Автор: Елена Бражникова, 22 Сентября 2010 в 10:39, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования: межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества.
Введение…………………………………………………………………………..1
1. Классификация межпредметных связей………………………………….2
2. Этапы интеграции………………………………………………………….8
3. Межпредметные связи - основной принцип экологического образования………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24
Приложение……………………………………………………………………....26
Проблематизация является эффективным приемом для формирования мотивации к усвоению экологии [7, 74]. Этот прием хорошо известен и распространен. Но применительно к проблемам преподавания экологии в начальных классах имеет свои особенности. В экологической проблематике существует довольно много моментов, изложение которых сравнительно легко переводится в проблематизацию, доступную для разрешения младшими школьниками. Суть использования приема проблематизации состоит в том, что ученик для решения проблемы должен сам сформулировать задачу и найти ее решение. Например, как собрать кедровые шишки (ученикам показываются такие шишки, хорошо, если дать попробовать орехов), которые недоступны из-за того, что висят на концах ветвей высокого дерева. Эта проблема и аналогичные вполне доступны для младших школьников.
Как известно,
использование проблематизации
приводит к значительному
Школьное
экологическое образование
Наиболее эффективная реализация данных приемов экологического образования возможна при осуществлении межпредметного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
И.Д.Зверева
и А.Н.Захлебный, занимаясь
а)
интеграция естественнонаучных
и общественно-гуманитарных
б)
формирования экологического
в)
непрерывное воспитания у
Учителя
начальных классов
В
трудах И.Д.Зверева, В.Н.
Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающей в себя элементы методик преподавания естествознания, обществоведения, географии и методику экологического образования [21, 118].
Каждая из названных методик
связана с соответствующими
«Окружающего мира» включает в себя элементы знаний каждой из перечисленных наук. Связь с этими науками проявляется и в методах изучения. Если в биологических науках основными методами является наблюдение и эксперимент, то и в «Окружающем мире» эти методы (приемы) используются при изучении биологических объектов. Картографический метод научной географии перешел в школьную географию, используется он и в «Окружающем мире» при изучении тех или иных географических вопросов (вопросы ориентирования, природные зоны и др.). И не случайно, прежде чем изучать методику преподавания природоведения, а сейчас и методику ознакомления с окружающим миром, будущие учителя изучают географию (общее землеведение), биологические дисциплины (ботанику, зоологию, физиологию человека) [5, 197].
Методика изучения «
Особое место среди научных дисциплин, с которыми связана настоящая методика, занимает экология. Поскольку экология длительное время была разделом биологии, то элементы экологических знаний попадали в содержание школьного природоведения вместе с биологическими знаниями. Кроме того, в школьном естествознании традиционно рассматривались и вопросы природопользования, которое мы сейчас считаем вопросами экологическими. В последнее время экология вышла за рамки биологии и стала наукой комплексной, включающей элементы естественных и социальных наук. В настоящее время ученые выделяют более ста отраслей экологического знания, элементы некоторых вошли и в современные школьные дисциплины. Особый интерес для методики изучения «Окружающего мира» и экологического образования представляют экология человека, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой, а также развивающиеся в настоящее время психологическая экология и педагогическая экология, рассматривающие соответственно вопросы воздействия экологических факторов на психику человека, возможности педагогической оптимизации отношений человека с окружающей средой [12, 54].
В отечественной педагогике
В настоящее время в нашей
стране и за рубежом
Для решения задач
-формирование целостного
-развитие
умения воспринимать
-обучение младших школьников методов познания окружающего мира;
-воспитание эстетического и
Выполнению этих требований способствует максимальная координация функций каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение межпредметных подходов.
Реализация межпредметных связей, в экологическом образовании, предполагает взаимное согласования логики развития ведущих экологических идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета, с последующим углублением и обобщением экологических проблем. Кроме того, необходимо согласовывать и методы раскрытия экологических понятий и законов оптимального взаимодействия общества с природой [22, 144].
С учетом задач образования в области охраны и улучшения окружающей среды А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина и другие определяют функции
межпредметных связей, которые, по их мнению, обуславливают целостность всей структуры природоохранительного содержания в системе школьных предметов путем межпредметной координации и поэтапного интегрирования соответствующих знаний и умений. Межпредметные связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата- формирование таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость учебного содержания, обогатить конкретные знания природоведческого и природоохранительного характера, развивать умения причинного объяснения возникновения проблем охраны окружающей среды, поиска путей и способов их решения, способствует устранению дублирования, определяет достижения единого результата в воспитании экологической культуры у детей [8,254].
Анализ
учебных программ для
Учитывая
возрастные особенности
Специфика учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь уроков природоведения, чтения, русского языка, так как изучение материалов о жизни природы на уроках чтения и русского языка, образность описания природы поэтами и прозаиками вызывают и стимулируют у детей интерес к наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнивать свои впечатления с впечатлениями литераторов. Это способствует более глубокому и тонкому пониманию явлений природы, формированию образной картины мира, бережному отношению к его неповторимой красоте и разнообразию [9, 154].
Программа
начальной школы дает
Не
меньше возможности для
Информация о работе Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей