Экологическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:32, реферат

Краткое описание

Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ……………………………………………….3
3. ПЕРЕХОД К ГИБКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ………………………………..4
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ………………………………………...6
5. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА………………………………7
6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ…………………………………………………………………….....9
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………………..12
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...………15
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК!!!.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2

2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ……………………………………………….3

3. ПЕРЕХОД К ГИБКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ………………………………..4

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ………………………………………...6

5. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА………………………………7

6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ…………………………………………………………………….....9

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………………..12

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...………15

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического  и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.

Расширяя и усиливая антропогенное  и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно  воспроизведенным "эффектом бумеранга": разрушение природы оборачивается экономическим yщep6oм и социальным уроном. Природа не в состоянии собственными сипами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие, воссоздавать изъятые у неё блага в соответствующем объеме. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса. Вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост, основывающийся на традиционных принципах, становится угрожающе опасным. И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.

Многие экологические проблемы сейчас перешагнули рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается прежде всего экономическими соображениями. Быть лидером здесь трудно - попытки решить глобальные проблемы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное положение по сравнению с конкурентами на мировом рынке. Успешным началом сотрудничества послужило подписание в 1987 г. 24 странами Монреальского протокола о снижении выбросов фреонов на 50% к 1999 г. В результате за 1983-1989 гг 12 европейских стран объявили о введении к указанному сроку полного запрета на их производство и использование, а в марте 1989 г. к ним присоединились США. Теперь эти страны пытаются убедить остальной мир б принятии аналогичных мер.

Страны не сразу пришли к пониманию  необходимости коренной перестройки  в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные  методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫЗ СТРАНАХ.

ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ  К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ.

 

Переломным в охране окружающей среды в капиталистических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда надвигавшийся мировой экономический и топливно-энергетический кризис обнажил гибельность для цивилизации прежнего потребительского отношения к экологии. Практически полностью исчерпал себя прежний индустриальный экстенсивный, экономический рост с возрастающим потреблением природных ресурсов, одновременно очередная волна НТП предоставила человечеству возможность перейти к качественно новому типу экономического развития в условиях кардинально более высоких требований к состоянию окружающей среды.

В 70-е годы произошло изменение  в понимании содержания окружающей среды и ее значимости для общества. Разрозненные выступления групп  населения против виновников промышленного  загрязнения сменило массовое общественное движение "зеленых". В сознание населения активно проникло понимание того, что нормальное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной человеческой деятельности. Человеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экологическая комфортность, благоустроенность окружающей среды. Население все более определенно высказывает нежелание оплачивать свое материальное благосостояние тем или иным видом экологического ущерба.

Под воздействием острых кризисных  явлении в 70-е годы в Японии, как  и в других ведущих капиталистических  странах, сложилась устойчивая государственная  экологическая политика. На смену  отдельных, нередко разрозненных мер  государства по борьбе с: загрязнениями пришла комплексная многоцелевая система действий, объединенных единой концепцией, которая получила всестороннее организационное и правовое оформление.

К началу 70-х годов в Японии уже  были приняты основные законодательные  акты по охране окружающей среды. Аналогичный процесс законотворчества охватил тогда практически все развитые капиталистические страны (см. приложение, табл. 1). Объектами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружающей среды - воздух, вола, почва, а с другой - наиболее распространенные виды промышленных и прочих отходов, вызывающих загрязнение.

Организационная структура охраны среды в Японии следующая: Управление по окружающей среде, местные государственные природоохранные органы, а также структуры управления, созданные в промышленных компаниях в соответствии с Законом об управляющих в области охраны среды 1973 г. Заметим, что численность таких управляющих на предприятиях страны в 1937 г. составила 20,6 тыс. человек. В Японии действует также экологическая полиция.

Организационная структура охраны окружающей среды Японии имеет много  аналогий с природоохранной структурой в большинстве развитых стран. В  рамках этой структуры осуществляется разработка и реализация целевых комплексных программ регулирования природопользования; предупреждение нежелательных экологических последствий хозяйственной деятельности; организация НИОКР; содействие в подготовке специалистов; информационное обеспечение; международное сотрудничество в области охраны среды.

В задачи органов охраны окружающей среды входит также тесное сотрудничество с государственными органами защиты от стихийных бедствий. В Японии в них входят - центральный совет защиты от бедствий, Управление национальной территории при премьер-министре. Советы защиты от бедствий в префектурах.

Японии раньше других стран (в 1973 г.) приняла Закон об экспертизе новых  химических веществ. С 1988 г. действует  и Закон об общей экологической  экспертизе.

Резкое обострение проблем загрязнения  среды в Японии первоначально  выдвинуло на передний план требования о необходимости, во-первых, расширить и ужесточить нормативную основу регулирования, во-вторых, финансовые и прочие расходы за загрязнение возложить полностью на фирмы-загрязнители. Такие фирмы и фирмы, обеспечивающие экологически чистое производство, должны были быть поставлены в равные экономические условия через систему штрафных санкций и дополнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды.

Подобное же отношение к обеспечению  охраны окружающей среды существовало и в общественных кругах "зеленой ориентации", которые требовали, чтобы промышленные компании несли основное бремя расходов — слишком очевидна была их негативная роль в ухудшении экологической обстановки в стране.

Считалось, что перенесение издержек, связанных с охраной и восстановлением среды, на цены продукции может стать частью механизма включения экологических издержек в структуру рынка. Широкому использованию такого подхода к охране среды прямо способствовал закон 1970 г. о контроле за отходами, установивший ответственность фирмы за обезвреживание собственных отходов. Практически все такие расходы стали вменяться в обязанность фирмам-загрязнителям. НИОКР по экологически чистым технологиям, очистные сооружения, наконец, затраты на экологическую экспертизу почти полностью перекладывались на бюджеты таких фирм. Характерно, что только затраты на экспертизу увеличивали стоимость хозяйственных проектов в среднем на 1—2%.

Однако эта, казалось бы, очевидная  часть концепции охраны окружающей среды быстро показала свою несостоятельность. Предприятия-загрязнители оказывались на грани финансового краха из-за непосильных экологических расходов.

 

ПЕРЕХОД К ГИБКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКЕ.

 

Естественной реакцией на неудачи  с реализацией концепции - поиск путей перехода к гибкой политике, сочетающей в себе административные экономические методы государственного регулирования с постоянно возрастающими государственными расходами, различными каналами государственной помощи, компенсирующей и амортизирующей бремя экологических инвестиций.

Упор в достижении экологических целей был сделан на следующие административные средства воздействия:

- ужесточение стандартов и нормативов  на качество продукции и окружающей  среды;

- использование экологической  экспертизы производственных проектов  для контроля за их размещением;

- соглашения, заключаемые местными  органами власти о контроле  за загрязнением;

- системы арбитража экологических  конфликтов;

-природоохранительные программы  всех уровней (национальный, региональный, префектурный, муниципальный).

Широкое распространение получило судебное преследование нарушителей, опирающееся на закон об охране воздуха 1958 г. и закон об охране вод 1970 г., предусматривавшими не только административную, но и уголовную ответственность за загрязнение среды.

Аналогичным образом была предусмотрена уголовная ответственность и в других странах. Так, в США имели место случаи, когда общий срок заключения составлял у отдельных подсудимых по судебным делам, относящимся к экологии, более 90 лет, а уровень штрафа - до 100 тыс. долл. Однако в Японии экологические нормативы были наиболее строгими.

Одновременно и в Японии, и  во многих других странах расширилась  сеть служб контроля за выполнением  нормативов, особенно по таким веществам, как окись углерода, взвеси, окислы серы, окислы азота, углеводы и оксиданты, соединения хлора и биологически активных веществ. За 70-е годы в Японии деятельность таких служб распространилась практически на всю территорию страны; особое внимание уделялось состоянию экологии городов. водоемов, а также морского побережья.

Государство приступило к развертыванию  различных экологических исследований и НИОКР в области природопользования. Государственное финансирование охватило такие проблемы, как обоснование  и совершенствование нормативной  базы параметров окружающей среды, восстановление возобновляемых природных ресурсов, уничтожение

наиболее опасных промышленных отходов (в первую очередь, радиоактивных), разработка наиболее эффективных методов  экологического наблюдения.

Помимо появления возможностей кардинального повышения оперативного характера экспертизы, её обоснованности произошло ещё и снижение удельных затрат на её проведение, хотя масштабы её использования расширились. Благодаря поддержке государства экспертиза распространилась практически на все объекты, оказывающие сколько-нибудь значительное воздействие на среду.

Затраты на проведение экологической  экспертизы только строительными компаниями выросли к концу 80-х годов до 17,4 млрд. йен. Наибольший рост наблюдался б 1985 г. и составил 67,8%. Внутренний рынок  Японии по экологической экспертизе в 1990 г. составлял 40 - 50 млрд. йен.

Государство постепенно утверждало принцип  компенсационности за причиняемый  ущерб экологии, сочетающийся со стимулированием  перехода предприятий на экологически чистые технологии. Понимая, что достижение экологически чистого производства требует кредитных средств и времени, государство шло на такие меры как например, поэтапное повышение экологических нормативов для предприятий, а также "свободный" выбор предприятиями метолов контроля загрязнения.

Вместо дорогостоящего тотального контроля своих отходов предприятиям разрешалось концентрировать деятельность на наиболее характерных для его  производства загрязняющих веществах. Предполагалось, что сэкономленные  при таком контроле средства будут направляться на внедрение новых технологий. Наибольшее распространение метод "свободного" выбора контроля получил в США.

В качестве полуадминистративных, полуэкономических  мер воздействия государства  на предприятия-загрязнители в практику охраны окружающей среды в Японии была введена такая мера, как система экологических платежей. Платежи взыскивались в качестве дополнительных налогов с. потребителей ресурсов или предприятий-загрязнителей на покрытие расходов по административным природоохранительным программам.

После принятия японским правительством в 1973 г. решения о выплате компенсаций  населению, проживающему в районах  с высокой степенью загрязнения  воздуха (41 район), по стране был установлен налог на основные источники выбросов серы - промышленные предприятия и автомобильный транспорт для покрытия компенсационных выплат населению и других статей расходов здравоохранительной программы.

Проведение природоохранных мер  в уголках дикой природы и  национальных парках сопровождалось получением платежей с ее посетителей в размерах сумм, компенсирующих основные затраты. Для этом применялись такие меры, как выплаты компенсаций владельцам участков в национальных парках за неиспользование их в хозяйственных целях.

Информация о работе Экологическая политика