Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей

Автор: Елена Бражникова, 22 Сентября 2010 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования: межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..1
1. Классификация межпредметных связей………………………………….2
2. Этапы интеграции………………………………………………………….8
3. Межпредметные связи - основной принцип экологического образования………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Приложение……………………………………………………………………....26

Файлы: 1 файл

Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Проблематизация является эффективным приемом для формирования мотивации к усвоению экологии [7, 74]. Этот прием хорошо известен и распространен. Но применительно к проблемам преподавания экологии в начальных классах имеет свои особенности. В экологической проблематике существует довольно много моментов, изложение которых сравнительно легко переводится в проблематизацию, доступную для разрешения младшими школьниками. Суть использования приема проблематизации состоит в том, что ученик для решения проблемы должен сам сформулировать задачу и найти ее решение. Например, как собрать кедровые шишки (ученикам показываются такие шишки, хорошо, если дать попробовать орехов), которые недоступны из-за того, что висят на концах ветвей высокого дерева. Эта проблема и аналогичные вполне доступны для младших школьников.

 Как известно, использование проблематизации  приводит к значительному повышению эффективности овладения материалом. Но, кроме того, каждое решение проблемы, сопровождается положительными эмоциями, и это означает, что у детей формируется положительная мотивация к овладению экологическими знаниями.

Школьное  экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач- заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения- экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окружающей среды- международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить природу.

Наиболее эффективная  реализация данных приемов экологического образования возможна при осуществлении межпредметного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

 И.Д.Зверева  и А.Н.Захлебный, занимаясь проблемой  экологического образования, разработали концепцию, намечающую основные пути решения данной проблемы:

        а)  интеграция естественнонаучных  и общественно-гуманитарных знаний;

        б)  формирования экологического сознания  и мышления, нравственно-этического  восприятия природы;

        в)  непрерывное воспитания у учащихся  ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.

        Учителя  начальных классов недостаточно  оснащены методической литературой по вопросам осуществления экологического образования на межпредметной основе. Имеющийся опыт и методические рекомендации в основном ориентируют учителя на проведение этой линии при изучении курса природоведения. Но комплекс задач по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста разрешить лишь на уроках природоведения или на занятиях факультатива «экология для младших школьников» не представляется возможным. К тому же знания и умения учащихся будут носить несколько разобщенный характер. Уроки природоведения не дают в сетке учебных часов такого количества времени, чтобы можно было говорить о систематически ведущейся работе по экологическому воспитанию. Вот почему ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к данной проблеме [24, 85].

        В  трудах И.Д.Зверева, В.Н.Захлебного, Пономаревой, Н.А.Рыкова, И.Т.Суравегиной,  А.Е.Тихоновой и других ученых межпредметные свярассматриваются как принцип экологического образования. Их руководящая роль обуславливается триединством основных частей нашего мира: «природа-общество - человек», элементами интегрального характера, о материальном пространстве мира, целостности природы, естественнонаучными и социальными закономерностями, определяющие природопользавательную и природоохранную деятельность человека [23, 211]. Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области экологического образования предполагает взаимное интегрирование содержания  и методов раскрытия приемов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.

Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающей в себя элементы методик преподавания естествознания, обществоведения, географии и методику экологического образования [21, 118].

      Каждая из названных методик  связана с соответствующими науками:  естественными – биологией, физической географией, а также с геологией, почвоведением, астрономией, физикой, химией, климатологией; обществоведческими – историей, экономической и социальной географией. Эти связи имеют место и в настоящей методике. Они проявляются по двум направлениям – по линии содержания и по линии методов. Содержание школьных предметов

«Окружающего  мира» включает в себя элементы знаний каждой из перечисленных наук. Связь с этими науками проявляется и в методах изучения. Если в биологических науках основными методами является наблюдение и эксперимент, то и в «Окружающем мире»  эти методы (приемы) используются при изучении  биологических объектов. Картографический метод научной географии перешел в школьную географию, используется он и в «Окружающем мире» при изучении тех или иных географических вопросов (вопросы ориентирования, природные зоны и др.). И не случайно, прежде чем изучать методику преподавания природоведения, а сейчас и методику ознакомления с окружающим миром, будущие учителя изучают географию (общее землеведение), биологические дисциплины (ботанику, зоологию, физиологию человека) [5, 197].

     Методика изучения «Окружающего  мира» и экологического образования  связана с возрастной физиологией  и школьной гигиеной. Связь эта  двоякая. Элементы знаний этой науки традиционно вводились в содержание начального природоведения (тема «Организм человека»), а сейчас и других курсов «Окружающего мира» [18, 231]. Методика в данном случае решает вопросы отбора научных знаний в школьный курс, наиболее рациональных методов их изучения. С другой стороны, знания возрастной физиологии нужны для выявления оптимальных условий изучения природы младшими школьниками (например, для решения вопросов о допустимых физических нагрузках во время школьных экскурсий в природу, проведения природоохранительных работ).

     Особое место среди научных дисциплин, с которыми связана настоящая методика, занимает экология. Поскольку экология длительное время была разделом биологии, то элементы экологических знаний попадали в содержание школьного природоведения вместе с биологическими знаниями. Кроме того, в школьном естествознании традиционно рассматривались и вопросы природопользования, которое мы сейчас считаем вопросами экологическими. В последнее время экология вышла за рамки биологии и стала наукой комплексной, включающей элементы естественных и социальных наук. В настоящее время ученые выделяют более ста отраслей экологического знания, элементы некоторых вошли и в современные школьные дисциплины. Особый интерес для методики изучения «Окружающего мира» и экологического образования представляют экология человека, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой, а также развивающиеся в настоящее время психологическая  экология и педагогическая экология, рассматривающие соответственно вопросы воздействия экологических факторов на психику человека, возможности педагогической оптимизации отношений человека с окружающей средой [12, 54].

         В отечественной педагогике еще  на рубеже 19-20 веков была выдвинута  идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением [15, 74].

         В настоящее  время в нашей  стране и за рубежом существуют  попытки создать интегрированные  курсы, направленные на экологическое  образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «Окружающий мир», составляющий базу для дальнейшего развития знаний учащихся о природе и обществе. Это говорит о том, что идея интеграции признана на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности [18, 43].

         Для решения задач экологического  образования в начальных классах  на межпредметном уровне необходимо:

         -формирование целостного представления  о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

    -развитие  умения воспринимать окружающий  мир посредством органов чувств  и познавательного интереса и  способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

         -обучение младших школьников  методов познания окружающего  мира;

         -воспитание эстетического и нравственного  отношения к среде жизнедеятельности человека [4, 96].

    Выполнению  этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.

        Реализация  межпредметных связей, в экологическом образовании,  предполагает взаимное согласования логики развития ведущих экологических идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета, с последующим углублением и обобщением экологических проблем. Кроме того, необходимо согласовывать и методы раскрытия экологических понятий и законов оптимального взаимодействия общества с природой [22, 144].

        С учетом задач образования в области охраны и улучшения окружающей среды А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина и другие определяют функции

    межпредметных связей, которые, по их мнению, обуславливают  целостность всей структуры природоохранительного содержания в системе школьных предметов путем межпредметной координации и поэтапного интегрирования соответствующих знаний и умений. Межпредметные связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата- формирование таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижения единого результата в воспитании экологической культуры у детей [8,254].

        Анализ  учебных программ для начальной  школы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависит от окружающей природной среды.

        Учитывая  возрастные особенности младших  школьников ( их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному),  учитель имеет возможность на уроках по предметам гуманитарного цикла формировать у детей знания о различных предметах и явлениях природы, их эстетической ценности и влияния на настроения и чувства человека, на его здоровье и трудовую деятельность. Процесс преподавания предметов естественно-математического цикла (природоведение, математика, сельскохозяйственный труд, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания: природа- объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека [3, 109].

     Специфика учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения, русского языка, так как изучение материалов о жизни природы на уроках чтения и русского языка, образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию [9, 154].

     Программа  начальной школы дает возможность  осуществлять связь уроков природоведения, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников [2, 79].

        Не  меньше возможности для установления  межпредметных связей представляют уроки природоведения и сельскохозяйственного труда. В практике работы на пришкольном участке, в теплице, учащиеся, опираясь на природоведческие знания, самостоятельно и под руководством учителя выращивают растения, выявляют влияние различных экологических факторов на их рост и развитие. Тем самым формируются практические знания и умения детей в области экологического образования [1, 242].

Информация о работе Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей