Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:10, контрольная работа
Таким образом, мы проведем теоретический анализ современных представлений о взаимодействии трех важнейших составляющих общественной жизни, определим степень их влияния друг на друга, а также точки соприкосновения и взаимные противоречия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ взаимоотношений политики с различными сферами общественной жизни………………………..…………………………………….5
2. Соотношение политики и права……………….…………………..…………..8
3. Соотношение политики и экономики………….………………………….....12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников …………………………………………...17
По мнению В.Л. Кулакова, можно выделить следующие факторы, объединяющие политику и право:
1. Единые
причины, истоки формирования, а
также единое назначение, цель, состоящая
в регулятивном обеспечении
2. Содержание
политики и права
3. Политика и право являются нормативными регуляторами, устанавливающими типичное поведение адресатов через их права и обязанности.
Также автор выделяет следующие различия политики и права:
1. Политика и право отличаются целевой направленностью действий их участников.
2. Политика
и право различаются по
3. Политика и право различаются также по своему содержанию. Состав политики более разнообразен.
4. У политики и права не совпадают сферы правовой и политической деятельности.
5. Индивидуальное
своеобразие политики и права
проявляется в разной степени
их динамизма, способности
6. Политика
и право не совпадают по
формам своего внешнего
7. Политика и право весьма существенно отличаются по формам и методам обеспечения реализации политических и правовых решений [5].
Таким
образом, политика, прежде всего, ориентирована
на реальные ресурсы и силу участников,
оспаривающих власть, а не на их формальные
статусы. Для права же не являются определяющими
ни групповая солидарность, ни статусные
интересы, ни локальные ценности, ни реальное
влияние того или иного субъекта на власть.
Право и политика – две взаимосвязанные
сферы общественной жизни. Взаимоотношения
права и политического государства двусторонни:
государство санкционирует и конституирует
систему права, делая ее публичной, общеобязательной,
всеобщей, причем ее нарушение влечет
за собой меры государственного воздействия.
С другой стороны, само государство поддерживается
и обеспечивается правом.
3.
СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ
И ЭКОНОМИКИ
Экономика и политика – это сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической науке в целом. Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.
Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом [3]. При этом следует отметить, что политика формируется на пересечении ряда исторических тенденций, и потому сущностные причины ее возникновения не могут быть объяснены исключительно экономическими причинами. Однако зависимость от экономики сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций.
Экономика оказывает воздействие на политику в основном через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. В то же время, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, так же не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики. Но как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. И в первую очередь в тех ситуациях, когда хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического влияния на экономику может быть позитивным, негативным или нейтральным.
Потребности современного общественного развития, например, необходимость демонополизации и демилитаризации экономики, борьба с коррупцией и теневой экономикой однозначно требуют повышения роли политических методов регулирования этих сторон экономических процессов. В то же время в зоне мелкого и семейного бизнеса, в сфере развития предпринимательства и других секторах экономики, где сегодня можно руководствоваться внутриэкономическими стимулами, принципами самоорганизации, государственно-политические методы должны уступать свое место иным формам социального регулирования. В любом случае политические методы регулирования должны использоваться лишь в тех секторах экономики, где не хватает внутренних источников самодвижения или требуются серьезные трансформации сложившихся порядков [4].
Современная, основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем [3].
Не вмешиваясь непосредственно в процесс производства и распределения его результатов, политическая власть с помощью права определяет границы социальной справедливости. Она вырабатывает правила, направленные на регулирование многообразных жизненных ситуаций и обеспечение нормального, бескризисного функционирования данной социальной системы. Особую актуальность эта проблема приобретает, когда приходится, регулировать деятельность естественных монополий, использование природных ресурсов, обеспечение экологической и технологической безопасности, ограничение чрезмерной имущественной дифференциации населения.
Экономика как система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ действительно предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. И это особенно наглядно проявляется в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений собственности непосредственно отражается на внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений. Однако далеко не всегда влияние экономики столь очевидно и однозначно. Она предопределяет развитие надстроечных явлений только в конечном счете. На их содержание и особенности функционирования могут влиять и иные феномены общественной жизни, другие субъективные факторы. С другой стороны, надстроечные явления не остаются пассивными, застывшими. Они, хотя и в неодинаковой степени, оказывают активное обратное влияние на экономические процессы, закрепляя, притормаживая или стимулируя их развитие.
Из
всей системы надстроечных категорий
ближе всего к экономике
Таким
образом, зависимость от экономики
отражается в деятельности конкретных
политических систем и режимов правления.
Основное влияние на политику экономика
оказывает через социальную сферу.
В тоже время, политика сохраняет значительные
регулятивные возможности воздействия
на экономические процессы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политика – это область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.
Необходимо
учитывать двойственный характер ее
взаимоотношений с другими
Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Экономика как система отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных благ предопределяет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. Тем самым она оказывает непосредственное влияние на политические процессы. С другой стороны, политика может оказывать ощутимое влияние на экономические процессы.
Таким
образом, политика и право, отражая
потребности экономики и
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ирхин, Ю.В. Взаимосвязь политики, морали и права / Ю.В. Ирхин // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 1999. – № 1. – С. 7–15.
2. Петров, А. В. Экономика и право: К проблеме соотношения / А. В. Петров. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1998. - С. 19 – 27.
3. Словарь по политологии / Под ред. проф. В.Н. Коновалова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. - 285 с.
4. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 559 с.
5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 776с.