Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»
Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:47, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является анализ экологической политики Финляндии в рамках «Северного измерения». В соответствии с заявленной целью в работе решаются следующие задачи: 1. Исследовать роль Финляндии в «Северном измерении». 2.Рассмотреть деятельность Природоохранного партнерства «Северного измерения». 3.Изучить экологическую политику Финляндии в «Северном измерении».
Оглавление
Введение Глава 1. Финляндия в «Северном измерении» 1.1. Общая характеристика программы «Северное измерение» 1.2. Основные направления участия Финляндии в «Северном измерении» Глава 2. Природоохранное партнерство «Северного измерения» Глава 3. Участие Финляндии в экологической политике «Северного измерения» Заключение Список используемой литературы и источников
Стоит заметить, что
центральной проблемой в данной области
является организация транспортировки
высокоактивных отходов топлива атомных
судов в места их переработки. Для этого необходимо использовать
опыт Финляндии на объектах в г. Олкилиото
и г. Ловийса.50
Таким образом, в связи
с тем, что страны - участницы «Северного
измерения» находятся близко друг к другу,
это оказывает влияние на экологическую
стратегию каждого государства, так как
она связана с общим курсом экологической
политики всех государств-членов. Ухудшение
ситуации или возникновение серьезных
проблем может нанести урон и странам-соседям.
А поскольку зоны наибольшего риска в
области экологии находятся в Северо-Западном
регионе России, то Финляндия – одно из
самых заинтересованных и активных государств,
участвующих в реализации Экологического
Партнерства «Северного измерения».
Ситуация в сфере здравоохранения
в Северо-Западном регионе России и некоторых
других странах региона Балтийского моря
является серьезной и влияет также на
соседние страны. Наибольшую угрoзу представляет
распрoстранение таких забoлеваний, как
ВИЧ и СПИД, венерических болезней, туберкулеза,
а также нелегальнoе распрoстранение наркoтиков.
Поэтому правительства стран «Северного
измерения» развивают программы по поддержанию
здоровья и повышению благосостояния
своих граждан. Необходимо отметить, что
в партнерстве в области здравоохранения
и социальной защиты принимают участие
также Европейская комиссия, Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ), Международная
организация труда (МОТ), Объединенная
программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) и Международная
организация по миграции (МОМ). Также Партнерство
сотрудничает с такими региональными
организациями как: Совет государств Балтийского
моря и Совет Баренцева/Евроарктического
региона51
Партнерство было создано
в 2003 г. для борьбы с распространением
инфекционных заболеваний, для улучшения
качества жизни и для развития сотрудничества
в таких секторах, как здравоохранение
и социальное обеспечение. С этой целью
были созданы специальные группы экспертов,
изучающие (1) ВИЧ / СПИД, (2) оказание первичной
медико-санитарной помощи и здравоохранение
в исправительных учреждениях, (3) алкоголь
и другие опьяняющие и (4) неинфекционные
заболевания. В Стокгольме располагается
Секретариат этой структуры. Партнерство
не имеет своего собственного фонда, поэтому
финансируется за счет участников.52
Как известно, в отличие
от большинства европейских государств,
система здравоохранения не является
сильной стороной российской внутренней
политики. Поскольку в Финляндию с каждым
годом все больше и больше приезжает людей
из России, то она заинтересована в том,
чтобы эти люди были здоровы и не стали
носителями инфекций, которые могли бы
отрицательно сказаться на общем благосостоянии
финских граждан.
Помимо Экологического
партнерства и Партнерства в области здравоохранения
и социальной защиты Финляндия принимает
участие и в других проектах. Хотя, надо
заметить, что эти программы сотрудничества
не настолько развиты как вышеупомянутые.
В нынешнее время транспорт
является важным механизмом существования
мира в целом, и одним из главных элементов
развития политики «Северного измерения»,
так как именно транспортная инфраструктура
способствует формированию единого экономического
северо-западного региона. Партнерство
в области транспорта и логистики было
создано в октябре 2008 г. для реализации
проектов, связанных с транспортным сообщением
на севере. Также его задача проявляется
в координации транспортной политики
стран- участниц. По инициативе Финляндии
был создан фонд поддержки, а Секретариат
данного партнерства находится в Хельсинки.53
Ярким примером успеха
сотрудничества в области транспорта
и логистики может стать создание железнодорожного
сообщения между Россией и Финляндией
с помощью поездов «Аллегро». Они начали
курсировать с конца 2010 г., и с каждым годом
показатели перевозок растут. Значительное
облегчение прохождения визового контроля
и сокращение времени пути привлекает
все больше желающих, и это увеличивает
количество пассажиров, использующих
«Аллегро» для поездок в Финляндию или
Россию. Таким образом, данный проект способствует
укреплению не только торговых и экономических
связей между странами, но и культурных. 54
Также, примером успешной
политики в данном направлении можно назвать
программу ТЕДИМ (TEDIM, Telematics in foreign trade logistics
and delivery management), основанную в 1995 г. Министерствами
транспорта России, Финляндии и Германии
вместе с Министерством путей сообщения
России и Администрацией Санкт-Петербурга.
Позднее к ней присоединились также Эстония,
Латвия, Польша, Литва, Швеция и Дания.
Главная задача этой программы – устранение
препятствий в работе международных транспортных
сетей в регионе Балтийского моря с помощью
новых технологий. Отличительной чертой
проектов программы ТЕДИМ является сотрудничество
между частным и публичным сектором. Источником
финансирования являются фирмы и организации
– участники. Также привлекаются средства
и из национальных источников общественного
финансирования и различных финансовых
каналов ЕС.55
Следующим не менее
значимым проектом совместной деятельности
в северо-западном регионе надо отметить
Партнерство в области культуры. Оно было
создано в мае 2010 г. и направлено на проведение
разного рода экономически эффективных
культурных мероприятий. Данная политика
способствует сотрудничеству и расширению
финансовой базы. Цель данной программы
заключается в привлечении международного
внимания к культурной жизни в регионе
Северного измерения. Также к созданию
на основе этого партнерства можно отнести
формирование Института «Северного измерения»,
который представляет собой виртуальную
сеть университетов, специализирующихся
на вопросах, касающихся «Северного измерения».
И цель данного института - совместные
научные исследования, связанные с политикой
этой программы. Проект координируется
университетом Аалто (Финляндия), Санкт-Петербургским
государственным университетом и Северным
федеральным университетом Архангельска.56
Кроме вышеперечисленных
Партнерств существуют еще совместные
проекты в области энергетики и информационного
общества. На территории Северного
измерения имеются крупные запасы газа
и нефти, поэтому сотрудничество в энергетической
отрасли было вначале одним из наиболее
привлекательных направлений в «Северном
измерении». Однако, несмотря на это, партнерство
в данном секторе пока не отличается большой
активностью, так как практические вопросы
энергетики рассматриваются в рамках
диалога ЕС-Россия и энергетического сотрудничества
между странами региона Балтийского моря.
В 1999 г. была создана программа БАСРЕК
(Программа сотрудничества стран Балтийского
моря в области энергетики, BASREC, Baltic Sea
Region Energy Co-operation) для отражения регионального
взгляда на энергетическую политику. По оценкам специалистов,
количество нефти, перевозимой по Балтийскому
морю, а в особенности по Финскому заливу,
со временем будет возрастать. И в связи
с этим Финляндия уделяет особое внимание
оценке экологических последствий, в том
числе и предотвращению возможных аварий.57
Таким образом, энергетическую
политику участников «Северного измерения»
можно считать частью Природоохранного
Партнерства, поскольку вопросы энергетики
тесно взаимосвязаны с существующей экологической
ситуацией. Например, авария нефтяного
танкера может привести к уничтожения
многих редких видов флоры и фауны
на определенной территории. Поэтому,
все страны - участницы заинтересованы
в более активном развитии именно регионального
направления сотрудничества в области
энергетики.
Следует также упомянуть
Информационное общество, которое менее
всего развито в рамках «Северного измерения».
Важное место в дальнейшем развитии северо-западного
региона занимает информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ). Главной
задачей является формирование открытого
и доступного всем информационного общества
для того, чтобы создавать благоприятные
условия для развития инвестиций и бизнеса
в информационной отрасли. Поэтому в рамках
Совета государств Балтийского моря было
основано Северное электронное измерение.58 Так как Финляндия
является участником Совета государств
Балтийского моря, то оно также принимает
участие в разработке данного проекта.
Кроме того, в ноябре
2009 г. было одобрено создание Делового
Совета «Северного измерения» (ДССИ) (Northern
Dimension Business Council). Это неформальное объединение
представителей деловых кругов региона,
нацеленное на поддержание и упрочнение
связей между компаниями, а также развитие
диалога бизнеса и органов государственной
и местной власти, является важным элементом
структуры «Северного измерения». Основные
направления деятельности Совета – привлечение
инвестиций в приоритетные области «Северного
измерения», установление и развитие контактов
между предпринимателями стран-участниц,
укрепление деловой активности в регионе,
обмен опытом и мнениями, а также разработка
предложений для встреч старших должностных
лиц в рамках данной программы.59
В дополнение стоит
напомнить, что «Северное измерение» реализует
свои намерения и инициативы также в сотрудничестве
с некоторыми региональными организациями,
как Арктический Совет (АС), Совет Баренцева/Евроарктического
региона (СБЕР), Совет государств Балтийского
моря (СГБМ) и Северный Совет.
Следовательно, можно
заметить, что политика «Северного измерения»
охватывает почти все важные вопросы,
связанные с правильным функционированием
и дальнейшим развитием северо-западного
региона в целом, и каждой страны-участницы
в отдельности. Финляндия, как инициатор
создания данной программы активно участвует
в совместных проектах и оказывает значительную
поддержку, несмотря на то, что это довольно
небольшое государство. Конечно же, больше
всего проектов осуществляется совместно
с Россией.
Глава
2. Природоохранное партнерство «Северного
измерения»
Многие страны-участницы
«Северного измерения», имеющие выход
к побережьям Баренцева и Балтийского
морей, страдают от загрязнений в результате
плохой очистки сточных вод, недостаточных
мер по повышению энергоэффективности
и непродуманного обращения с отходами.
Им не хватает ресурсов и опыта для решения
подобных экологических проблем, поэтому
в таких областях, как, например, северо-запад
России, необходимы дополнительные средства
для реализации различного рода экологических
проектов.60 В целом, данный регион,
в особенности Балтийское море и арктические
территории, в экологическом отношении
является весьма уязвимыми. Распространение
загрязняющих воздух и воду веществ происходит
вне зависимости от границ государств.61
Для решения этой проблемы
в 2001 г. было создано Природоохранное партнерство
«Северного измерения» (ППСИ) (NDEP, Northern
Dimension Environmental Partnership). ППСИ охватывает
огромную территорию северо-западного
региона Европы: от арктических районов
и субарктических, в том числе Баренцево
и Белое море, до южных берегов Балтийского
моря, там самым включая в себя все страны
от северо-запада Российской Федерации
до Исландии. В 2009 г. к Партнерству присоединилась
Белоруссия с проектом разработки трубопровода
для совершенствования неэффективных
очистных сооружений.62
Данная структура способствует
сотрудничеству между правительствами
стран-партнеров, Европейской комиссии,
доноров и международных финансовых институтов
(МФИ). Управление Природоохранным
партнерством осуществляют Руководящая
группа (Steering Group) и Ассамблея доноров (Assembly).
В состав Руководящей группы входят представители
финансовых институтов, Европейской комиссии
и стран-доноров. Она устанавливает приоритетность
проектов и управляет фондом. Ассамблея
определяет стратегические направления,
и состоит из всех стран-участниц Партнерства.
Финансирование проектов Природоохранного
партнерства «Северного измерения» поддерживается
за счет вложений всех стран-партнеров,
Европейской комиссии и международных
финансовых институтов, как Европейский
банк развития и реконструкции, Европейский
инвестиционный банк и Северный инвестиционный
банк. 63 Помимо вложений в
2002 г. был создан Фонд поддержки Природоохранного
партнерства при Европейском банке реконструкции
и развития. За счет средств данного фонда
финансируются проекты по охране окружающей
среды, повышению энергоэффективности
и проекты в области ядерной безопасности.64
Кроме того, Природоохранное
Партнерство «Северного измерения» имеет
одно из самых больших в мире хранилищ
для ядерных отходов, поэтому финансовая
база ППСИ также задействована в реализации
приоритетных проектов в области ядерной
безопасности. Деятельность, направленная
на разработку проектов по ядерной
безопасности, осуществляется в тесном
сотрудничестве с российскими властями
и российскими и международными экспертами.
Выделяются большие суммы в виде грантов
для полного покрытия расходов. В качестве
примеров проектов в области ядерной безопасности
можно привести план по применению отработанного
ядерного топлива и радиоактивных отходов.
В рамках ППСИ было создано специальное
«ядерное окно», деятельность которого
регулируется Соглашением о многосторонней
ядерно-экологической программе в Российской
Федерации. 65 Оно было подписано
21 мая 2003 г. Россией, Европейским сообществом,
Евроатомом и странами – донорами.66 В основном работы
ведутся на территории Кольского полуострова,
Архангельской и мурманской областей,
где и находятся самые большие хранилища
ядерных отходов. К тому же ППСИ в области
ядерной безопасности взаимодействует
с Контактной группой экспертов Международного
агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Эта группа представляет собой международный
форум специалистов, где проходят консультации
по вопросам ядерных отходов в России.67
Необходимо сказать,
что Природоохранное партнерство развивает
активное сотрудничество с различными
региональными организациями.68 Вместе с Хельсинкской
Комиссией по защите морской среды (ХЕЛКОМ) 69 оно занимается проблемами,
связанными с Балтийским морем. Эта совместная
деятельность основана на Плане действий
по Балтийскому морю. Одной из главных
задач обозначается поддержание необходимой
концентрации веществ в Балтийском море
для сохранения естественной среды обитания
и разнообразия видов морских животных,
рыб, растений. Поэтому главным направлением
деятельности является сокращение поступающих
веществ из воздушных и наземных источников
загрязнения. В данном документе прописаны
обязательства каждой страны-участницы,
и рекомендации по улучшению мер очистки
сточных вод, уничтожению вредных веществ
и также содержатся предложения о различных
экологически безопасных практиках.70
Вопросы, связанные
с Баренцевым морем ППСИ решает совместно
с Советом Баренцева/Евроарктического
региона (СБЕР). СБЕР является форумом
межправительственного сотрудничества.
Каждый два года выбирают председателя,
и на данный момент с 2013 – 2015 гг. Финляндия
является официальным председателем Совета.
Финское председательство в СБЕР проводит
курс на устойчивое развитие Баренцева
региона с упором на экономическое сотрудничество,
в том числе транспорт и логистику. Главными
приоритетами являются вопросы экологии,
климатических изменений, а также проблемы
молодежи. 71