Соотношение политики, экономики и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, мы проведем теоретический анализ современных представлений о взаимодействии трех важнейших составляющих общественной жизни, определим степень их влияния друг на друга, а также точки соприкосновения и взаимные противоречия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ взаимоотношений политики с различными сферами общественной жизни………………………..…………………………………….5
2. Соотношение политики и права……………….…………………..…………..8
3. Соотношение политики и экономики………….………………………….....12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников …………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Соотношение политики, экономики, права.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

      По  мнению В.Л. Кулакова, можно выделить следующие факторы, объединяющие политику и право:

1. Единые  причины, истоки формирования, а  также единое назначение, цель, состоящая  в регулятивном обеспечении устойчивости, стабильности существования и  развития социальной системы. 

2. Содержание  политики и права предопределяется единой системой природных и социальных факторов объективного и субъективного порядка.

3. Политика  и право являются нормативными  регуляторами, устанавливающими типичное  поведение адресатов через их  права и обязанности.

      Также автор выделяет следующие различия политики и права:

1. Политика и право отличаются целевой направленностью действий их участников.

2. Политика  и право различаются по субъектам,  формирующим их содержание.

3. Политика  и право различаются также  по своему содержанию. Состав  политики более разнообразен.

4. У  политики и права не совпадают  сферы правовой и политической  деятельности.

5. Индивидуальное  своеобразие политики и права  проявляется в разной степени  их динамизма, способности быстро  реагировать на изменения в  общественных потребностях и  интересах.

6. Политика  и право не совпадают по  формам своего внешнего выражения.

7. Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений [5].

      Таким образом, политика, прежде всего, ориентирована на реальные ресурсы и силу участников, оспаривающих власть, а не на их формальные статусы. Для права же не являются определяющими ни групповая солидарность, ни статусные интересы, ни локальные ценности, ни реальное влияние того или иного субъекта на власть. Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия. С другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. 
 
 
 
 

3. СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ 
 

      Экономика и политика – это сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в  политической науке в целом. Экономика  как составляющая общественной  практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.

      Политика  осуществляет производство и воспроизводство  социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом [3]. При этом следует отметить, что политика формируется на пересечении ряда исторических тенденций, и потому сущностные причины ее возникновения не могут быть объяснены исключительно экономическими причинами. Однако зависимость от экономики сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций.

    Экономика оказывает воздействие на политику в основном через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. В то же время, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, так же не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики. Но как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. И в первую очередь в тех ситуациях, когда хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического влияния на экономику может быть позитивным, негативным или нейтральным.

    Потребности современного общественного развития, например, необходимость демонополизации и демилитаризации экономики, борьба с коррупцией и теневой экономикой однозначно требуют повышения роли политических методов регулирования этих сторон экономических процессов. В то же время в зоне мелкого и семейного бизнеса, в сфере развития предпринимательства и других секторах экономики, где сегодня можно руководствоваться внутриэкономическими стимулами, принципами самоорганизации, государственно-политические методы должны уступать свое место иным формам социального регулирования. В любом случае политические методы регулирования должны использоваться лишь в тех секторах экономики, где не хватает внутренних источников самодвижения или требуются серьезные трансформации сложившихся порядков [4].

    Современная, основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем [3].

    Не  вмешиваясь непосредственно в процесс производства и распределения его результатов, политическая власть с помощью права определяет границы социальной справедливости. Она вырабатывает правила, направленные на регулирование многообразных жизненных ситуаций и обеспечение нормального, бескризисного функционирования данной социальной системы. Особую актуальность эта проблема приобретает, когда приходится, регулировать деятельность естественных монополий, использование природных ресурсов, обеспечение экологической и технологической безопасности, ограничение чрезмерной имущественной дифференциации населения.

      Экономика как система отношений в сфере  производства, распределения и потребления  материальных благ действительно предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. И это особенно наглядно проявляется в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений собственности непосредственно отражается на внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений. Однако далеко не всегда влияние экономики столь очевидно и однозначно. Она предопределяет развитие надстроечных явлений только в конечном счете. На их содержание и особенности функционирования могут влиять и иные феномены общественной жизни, другие субъективные факторы. С другой стороны, надстроечные явления не остаются пассивными, застывшими. Они, хотя и в неодинаковой степени, оказывают активное обратное влияние на экономические процессы, закрепляя, притормаживая или стимулируя их развитие.

      Из  всей системы надстроечных категорий  ближе всего к экономике находится  политика. Именно в ней отражаются экономические потребности и  интересы различных социальных групп. Именно поэтому так широко распространено определение политики как концентрированного выражения экономки. Примечательно, что особенно заметно на содержании политических решений сказываются интересы именно тех социальных групп, которые занимают доминирующее положение в экономике [2].

      Таким образом, зависимость от экономики  отражается в деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Основное влияние на политику экономика оказывает через социальную сферу.  В тоже время, политика сохраняет значительные регулятивные возможности воздействия на экономические процессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Политика – это область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.

      Необходимо  учитывать двойственный характер ее взаимоотношений с другими областями  жизни – причинно-следственный и  функциональный. Причинно-следственные отношения раскрывают насколько  политика детерминирована экономическими, правовыми, нравственными и другими факторами. С другой стороны, функциональные связи и отношения политики с другими сферами общественной жизни отражают их взаимозависимость как определенных регулятивных подсистем общества.

      Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Экономика как система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. Тем самым она оказывает непосредственное влияние на политические процессы. С другой стороны, политика может оказывать ощутимое влияние на экономические процессы.

      Таким образом, политика и право, отражая  потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют  друг с другом, оказывая активное обратное влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддержки, согласованности содержания, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогласования, ведущих к инфляции политических и правовых решений.

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Ирхин, Ю.В. Взаимосвязь политики, морали и права / Ю.В. Ирхин // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 1999. – № 1. – С. 7–15.

2. Петров, А. В. Экономика и право: К проблеме соотношения / А. В. Петров. // Вестник Нижегородского государственного университета им.                          Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1998. - С. 19 – 27.

3. Словарь по политологии / Под ред. проф. В.Н. Коновалова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.

4. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.

5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и            А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 776с.

Информация о работе Соотношение политики, экономики и права