Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ экологической политики Финляндии в рамках «Северного измерения». В соответствии с заявленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать роль Финляндии в «Северном измерении».
2.Рассмотреть деятельность Природоохранного партнерства «Северного измерения».
3.Изучить экологическую политику Финляндии в «Северном измерении».

Оглавление

Введение
Глава 1. Финляндия в «Северном измерении»
1.1. Общая характеристика программы «Северное измерение»
1.2. Основные направления участия Финляндии в «Северном измерении»
Глава 2. Природоохранное партнерство «Северного измерения»
Глава 3. Участие Финляндии в экологической политике «Северного измерения»
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

Северное измерение (переделан7).docx

— 181.27 Кб (Скачать)

Стоит заметить, что центральной проблемой в данной области является организация транспортировки высокоактивных отходов топлива атомных судов в места их переработки. Для этого необходимо использовать опыт Финляндии на объектах в г. Олкилиото и г. Ловийса.50

Таким образом, в связи с тем, что страны - участницы «Северного измерения» находятся близко друг к другу, это оказывает влияние на экологическую стратегию каждого государства, так как она связана с общим курсом экологической политики всех государств-членов. Ухудшение ситуации или возникновение серьезных проблем может нанести урон и странам-соседям. А поскольку зоны наибольшего риска в области экологии находятся в Северо-Западном регионе России, то Финляндия – одно из самых заинтересованных и активных государств, участвующих в реализации Экологического Партнерства «Северного измерения».

Ситуация в сфере здравоохранения в Северо-Западном регионе России и некоторых других странах региона Балтийского моря является серьезной и влияет также на соседние страны. Наибольшую угрoзу представляет распрoстранение таких забoлеваний, как ВИЧ и СПИД, венерических болезней, туберкулеза, а также нелегальнoе распрoстранение наркoтиков. Поэтому правительства стран «Северного измерения» развивают программы по поддержанию здоровья и повышению благосостояния своих граждан. Необходимо отметить, что в партнерстве в области здравоохранения и социальной защиты принимают участие также Европейская комиссия, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) и Международная организация по миграции (МОМ). Также Партнерство сотрудничает с такими региональными организациями как: Совет государств Балтийского моря и Совет Баренцева/Евроарктического региона51

Партнерство было создано в 2003 г. для борьбы с распространением инфекционных заболеваний, для улучшения качества жизни и для развития сотрудничества в таких секторах, как здравоохранение и социальное обеспечение. С этой целью были созданы специальные группы экспертов, изучающие (1) ВИЧ / СПИД, (2) оказание первичной медико-санитарной помощи и здравоохранение в исправительных учреждениях, (3) алкоголь и другие опьяняющие и (4) неинфекционные заболевания. В Стокгольме располагается Секретариат этой структуры. Партнерство не имеет своего собственного фонда, поэтому финансируется за счет участников.52

Как известно, в отличие от большинства европейских государств, система здравоохранения не является сильной стороной российской внутренней политики. Поскольку в Финляндию с каждым годом все больше и больше приезжает людей из России, то она заинтересована в том, чтобы эти люди были здоровы и не стали носителями инфекций, которые могли бы отрицательно сказаться на общем благосостоянии финских граждан.

Помимо Экологического партнерства и Партнерства в области здравоохранения и социальной защиты Финляндия принимает участие и в других проектах. Хотя, надо заметить, что эти программы сотрудничества не настолько развиты как вышеупомянутые.

В нынешнее время транспорт является важным механизмом существования мира в целом, и  одним из главных элементов развития политики «Северного измерения», так как именно транспортная инфраструктура способствует формированию единого экономического северо-западного региона. Партнерство в области транспорта и логистики было создано в октябре 2008 г. для реализации проектов, связанных с транспортным сообщением на севере. Также его задача проявляется в координации транспортной политики стран- участниц. По инициативе Финляндии был создан фонд поддержки, а Секретариат данного партнерства находится в Хельсинки.53

Ярким примером успеха сотрудничества в области транспорта и логистики может стать создание железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией с помощью поездов «Аллегро». Они начали курсировать с конца 2010 г., и с каждым годом показатели перевозок растут. Значительное облегчение прохождения визового контроля и сокращение времени пути привлекает все больше желающих, и это увеличивает количество  пассажиров, использующих «Аллегро» для поездок в Финляндию или Россию. Таким образом, данный проект способствует укреплению не только торговых и экономических связей между странами, но и культурных. 54

Также, примером успешной политики в данном направлении можно назвать программу ТЕДИМ (TEDIM, Telematics in foreign trade logistics and delivery management), основанную в 1995 г. Министерствами транспорта России, Финляндии и Германии вместе с Министерством путей сообщения России и Администрацией Санкт-Петербурга. Позднее к ней присоединились также Эстония, Латвия, Польша, Литва, Швеция и Дания. Главная задача этой программы – устранение препятствий в работе международных транспортных сетей в регионе Балтийского моря с помощью новых технологий. Отличительной чертой проектов программы ТЕДИМ является сотрудничество между частным и публичным сектором. Источником финансирования являются фирмы и организации – участники. Также привлекаются средства и из национальных источников общественного финансирования и различных финансовых каналов ЕС.55

Следующим не менее значимым проектом совместной деятельности в северо-западном регионе надо отметить Партнерство в области культуры. Оно было создано в мае 2010 г. и направлено на проведение разного рода экономически эффективных культурных мероприятий. Данная политика способствует сотрудничеству и расширению финансовой базы. Цель данной программы заключается в привлечении международного внимания к культурной жизни в регионе Северного измерения. Также к созданию на основе этого партнерства можно отнести формирование Института «Северного измерения», который представляет собой виртуальную сеть университетов, специализирующихся на вопросах, касающихся «Северного измерения». И цель данного института - совместные научные исследования, связанные с политикой этой программы. Проект координируется университетом Аалто (Финляндия), Санкт-Петербургским государственным университетом и Северным федеральным университетом Архангельска.56

Кроме вышеперечисленных Партнерств существуют еще совместные проекты в области энергетики и информационного общества. На территории Северного измерения имеются крупные запасы газа и нефти, поэтому сотрудничество в энергетической отрасли было вначале одним из наиболее привлекательных направлений в «Северном измерении». Однако, несмотря на это, партнерство в данном секторе пока не отличается большой активностью, так как практические вопросы энергетики рассматриваются в рамках диалога ЕС-Россия и энергетического сотрудничества между странами региона Балтийского моря. В 1999 г. была создана программа БАСРЕК (Программа сотрудничества стран Балтийского моря в области энергетики, BASREC, Baltic Sea Region Energy Co-operation) для отражения регионального взгляда на энергетическую политику. По оценкам специалистов, количество нефти, перевозимой по Балтийскому морю, а в особенности по Финскому заливу, со временем будет возрастать. И в связи с этим Финляндия уделяет особое внимание оценке экологических последствий, в том числе и предотвращению возможных аварий.57

Таким образом, энергетическую политику участников «Северного измерения» можно считать частью Природоохранного Партнерства, поскольку вопросы энергетики тесно взаимосвязаны с существующей экологической ситуацией. Например, авария нефтяного танкера может привести к уничтожения многих редких  видов флоры и фауны на определенной территории. Поэтому, все страны - участницы заинтересованы в более активном развитии именно регионального направления сотрудничества в области энергетики.

Следует также упомянуть Информационное общество, которое менее всего развито в рамках «Северного измерения». Важное место в дальнейшем развитии северо-западного региона  занимает информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Главной задачей является формирование открытого и доступного всем информационного общества для того, чтобы создавать благоприятные условия для развития инвестиций и бизнеса в информационной отрасли. Поэтому в рамках Совета государств Балтийского моря было основано Северное электронное измерение.58 Так как Финляндия является участником Совета государств Балтийского моря, то оно также принимает участие в разработке данного проекта.

Кроме того, в ноябре 2009 г. было одобрено создание Делового Совета «Северного измерения» (ДССИ) (Northern Dimension Business Council). Это неформальное объединение представителей деловых кругов региона, нацеленное на поддержание и упрочнение связей между компаниями, а также развитие диалога бизнеса и органов государственной и местной власти, является важным элементом структуры «Северного измерения». Основные направления деятельности Совета – привлечение инвестиций в приоритетные области «Северного измерения», установление и развитие контактов между предпринимателями стран-участниц, укрепление деловой активности в регионе, обмен опытом и мнениями, а также разработка предложений для встреч старших должностных лиц в рамках данной программы.59

В дополнение стоит напомнить, что «Северное измерение» реализует свои намерения и инициативы также в сотрудничестве с некоторыми региональными организациями, как Арктический Совет (АС),  Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Северный Совет.

Следовательно, можно заметить, что политика «Северного измерения» охватывает почти все  важные вопросы, связанные с правильным функционированием и дальнейшим развитием северо-западного региона в целом, и каждой страны-участницы в отдельности. Финляндия, как инициатор создания данной программы активно участвует в совместных проектах и оказывает значительную поддержку, несмотря на то, что это довольно небольшое государство. Конечно же, больше всего проектов  осуществляется совместно с Россией.

 

Глава 2. Природоохранное партнерство «Северного измерения»

 

Многие страны-участницы «Северного измерения», имеющие выход к побережьям Баренцева и Балтийского  морей, страдают от загрязнений в результате плохой очистки сточных вод, недостаточных мер по повышению энергоэффективности и непродуманного обращения с отходами. Им не хватает ресурсов и опыта для решения подобных экологических проблем, поэтому в таких областях, как, например, северо-запад России, необходимы дополнительные средства для реализации различного рода экологических проектов.60 В целом, данный регион, в особенности Балтийское море и арктические территории, в экологическом отношении является весьма уязвимыми. Распространение загрязняющих воздух и воду веществ происходит вне зависимости от границ государств.61

Для решения этой проблемы в 2001 г. было создано Природоохранное партнерство «Северного измерения» (ППСИ) (NDEP, Northern Dimension Environmental Partnership). ППСИ охватывает огромную территорию северо-западного региона Европы: от арктических районов и субарктических, в том числе Баренцево и Белое море, до южных берегов Балтийского моря, там самым включая в себя все страны от северо-запада Российской Федерации до Исландии. В 2009 г. к Партнерству присоединилась Белоруссия с проектом разработки трубопровода для совершенствования неэффективных очистных сооружений.62

Данная структура способствует сотрудничеству между правительствами стран-партнеров, Европейской комиссии, доноров и международных финансовых институтов (МФИ). Управление Природоохранным партнерством осуществляют Руководящая группа (Steering Group) и Ассамблея доноров (Assembly). В состав Руководящей группы входят представители финансовых институтов, Европейской комиссии и стран-доноров. Она устанавливает приоритетность проектов и управляет фондом. Ассамблея определяет стратегические направления, и состоит из всех стран-участниц Партнерства. Финансирование проектов Природоохранного партнерства «Северного измерения» поддерживается за счет вложений всех стран-партнеров, Европейской комиссии и международных финансовых институтов, как Европейский банк развития и реконструкции, Европейский инвестиционный банк и Северный инвестиционный банк. 63 Помимо вложений в 2002 г. был создан Фонд поддержки Природоохранного партнерства при Европейском банке реконструкции и развития. За счет средств данного фонда финансируются проекты по охране окружающей среды, повышению энергоэффективности и проекты в области ядерной безопасности.64

Кроме того, Природоохранное Партнерство «Северного измерения» имеет одно из самых больших в мире хранилищ для ядерных отходов, поэтому финансовая база ППСИ также задействована в реализации приоритетных проектов в области ядерной безопасности. Деятельность, направленная на разработку проектов по  ядерной безопасности, осуществляется в тесном сотрудничестве с российскими властями и российскими и международными экспертами. Выделяются большие суммы в виде грантов для полного покрытия расходов. В качестве примеров проектов в области ядерной безопасности можно привести план по применению отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. В рамках ППСИ было создано специальное «ядерное окно», деятельность которого регулируется  Соглашением о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации. 65 Оно было подписано 21 мая 2003 г. Россией, Европейским сообществом, Евроатомом и странами – донорами.66 В основном работы ведутся на территории Кольского полуострова, Архангельской и мурманской областей, где и находятся самые большие хранилища ядерных отходов. К тому же ППСИ в области ядерной безопасности взаимодействует с Контактной группой экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта группа представляет собой международный форум специалистов, где проходят консультации по вопросам ядерных отходов в России.67

Необходимо сказать, что Природоохранное партнерство развивает активное сотрудничество с различными региональными организациями.68 Вместе с Хельсинкской Комиссией по защите морской среды (ХЕЛКОМ) 69 оно занимается проблемами, связанными с Балтийским морем. Эта совместная деятельность основана на Плане действий по Балтийскому морю. Одной из главных задач обозначается поддержание необходимой концентрации веществ в Балтийском море для сохранения естественной среды обитания и разнообразия видов морских животных, рыб, растений. Поэтому главным направлением деятельности является сокращение поступающих веществ из воздушных и наземных источников загрязнения. В данном документе прописаны обязательства каждой страны-участницы, и рекомендации по улучшению мер очистки сточных вод, уничтожению вредных веществ и также содержатся предложения о различных экологически безопасных практиках.70

Вопросы, связанные с Баренцевым морем ППСИ решает совместно с Советом Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). СБЕР является форумом межправительственного сотрудничества. Каждый два года выбирают председателя, и на данный момент с 2013 – 2015 гг. Финляндия является официальным председателем Совета. Финское председательство в СБЕР проводит курс на устойчивое развитие Баренцева региона с упором на экономическое сотрудничество, в том числе транспорт и логистику. Главными приоритетами являются вопросы экологии, климатических изменений, а также проблемы молодежи. 71

Информация о работе Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»