной деятельности» от 8 ноября 2006.

 

 

 

 

2 Понятие оружия и виды его торгового оборота

 

  «Оружие»  в законе РБ « Об оружии» определяется как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими составами» и делится   на три следующих вида: боевое ручное  стрелковое  и холодное, служебное и гражданское.

Оружие  является  особым предметом материального  мира, резко выделяющимся  из остальных  достижений  мировой культуры.

Количество  преступлений, связанных   с незаконным оборотом  оружия  в Беларуси с каждым годом растет: в 2005г.-  3991, в 2006г.- 4322 случая.

Растет  и число  преступлений с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов,   взрывчатых   веществ и   взрывчатых устройств. Так, в 2005г.- 1425, в 2006г.- 1731 эпизодов.

По результатам исследований удалось выявить контингент лиц, совершивших незаконный оборот оружия: 76 % - военнослужащие; 23,6 % - гражданские лица; 0,4 % - сотрудники милиции.

Высокий процент преступников-военнослужащих обусловлен значительно ухудшившимся в последние годы материальным положением военнослужащих, криминализацией призываемой  на службу молодежи и, что имеет решающее значение, возможностью доступа к  огнестрельному оружию и боеприпасам  в силу специфики службы.

Словосочетание  «оборот оружия»   практически  всегда употребляется  вместе с прилагательным «незаконный». Незаконный оборот оружия  неоднократно становился   предметом  исследований, но их  авторы   исходили из того,  что этот термин  является   общеизвестным, и определений понятию  «оборот», а также его законной и незаконной   составляющим не давали, либо ограничивались выработкой определения понятия «незаконный оборот».

  Однако, незаконный  оборот является только  лишь частью  законного и потому  изучение  проблем  незаконного  оборота оружия  и разработка  мер   противодействия ему   не может осуществляться  в  разрыве от понятий   и категорий  законного оборота. 

    Если мы вновь обратимся к  статистике, то в Беларуси  у граждан   в легальном владении  находится 130 тыс. ед.  оружия на 111 тыс. владельцев. Лицензированный персонал частных охранных структур и служб безопасности использует около 5 тыс. ед. огнестрельного  и газового  оружия. К этому количеству следует добавить большое количество единиц боевого оружия, которые находятся на вооружении белорусской армии и других силовых структур.

  В  незаконном обороте  оружия гораздо меньше:  так, в розыске  на 1 января  2006г.  находилось  4 тыс. ед. По некоторым экспертным   оценкам, в Беларуси   только огнестрельного   оружия   в незаконном обороте   насчитывается 50 тыс. ед.

  В  незаконный оборот оружие   переходит из законного, что  наглядно подтверждается   статистикой.  В период с 2001г. по 2006г. количество  зарегистрированных хищений   и вымогательств  оружия последовательно  растет быстрыми темпами, как  и количество   совершающих   их лиц. Рассмотрим данные информационного  центра МВД РБ за 2001-2006 годы.

 

Таблица – Динамика роста преступлений, связанных с использованием

                 оружия

Годы

2001

2002

2003

2005

2006

Зарегистрировано

преступлений в течение  года

309

310

320

380

409

Выявлено лиц, совершивших преступления

104

163

171

189

124


 

Исходя  из анализа таблицы, можно  утверждать, что   незаконный оборот  оружия является   производным   от законного, тесно связан с ним  и зависит   от организации  законного оборота   и эффективности   контроля над ним. А следовательно, законный (легальный) оборот оружия   является той отправной  точкой, с которой   должно  начинаться   изучение   незаконного оборота.

  Легальный  оборот  оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ  и взрывных устройств  на территории  Беларуси регламентируется  Законом «Об оружии», постановлениями Правительства РБ « О порядке выдаче лицензий на разработку  и производство вооружения военной техники и боеприпасов», «Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и патронов к нему,  а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», « Правилами оборота   служебного и гражданского  оружия», « О порядке выдачи оружия  лицам, подлежащим  государственной защите», инструкциями  и приказами МВД и т.д.

 Под  законным оборотом  оружия следует понимать изготовление, сбыт, передачу, приобретение, хранение,  ношение, перевозку, ремонт, применение, уничтожение оружия, производимое на основании законов, постановлений Правительства и нормативных документов военизированных ведомств   под контролем   лицензионно-разрешительной   системы  органов внутренних   дел или без  такового.  В самой системе   МВД контроль   над оборотом оружия осуществляется   не подразделениями лицензионно-разрешительной  системы, а начальниками УВД, ГУВД, отделов внутренних  дел, руководителями служб и подразделений.

При безупречном  осуществлении контрольно-надзорных  мероприятий   над законным  оборотом   оружия, по существу,   становится   невозможным   его незаконный оборот, который в подобном случае сведется к изготовлению, сбыту и использованию кустарного или  самодельного  оружия.

Причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия

К одной  из основных причин поступления в  преступный оборот предметов вооружения следует отнести просчеты в политической стратегии органов государственной  власти и управления, допущенные при  распаде Советского Союза. В результате этого несметное количество вооружения было передано в ведение неустоявшихся  политических сил республик, некогда  входивших в СССР, в том числе и в Беларусь.

Условиями, способствующими совершению преступлений и противоправному  распространению огнестрельного оружия, являются, в частности, несоблюдение правил его хранения, слабая техническая  укрепленность хранилищ, отсутствие или неисправность охранной сигнализации, преступная небрежность, халатность, подчас, и предательство личного состава  охраны при несении службы.

Исследования свидетельствуют, что  лишь около трети похищенного  вооружения используется для собственных  нужд, в то время, как остальная  часть реализуется в целях  наживы оптовым перекупщикам, связанным  с организованными криминальными  сообществами.

К условиям, способствующим совершению незаконного оборота оружия, относятся  социальные факторы, среди которых  следует прежде всего выделить недостатки в области учета и контроля материальных ценностей. Недостатки этой группы чаще всего проявляются в  плохой работе должностных лиц по обеспечению сохранности огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывных устройств  и взрывчатых веществ; в неэффективности  текущего и последующего учета и  контроля как функции управления. Даже располагая необходимыми силами и средствами, руководители соответствующих  подразделений, чаще всего военизированных  и заводов-изготовителей, не обеспечивают должным образом надлежащие учет и хранение предметов вооружения, исключающие саму возможность преступных посягательств на них.

 Перечисленные  выше  действия  (изготовление, продажа,  приобретение, хранение, ношение оружия  и т.п.), осуществляемые  с нарушением  законов,  правил и инструкций,  образуют незаконный  оборот оружия, который с правовых позиций   является неоднородным и подразделяется на  два вида.

  Первый  вид связан с совершением административных  правонарушений либо иными  нарушениями  административных запретов. Например,  административными деликтами являются:

Информация о работе Незаконный оборот оружием в Беларуси