При
анализе политики весьма важным является
вопрос о ее взаимоотношении с
правом. Проблема соотношения политики
и права, их приоритетов, существует давно.
По этому поводу существует даже притча.
Как-то поспорили архитектор, политик
и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор
сказал, что прежде всего человек научился
^троить себе жилище. Юрист заявил, что
любое строение изначально должно иметь
план и нормативную базу. Политолог же
заметил, что еще до Существования самого
мира нужно было кому-то создать хаос,
а затем возглавить процесс созидания.
Право
Право – одна из нормативных систем,
регулирующих отношения в обществе,
действия и поведение, функционирование
объединений и государственных
органов. Право (др.-славянское правь –
закон) – 1) система общеобязательных норм,
охраняемых силой государства; 2) наука,
изучающая юридические нормы и правил,
регулирующая отношения людей в обществе
(правоведение).
Право характеризуется общеобязательностью
его правил, их определенностью, применением
единого масштаба и меры к ситуациям и
отношениям, имеющим одинаковые правовые
признаки, Поддержкой и охраной авторитета
и силой государства. Специфика и роль
права в жизни общества и его субъектов
обусловлены тесной связью с государством
и характером этой связи. Право не только
поддерживается и обеспечивается государством,
но и в свою очередь поддерживает и обеспечивает
его. Для правового государства характерно
признание связанности любых его органов,
как и государства в целом, предписаниями
права. Пока они не изменены в установленном
порядке.
Взаимодействие
права и политики.
Общее и различное
Право и политика – две взаимосвязанные
сферы общественной жизни. Взаимоотношения
права и политического государства двусторонни:
с одной стороны, государство санкционирует
и Констатирует систему права, делая ее
публичной, общеобязательной, всеобщей,
причем ее нарушение влечет за собой меры
государственного воздействия; но с другой
стороны, само государство поддерживается
и обеспечивается правом.
Общим между политикой и правом является
то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми
системами общества.
Отличия же между ними в этом смысле проистекают
из того, что это различные регулятивные
системы. Известный голландский юрист
Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции
– это вопросы права и справедливости,
а предмет политической науки – целесообразность
и польза».
Важное различие между политикой и правом
проистекает из разницы между политической
и административно-правовой сферами управления.
Право и административно-правовая сфера
– это прежде всего законы, указы, распоряжения;
политика, политическая сфера управления
– это стратегия и тактика поведения и
деятельности людей и их организаций,
воздействие властных структур на общество
с помощью не только, а иногда и не столько
правовых норм, сколько многих других
средств и мер (силовых, материальных,
идеологических, психологических и иных).
Другое отличие между политикой и правом
состоит в том, что нормы права достаточно
определенны и «устойчивы», а политика
более изменчива и непостоянна. У разных
групп людей существуют различные, меняющиеся
политические ценности и принципы, да
и воспринимаются они по-разному. Политика
является более гибкой и противоречивой,
менее определенной и постоянной, чем
право, сферой взаимодействия людей.
Еще одно различие между политикой и правом
состоит в том, что политика – более широкое
явление, чем право и государство. Она
характеризуется не только качеством
всеприсутствия, но и может распространять
свое поле воздействия на любые сферы,
вопросы и проблемы общественной жизни.
Политика обычно есть везде, где есть право,
но закон далеко не всегда присутствует
в политических решениях, отношениях и
процессах. Различие между политикой и
правом состоит и в том, что политика может
видоизменяться очень быстро, а право
меняется медленнее и обычно через официальное
нормотворчество.
Заключение
Четкое разделение сферы и функций
политики и права может иметь
весьма существенное значение – способствовать
преодолению некоторых опасных тенденций
в развитии общества и его властных структур.
Одна из них – крайне расширительное толкование
политики, объявление политическими тех
проблем, которые могут быть решены административно-правовыми
средствами. Именно такая тенденция характера
для тоталитарных и авторитарных режимов.
Вместе с тем принижается значение и самой
политики – политические решения принимаются
не на основе научной стратегии и тактики,
а посредством насилия, «нажима», манипулирования
общественным сознанием и т.п.
Существует и другая опасная тенденция
– сведение или сужение политических
проблем до рамок административно-правовой
системы» Стремление абсолютизировать
существующий политический курс органов
власти и право, вывести из поля критического
анализа, представляется также нерациональным.
Можно выделить следующие основные варианты
взаимодействия между политикой и правом:
1) подчинение политикой права (например,
в силу «революционной» или иной «политической
целесообразности»);
2) абсолютизация права и приписывание
ему нереальных возможностей;
3) сохранение разумного взаимодействия
политики и права: совпадение курса демократических
реформ и задач формирования правового
государства.
Гармоничное взаимодействие политики
и права благотворно отражается как на
самих рассматриваемых феноменах, так
и на обществе в целом. Правовое и социальное
государство служит надежной основой
для осуществления подлинно демократической
политики в обществе, а она является, в
свою очередь, необходимым условием, для
соответствующего совершенствования
правовых норм в установленном порядке.
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи
и взаимодействии государственной политики
с правом приобретает важнейшее значение
еще и потому, что юридическое право только
тогда справедливо и гуманно, когда оно
одинаково обязательно, а права и обязанности
равны для всех граждан, в том числе и для
чиновников госаппарата, депутатов, руководителей
государства. А действовать такое право
будет только в условиях реального политического
курса подлинно демократических и социальных
реформ.
Только политика, основывающаяся на праве,
будет подлинно разумной, стабилизирующей
и объединяющей общество. Вне права и морали
нет места для гуманистической и демократической
политики. Идеал – это правовая, высокоморальная
политика. |