Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:35, доклад
Растущие объемы потребления топливно-энергетических ресурсов в условиях затянувшегося на рубеже XXI века экономического кризиса в России и вызванного им торможения научно-технологического развития неизбежно ведут к усилению дефицита ресурсосберегающих и безотходных технологий материального производства, к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей природной среды и, в конечном счете, к обострению разного рода экологических проблем.
Более половины населения нашей страны проживает в экологически неблагоприятных условиях. Увеличивается рост заболеваний, связанных с плохими условиями жизнеобеспечения, особенно в результате загрязнения природной среды, сокращается средняя продолжительность жизни российских граждан. Смертность стала понемногу превышать рождаемость. При этом растет число детей с врожденной патологией. Усиливающиеся антропогенная и техногенная нагрузки на окружающую природную среду приводят к увеличению случаев чрезвычайных экологических ситуаций (более тысячи в год).
Введение
Экологическое право - инструмент государственной экологической политики.
Его структура и особенности.
Основные документы, закрепляющие право граждан РФ на благоприятную окружающую среду.
Содержание
Введение
Растущие
объемы потребления топливно-
Более половины населения нашей страны проживает в экологически неблагоприятных условиях. Увеличивается рост заболеваний, связанных с плохими условиями жизнеобеспечения, особенно в результате загрязнения природной среды, сокращается средняя продолжительность жизни российских граждан. Смертность стала понемногу превышать рождаемость. При этом растет число детей с врожденной патологией. Усиливающиеся антропогенная и техногенная нагрузки на окружающую природную среду приводят к увеличению случаев чрезвычайных экологических ситуаций (более тысячи в год).
Начавшиеся
в конце 60ых годов XX века на базе
природоресурсовых отраслей законодательства
(горного, земельного, лесного, водного
и т.п.) развитие природоохранительного
(как его называли в те годы) права не получило
своего окончательного завершения. И только
в 90е годы XX столетия принятие ряда
специальных природоохранительных нормативных
правовых актов (в т.ч. Закона РСФСР «Об
охране окружающей природной среды», Федерального
закона «Об особо охраняемых природных
территориях», Федерального закона «Об
экологической экспертизе») наряду с природоресурсовым
законодательством, которое к этому времени
было в значительной мере экологизировано,
стало возможным утверждать о появлении
и выделении – в качестве самостоятельной
отрасли российского права – экологического
права.
Экологическое
право - инструмент государственной
экологической политики.
В дословном понимании экология (от греческого oikos – дом и logos – наука) означает науку о местообитании. Впервые термин «экология» был использован в капитальном труде немецкого ученого Э. Геккеля «Всеобщая морфология организмов» (1866г.)
Значение (содержание) понятия экологии многогранно. Наиболее распространено понятие экологии как системы научных знаний о взаимоотношениях (о связях) живых организмов с окружающей природной средой.
В праве она воспринимается как наука об охране окружающей природной среды и жизнеобеспечении людей.
Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические (природоохранительные) общественные отношения в целях сохранения и оздоровления окружающей природной среды, обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, их эффективной охраны и защиты, а также обеспечения экологической безопасности, экологических прав и интересов граждан и юридических лиц.
Главным
инструментом государственной экологической
политики является экологическое
Основной источник экологического права – Конституция РФ. Именно в Конституции определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе в области экологических отношений. Согласно ст.42 Конституции РФ, «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённому его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Право гражданина РФ на благоприятную окружающую среду основано на ст.42 Конституции РФ, закреплено в ст.11-14 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды». Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст.9 Конституции, используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Пользование землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Основной закон, обеспечивающий права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность – «Закон об охране окружающей природной среды « (2001г).
Этот Закон устанавливает основополагающие принципы и нормы регулирования экологических отношений в РФ. В нём систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду, установлен экономический механизм охраны окружающей природной среды, сформулированы принципы нормирования качества окружающей природной среды, принципы государственной экологической экспертизы, экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, принципы деятельности в экологически неблагополучных зонах и в случае чрезвычайных ситуаций, на особо охраняемых природных территориях, принципы экологического воспитания и образования, проведения экологического контроля и экологических научных исследований и др.
В юридическом смысле источниками права являются документы в форме законов и других нормативных актов: указов, постановлений, решений, приказов, инструкций и т.д. Законы являются нормативными актами высшей юридической силы. Основной закон РФ «Об охране окружающей природной среды», как правило, находит конкретное выражение и развитие в последующих нормативных актах.
Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах, в частности в Земельном, водном и Лесном кодексах.
Составной частью правовой системы РФЫ, имеющей приоритетное значение, являются международные нормативно-правовые акты, в которых участвует Российская Федерация.
Действие Закона «Об охране окружающей природной среды» распространяется на всю территорию Российской федерации.
Также в России, как правоприемнице бывшего ССР, продолжают действовать ряд принятых ранее законов и нормативных актов. Тем не менее в последние годы произошло существенное обновление федерального закона в сфере регулирования экологических отношений, охраны природы и природопользования. За период с 1995 г по 2000 г. разработано, принято и введено в действие более 20 федеральных законов природоохранной направленности.
В 1995 г. принят Закон «Об экологической экспертизе», который рассматривается как второй по важности российский экологический закон, направленный на обеспечение экологической безопасности. Также приняты законы «О внесении изменений и дополнений в закон «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях». Приняты «Водный кодекс Российской федерации» (1995 г), «Лесной кодекс Российской Федерации» (1997 г).
С точки зрения обеспечения экологической безопасности важными представляются Законы « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1996 г),
« О радиационной безопасности населения» (1996 г), а также ряд других законов, касающихся обеспечения безопасности при радиационном, химическом и других видах загрязнения окружающей среды.
Разработка и принятие законов представляет собой сложный многоступенчатый процесс, который связан с необходимостью согласования различных, порой противоречивых, точек зрения.
Важную роль в реализации экологического законодательства в регулировании экологических отношений играют ведомственные нормативно-правовые акты. Прежде всего это деятельность Минпродресурсов РФ, Госкомэкологии РФ, Росгидромета, МЧС и др. министерств и ведомств.
Важное место в системе экологического права занимают указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации, которые обеспечивают проведение единой государственной экологической политики. Они направлены на решение наиболее актуальных проблем экологической безопасности.
Законодательством
Российской Федерации определены основные
требования, ограничения и запреты,
виды правонарушений, влекущие за собой
применение мер ответственности. Предполагается
внести дополнения в уголовный, Гражданский
и Административный кодексы. Эти меры
направлены на экологизацию всех отраслей
права России, гармонизацию природоохранного
законодательства субъектов Российской
федерации.
Его
структура и особенности.
Экологическое право России также переживает процесс развития. И хотя сегодня еще нельзя сказать, что оно консолидировано как отрасль российского права, теоретически и практически уже отмечается много признаков такой консолидации.
Российская Федерация является самым крупным по территории государством мира. Оно занимает площадь 1709,6 млн. гектаров суши Восточной Европы и Северной Азии. Почти 90 процентов этой площади составляют земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения. Природные ресурсы России интенсивно эксплуатируются для нужд населения и разнообразных отраслей экономики. Однако наибольшая антропогенная нагрузка на природную среду существует в европейской части страны. Вместе с тем отдельные регионы испытывают чрезмерную нагрузку и находятся в кризисном экологическом состоянии.
В
Российской Федерации три уровня
управления и правотворчества —
федеральный, субъектов Федерации
и местного самоуправления. На каждом
из этих уровней происходят процессы
правотворчества и
В России исторически сложилось деление права на отрасли.
Официально оно признается отчасти в Конституции Российской Федерации, но главным образом — в науке и процессе федерального правотворчества в Государственной Думе и Совете Федерации.
В начале 1995 г. опубликован уточненный Общеправовой классификатор законодательства Российской Федерации, одобренный Президентом Российской Федерации. В нем перечислены 45 отраслей законодательства. Экологическое законодательство в этом перечне не обозначено, но названы отрасли законодательства об охране окружающей среды, о земле, о недрах, об охране лесов, об охране вод, об охране животного мира, об охране атмосферного воздуха. В совокупности все они и должны составить экологическое законодательство.
В п. “к” ст. 72 Конституции Российской Федерации указано, что такие отрасли законодательства, как земельное, водное, лесное, о недрах и об охране окружающей среды, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что по данным отраслям законодательства — предметам совместного ведения издаются, согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Закон о местном самоуправлении в РСФСР от 6 июля 1991 г. наделяет органы местного самоуправления определенной компетенцией в регулировании использования природных ресурсов охраны окружающей природной среды.
В
России есть такие республики (например,
Башкортостан), где приняты экологические
кодексы, предназначенные для
Примерами областного правотворчества в сфере экологии могут служить:
порядок проведения лесных торгов в Читинской области, утвержденный решением малого Совета областного Совета народных депутатов от 22 июля 1993 г.;
Информация о работе Экологическое право - инструмент государственной экологической политики