Соотношение политики, экономики и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, мы проведем теоретический анализ современных представлений о взаимодействии трех важнейших составляющих общественной жизни, определим степень их влияния друг на друга, а также точки соприкосновения и взаимные противоречия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ взаимоотношений политики с различными сферами общественной жизни………………………..…………………………………….5
2. Соотношение политики и права……………….…………………..…………..8
3. Соотношение политики и экономики………….………………………….....12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников …………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Соотношение политики, экономики, права.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА 

Контрольная работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Политика  является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, зная которые можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости и фантазии.

      Политика  проявляется через людей. Она  адекватно отражает их качества, ценности. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений. Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, то есть участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык. способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества.

       Взаимодействие права, политики и экономики всегда вызывало повышенный интерес в науке [2]. Это связано с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма значимо затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан. Сравнительно долгое время функционирование экономики направлялось не столько правом, законом, сколько политикой. Политика активно подменяла право, внедряясь в сферу его действия. Политические решения имели приоритет над правовыми. В то же время преувеличивалась и значимость права. С его помощью пытались не только регулировать, но и практически создавать новые социалистические отношения. Известно, что и экономика влияет на политические и правовые явления посредством волевых усилий человека, который, находясь в неоднородных условиях, по-разному воспринимает ее требования, неоднозначно использует средства, формы и методы воздействия материальных факторов на общественную жизнь.

      Таким образом, мы проведем теоретический  анализ современных представлений  о взаимодействии трех важнейших  составляющих общественной жизни, определим степень их влияния друг на друга, а также точки соприкосновения и взаимные противоречия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ С РАЗЛИЧНЫМИ СФЕРАМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 

      Термин “политика” в современные языки вошел как заимствование с древнегреческого языка - politika. В его основе лежат древнегреческие понятия, которые связанны с государством, властными отношениями, наукой руководства и управления людьми и обществом, например: “полис” (город-государство), “политес” (гражданин), “политикос” (государственный деятель), “политейя” (конституция).

      Политика  - это особое культурно-историческое явление. Она во многом зависит от конкретного времени, от исторических и цивилизационных условий, от идеологии, господствующей в том или ином обществе, моральных и религиозных норм, от уровня развития людей, их миропонимания и культуры. Политика – это деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Человек, общество людей, господствующие политические институты, нормы и традиции – все это определяет политику в целом [1].

      По  определению В.Ю.Шпака [3], политика – это область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть. Особенность политики заключается в том, что она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое целое. Политика сводит  индивидуальное, коллективное выражение воли в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности.

      Существует  множество функций, которые выполняет  политика. Во-первых, это регуляция взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. Во-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение. В-третьих, политическая социализация индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и политической культуры. Эти основные функции тесно взаимосвязаны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное явление социальной жизни как политика [3].

      Как отмечает А.И. Соловьев [4], в настоящее время в политической науке предпринимается немало попыток утвердить одностороннюю зависимость политики от иных сфер общественной жизни или данных сфер от политики. При сохранении случаев морализации политики, утверждения ее исключительной зависимости от права, культуры, религии или экономики все же в большинстве своем ученые предпочитают учитывать двойственный характер ее взаимоотношений с другими областями жизни – причинно-следственный и функциональный. Так, причинно-следственные отношения раскрывают степень детерминированности политики (как в целом, так и ее отдельных сторон и аспектов) экономическими, правовыми, нравственными или иными факторами. История дает множество примеров того, как рост экономического уровня жизни населения стабилизирует политические порядки, как установление правового государства по сути исключает радикальные формы политического протеста и т.д.

      В то же время, функциональные связи и отношения политики с другими сферами жизни отражают их взаимозависимость как определенных регулятивных подсистем общества, обладающих собственными средствами разрешения конфликтов, стабилизации социальных порядков, интеграции общества. Другими словами, политика, наряду с другими общественными подсистемами, рассматривается как специфический способ решения социальных проблем, предлагающий для этого собственные приемы, техники, процедуры. Эти политические, правовые и другие регулятивные системы в зависимости от конкретной ситуации, характера той или иной проблемы могут иметь разную эффективность применения норм и санкций. Преимущество в использовании моральных, экономических или политических методов регулирования общественных противоречий задает определенные приоритеты в отношениях между различными сферами общественной жизни. Этот временно установленный характер связей между ними и свидетельствует об усилении или ослаблении социальной роли той или иной сферы.

      В завершении хотелось бы подчеркнуть, что  на современном этапе в стабильных демократических государствах формируется тенденция к снижению роли политических методов регулирования социальных конфликтов и преобладанию правовых способов стабилизации общественных порядков, усилению авторитета моральных норм, методов самоуправления и самоорганизации жизни. В то же время в переходных политических процессах или при усилении авторитарных тенденций роль политических методов регулирования социальных проблем, как правило, существенно возрастает. В самых же крайних случаях, в частности, в государствах тоталитарного типа, политика вытесняет все иные способы урегулирования общественных противоречий. Такая практическая абсолютизация функциональных связей между сферами общества приводит к серьезнейшим деформациям и политики, и социальной жизни в целом [4].

      Таким образом, понимание природы и специфических свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей и отношений с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.  
 
 
 

2. СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА 

      Политика и право, как относительно самостоятельные сферы общественной жизни, формируются на основе влияния множества общественных факторов и поэтому зависят не только от взаимного влияния. Их взаимоотношения определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти.

      Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы.

      Для политики приоритетны, как конституции  и положения публичного права, так  и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. При изучении поведения избирателей политологу необходимо хорошо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний. Мировая политика также все в большей степени ориентируется на нормы и положения международного права. Законы – это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь [1].

      Однако  политика изначально ориентируется на обеспечение групповых приоритетов в организации государственной власти, тех интересов, которые ни при каких условиях не могут игнорироваться. Это происходит из-за того, что политика, по сути, работает на согласование и продвижение интересов наиболее жизнеспособных социальных групп с их коллективными целями. Поэтому государство как политический институт, прежде всего, заинтересовано в укреплении позиций группы, контролирующей власть, предполагая использование для этого всех имеющихся у него ресурсов. Исходя из этого, государство может практически выходить за рамки действующих законов.

      Как отмечает А.И.  Соловьев [4], политика как средство упрочения публичной власти по природе своей рассчитана на некое превышение законодательных полномочий субъектов, выступающих от лица государства. Эта способность политики поддерживается возможностью ее структур и институтов опираться не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку населения или его отдельных слоев. Подобная неформальная поддержка населения, являясь показателем соотношения политических сил, и заставляет власти зачастую считаться с ней больше, чем с нормами законов.

      С другой стороны, система правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, без выделения каких-либо групповых приоритетов [4]. Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь поддерживает и обеспечивает его [1].

        Право нивелирует групповую заостренность политической конкуренции, предъявляя однозначные требования всем гражданам общества, независимо от их партийной принадлежности, симпатий и антипатий. За счет этого право фиксирует тот нижний предел взаимных требований групп к установлению общественного порядка, который необходим для их совместного проживания и осуществления власти.

      Политика ориентируется на закрепление приоритетов общественного развития, соответствующих интересам групп, и потому зачастую пренебрегает правовыми средствами, мешающими достижению цели. В свою очередь, право, утверждая режим власти, легализует положение доминирующей в обществе силы. Это объясняет, почему две регулятивные системы – право и политика - постоянно оказывают противоречивые влияния друг на друга. Право сужает поле политики, накладывая ограничения на политическую деятельность. В свою очередь, политические инициативы стимулируют изменение отдельных законодательных актов, вступая в противоречие с уже сложившимся порядком. При этом отдельные законодательные нормы используются в качестве определенного ресурса борьбы с соперниками [4].

      Основные варианты взаимодействия между политикой и правом предлагает выделять Ю.В. Ирхин:

      1) подчинение политикой права (например, в силу “революционной” или  иной “политической целесообразности”);

      2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

      3) сохранение разумного взаимодействия  политики и права: совпадение  курса демократических реформ  и задач формирования правового  государства [1].

Информация о работе Соотношение политики, экономики и права