Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей

Автор: Елена Бражникова, 22 Сентября 2010 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования: межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..1
1. Классификация межпредметных связей………………………………….2
2. Этапы интеграции………………………………………………………….8
3. Межпредметные связи - основной принцип экологического образования………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Приложение……………………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

       При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и практической деятельности человека, осознают значимость бережного, экономного использования природных богатств [25, 96]. Большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, сельскохозяйственному труду, необходимость проведения, которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии позволяют более детально изучать некоторые объекты природы, их влияния друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния человека на состояние природного окружения и т.д.

        Осуществление междисциплинарного подхода в процессе экологического образования требует, прежде всего, определения системы экологических знаний и умений учащихся начальных классов [24, 254].

       Таким  образом, межпредметные связи  в школьном экологическом обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Именно поэтому, межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода  обучении и воспитании школьников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

Рассмотрев характер отношения младших школьников к природе, а так же мотивацию детей к овладению экологическими знаниями мы пришли к выводу, что экологическое воспитание сложное психическое образование, которое требует длительной, хорошо спланированной работы. Очень важную роль в ней играет реализация межпредметного подхода, так как исследование экологических проблем в науке и практике осуществляется на междисциплинарной основе.

  Однако реализация  этого подхода требует большой  работы учителя начальных классов, который должен знать основы интеграции учебных предметов. Такая работа требует от учителя дополнительной подготовки, эрудиции и высокого профессионализма. Несмотря на все трудности, принцип межпредметного подхода в экологическом образовании способствует целостному восприятию всех явлений и формированию научного экологического мировоззрения. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

  Изучение  естественных наук обогащает  кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // - НШ., 1999. - №1. центр «Академия» 1999. – C. 242.

2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // М.: Просвещение, 1993. – C. 79.

3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы // - НШ., 1998. №6. – C. 109.

4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников // - Русс. яз. – 1993. - №6. – C. 96.

5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем // - М., 1987. – C. 197.

6. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города // - М. Просвещение, 1991. – C. 96.

7. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой // - М, 1987. – C. 74.

8. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ., 1998. - №10. – C. 254.

9. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // - НШ., 1998. № 6. – C. 154.

10. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // - Рад. шк., 1983. – C. 84.

11. Гришева Е. А. Задания экологического содержания // - М. Просвещение, 1993. – C. 143.

12. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры // НШ. - 1998. №6. – C. 54.

13. Горощенко В. П. Природа и люди // М., Просвещение, 1986. – C. 94.

14. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ, 1998. - № 6. – C. 109.

15. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // - НШ, 1989. №10-11. – C. 74.

16. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников // – Мн.: НМО, 1999. – C. 86.

17. Кузнецов Г.А. Экология и будущее // - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – C. 75.

18. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении // – М.: Просвещение, 1983. – C. 231.

19. Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народное образование // – 1999. - №7. – C. 212.

20. Михальчук  М.В.,  Ковальчук  Т.А.  Основы  экологического   образования младших школьников // – Мн.: Высш. шк., 1996. – C. 144.

21. Реймерс Н.Ф.  Экология // - М.: Россия Молодая, 1994. – C. 118

22. Славская К. А. Развитие мышления и усвоение знаний // - Под ред. Менчинской  Н. А. И др. – М.:Просвещение, 1972. – C. 144.

23. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения // – Нар. образование, 1985. – C. 211.

24. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и связь с жизнью–в основу обучения // – Нар. образование, 1979, №5. – C. 254.

25. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи // – М., Педагогика, 1989. – C. 96. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 

Интегрированный урок по окружающему миру в 1 классе.

Тема: В мире зимующих птиц.  
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы.

Задачи  урока: продолжить работу над сложением и вычитанием в пределах 10; учить сравнивать и сопоставлять предметы и числа; развивать логическое мышление; расширять знания о зимующих птицах; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к зимующим птицам.  
Оборудование: картинки с птицами, мультимедийная презентация, музыка для физ.минуток, карточки для работы в парах.  
Ход урока:

1. Орг. момент  
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.  
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Мы добры и спокойны. Выдохните неудачу. Вдохните свежесть зимнего утра. Пожелаем друг другу хорошего настроения и успехов в работе.  
Теперь можно сесть поубоднее.( проверьте свою посадку и готовность)  
2. Стадия вызова  
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимний лес. Слайд №1  
Какие изменения ПРОИЗОШЛИ в природе? (опали листья с деревьев, улетели птицы, некоторые животные уснули, другие подготовились к зиме, а есть птицы, которые нуждаются в заботе человека)  
- Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! А сопровождать наше путешествие будет ЛЕСОВИЧОК Слайд№2  
- Чтобы наше путешествие было интересным, покажем лесным жителям, как мы умеем считать устно.  
3.Стадия осмысления.  
а) Устный счет  
1) Четыре сороки пришли на уроки.  
Одна из сорок не знала урок.  
Сколько прилежно трудилось сорок? (4 -1)  
2) Пять ворон на крышу сели. Две ещё к ним прилетели.  
Отвечайте быстро, смело, сколько всех их прилетело? (5+2)  
3) Семь воробышков сели на грядки и чего-то клюют без оглядки.  
Кот – хитрюга внезапно подкрался, вмиг схватил одного и умчался.  
Да, опасно клевать без оглядки.  
Сколько птичек осталось на грядке? (7-1=6; все улетели)  
-О каких птицах шла речь? (Зимующих)  
-Чтобы помочь зимующим птицам, нам на уроке нельзя ловить ворон.  
Отгадайте, какие ещё птицы остаются зимовать у нас. Для этого нужно решить несколько примеров и результатами заполнить клеточки таблицы, которая лежит у вас на столе.  
г о л у б и  
1 6 5 3 7 9

с и н и  ц ы  
10 7 1 7 4 3

д я т е  л  
7 1 2 6 3

с н е г  и р и  
3 5 8 4 10 7 10

к л ё с  т  
3 5 9 4 2

1). 5+1=о 2+3=л 4-3=г 4-1=у 1+8=и 9-2=б (голуби)

2).3+4=и 8-4=ц  2+1=ы 6-5=н 9+1=с (синицы)

3) 3-2=я 5+1=е 7-4=л 6+1=д 1+1=т (дятел)

4)1+2=с 5+5=и 8-1=р  6-2=г 6+2=е 4+1=н (снегири)

5) 10-1=ё 2+2=с 6-1=л 2+1=к 4-2=т (клёст)

б)ФИЗ. МИНУТКА  
Совушка-сова  
Совушка-сова  
Совушка-сова,  
Большая голова,  
На пеньке сидит,  
Головой вертит,  
Во все стороны глядит,  
Да ка-а-ак  
Полетит!  
Руки учащиеся поднимают вверх.

СЛАЙД №3 (появляются птицы)  
-Знакомы ли вам эти птицы?  
-Что страшнее птицам зимой голод или холод? ( Голод, если они будут сыты, то им будут тепло)  
- Расскажите, что вы знаете об этих птицах?

№4 Синица. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.

№5 Дятел –  Зимой основная пища – семена сосны, ели, лиственницы, которые дятлы добывают из шишек, срывая их с ветвей.

№6 Голубь. Основная пища голубей - растительная пища: листья, семена и плоды

№7 Снегирь. Одна из широко известных и заметных птиц лесов нашей страны, величиной значительно крупнее воробья. Питаются снегири растительной пищей — семенами различных хвойных и лиственных деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами.  
№8 Клёст. Я вам хочу рассказать о интересной птице.  
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.  
- Не смотря на то, что птицы находят себя пропитание, и всё же они зимой нередко голодают.  
в) Практическая направленность:  
-Как можно помочь нашим пернатым друзьям пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их) СЛАЙД №9  
- Давайте будем жить под девизом: « Всё для птиц!», смастерите с родителями кормушки, и мы проведем акцию «Всё для птиц» во дворе нашей гимназии, а в своей тетради нарисуете ту кормушку, которую вы сделали.

4.Рефлексия:  
- Определите, на какой лесенке вы сегодня окажитесь и прикрепите магнит на нужную ступеньку.

Хочу знать  больше!  
Уже знаю всё  
Ничего нового не узнал

5. Итог урока:  СЛАЙД №10  
-Вы все сегодня молодцы, хорошо работали на уроке!  
И птицы вам тоже хотят сказать спасибо за помощь!
 
 
 
 

Отзыв

о курсовой работе

студентки III курса 33 группы

ОНК ОГОУСПО  БПУ

Бражниковой Елены Владимировны

На тему «Экологическое образование младших школьников на основе межпредметных связей». 

Работа Бражниковой  Е.В. посвящена актуальной проблеме влияния межпредметных связей на экологическое образование младших школьников.

  Курсовая  работа соответствует заявленной  теме и состоит из следующих  частей: введения, теоретической части, заключения, списка литературы и приложения.

  Введение  раскрывает цель, задачи, методы  исследования.

  Теоретическая часть состоит из трех параграфов, где автор на основе изучения и анализа литературы и передового педагогического опыта учителей начальных классов опубликованного в журналах «Начальная школа» излагает сущность исследуемой проблемы.

В заключительной части сформулированы выводы на основе анализа всей курсовой работы. Предложены рекомендации по использованию данной проблемы студентами педучилища.

  К числу  недостатков следует отнести  недостаточное проявление самостоятельности в проведении исследовательской работы, медленный темп и нарушение графика консультаций.

  Оформление  работы в целом соответствует  требованиям, предъявляемым к  курсовой работе.

Курсовая работа Бражниковой Е.В. может быть рекомендована  к защите. 

Преподаватель второй

квалификационной  категории ОГОУСПО БПУ___________Г.А.Мордовцева 
 
 
 
 
 
 

     

Информация о работе Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей