Экологическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:32, реферат

Краткое описание

Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ……………………………………………….3
3. ПЕРЕХОД К ГИБКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ………………………………..4
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ………………………………………...6
5. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА………………………………7
6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ…………………………………………………………………….....9
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………………..12
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...………15
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК!!!.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Распространение получила практика покупки  местными природоохранными организациями и местными органами власти отдельных участков дикой природы, где планировалось сооружение того или иного хозяйственного проекта. В 1983 г. на покупку городских участков под устройство зеленых зон было истрачено 1 трлн. йен. В связи с реализацией программы "возрождения городов" был повышен налог на покупку сельскохозяйственных земель в окрестностях городов под жилищное и промышленное строительство. Здесь уместно вспомнить, что в 60-е годы в Японии вводился налог, ускоряющий продажу сельскохозяйственных земель под промышленное строительство.

Поставив задачу догнать развитые страны по обеспеченности территории современными инфраструктурными сооружениями, Япония в конце 70-х годов приступила к реализации дорогостоящих программ водоочистки. За 1979 - 2000 гг. предполагалось истратить 40-160 трлн. иен на строительство водоочистных систем. Для покрытия инвестиций частично использовались платежи с населения, которые составили около 1,6% от общей стоимости работ. Система платежей с потребителей данного вида услуг действовала только в 1933 г. в 349 городах. Кроме того местные органы власти получали на эту программу платежи с предприятий черной металлургии и энергетики в виде налога на загрязнение в размере 20,4 млрд. йен. К названному типу платежей тесно примыкают надбавки к налогам на виды деятельности или виды товаров, представляющих повышенную опасность для окружающей среды.

В государственном регулировании  охраны окружающей среды Японии государственные  стимулирующие субсидии и льготы играют намного большую роль, чем косвенное налогообложение.

Для предприятий, устанавливающих  экологичное оборудование и современные  очистные сооружения, основными прямыми  формами льгот служат сниженные  ставки налогов с центральных  и местных бюджетов, а также  предоставление прав на ускорение амортизации. Доля такой помощи государства составляет в Японии около 2,6% от капитальных вложений в охрану среды, что в целом ниже, чем в большинстве других развитых капиталистических: стран (Норвегия - 14%, ФРГ - 9, Швеция - 5, США -4,5%). Однако в Японии очень сильно развита косвенная поддержка государством мероприятий по охране окружающей среды, в частности, через целевые низкопроцентные займы, а также через снижение нормативов по загрязняющим веществам. Так, ранее упомянутое снижение стандартов на окислы азота 1978 г . принесло металлургическим , химическим и автомобильным компаниям Японии 388 млрд. иен прибыли. С учетом косвенной поддержки общие объемы государственной помощи фирмам в охрану природы достигают, по некоторым оценкам, 30% капиталовложений в охрану Среды.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.

 

Обобщающей формой регулирования  мероприятий по охране среды, опирающейся  на все перечисленные выше формы, служит государственное программирование. В Японии действуют региональные экологические программы для 25% территории страны. Характерно, что по многим из них цели и размеры субсидий определяются в центральных органах. Только в начале 80-х годов стоимость наиболее крупной из таких программ (для Токио, Осака и других основных агломераций) составляла 8,5 млрд.йен. В районы приоритетного контроля, утвержденные правительством, попадает основная часть кредитов промышленным компаниям и муниципалитетам .

В 30-х - начале 90-х гг. экологическое  планирование и управпение все больше смещалось от Центра к территориальному управлению. Финансирование программ также в значительной степени перешло в компетенцию местного государственного управления. Впрочем, это общая тенденция для всех направлений государственного планирования и регулирования большинства капиталистических стран 80-х годов.

Экологические программы создаются  во всех населенных пунктах, даже небольших. Главным содержанием таких программ являются комплексы мер совершенствования  контроля за соблюдением нормативов охраны среды и детализация нормативов для местных условий. Кроме того, программы содержат перечни наиболее актуальных экологических целей, учитывающих перспективы социально-экономического развития территории. Так, по прогнозам, к 2000 г. в Токийской экономической зоне загрязнение воздуха может возрасти на 40-60%, и поэтому уже сейчас создается комплексная программа противодействия данному негативному явлению .

Экологические аспекты занимают существенное место в территориальном планировании. Проблемы урбанизации, транспортной инфраструктуры и, самое главное, размещения производительных сил неотделимы в настоящее время от экологии территории. Поэтому почти каждая территориальная программа включает в себя элементы прогнозирования развития с учетом особенностей рельефа, ветрового режима, состояния вод в качестве ограничителей для расширения производства и нового жилищного строительства. Уже более 20 лет Япония осуществляет целевые мероприятия по разгрузке основных агломераций.

В региональных программах развития все большую роль играют оценки экологической продуктивности. Такие оценки разрабатываются Министерством сельского и лесного хозяйства. В целом по Японии: леса производят экологические услуги на сумму 24 трлн. иен, а аграрные экосистемы - 12,1 трлн. иен. Их традиционная продукция составляет соответственно 10,2 трлн. и 1,6 трлн. иен в год.

Ведется разработка моделей эколого-экономического развития регионов. К концу 30-х годов  такие модели уже были созданы  для районов Внутреннего моря и Токийской зоны.

Центральное планирование развития страны включает глобальные вопросы экологии: во-первых, воздействие экологических факторов на экономический рост и структуру экономики и, во-вторых, участие в международном экологическом сотрудничестве. Известно, что экологическая ситуация может воздействовать на экономику двояко - сдерживая и стимулируя ее развитие. В планировании учитываются последствия, например, повышения конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке вследствие повышения ее экологичности. Этот фактор уже сыграл в 80-е гг. позитивную роль в расширении экспорта Японией автомобилей и в конечном счете в улучшении общих экономических показателей развития страны.

Экологические инвестиции стимулируют  совокупный спрос, что также ведет  к ускорению темпов роста и, что  немаловажно, к росту занятости. Этот неокейнсианский постулат широко поддерживается в правительственных кругах Японии последние два десятилетия. Практическим следствием этой поддержки стало постоянное наращивание государственных расходов на охрану окружающей среды и стимулирование аналогичных частных инвестиций и расходов. Примерно 5% этих вложений в 80-е гг. ушло на охрану вод, 20 - на охрану воздуха и 11% - на переработку отходов.

 

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ  НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.

 

Структурное воздействие охраны окружающей среды многосторонне. Прямое ее влияние на экономику проявляет себя в формировании экологического сектора Японии. В него вошли компании по производству очистного и контрольно-измерительного оборудования, фирмы мониторинга, консультативные фирмы, фирмы по проведению экологической экспертизы, подрядные компании по строительству природоохранных объектов, озеленению.

Формирование основного парка  очистного оборудования происходило  в Японии в течение 70-х гг. А  к 1.986 г. здесь уже бы--по сосредоточено 1600 установок по очистке выбросов от серы, что составляет 80% мирового парка, и более 360 установок по очистке выбросов от азота (90% мирового парка).

Производство природоохранного оборудования в Японии отличается стабильностью (см. приложение, табл. 3).

К концу 80-х годов затраты на природоохранное оборудование в стране составляли 600 млрд. иен, на производство приборов - 20 млрд, на деятельность по мониторингу - 50 млрд. иен.

К 1995 г. ожидается дальнейшее увеличение рынка очистного оборудования в  Японии. Рынок оборудования по контролю за поступлением фреонов в окружающую среду составит, по оценкам, 1 трлн. иен, оборудования по контролю загрязнения воздуха (в том числе по предотвращению потепления климата) — 0,3 трлн., оборудования по предотвращению загрязнения вод (в том числе по охране морской среды) - 1 трлн., оборудования по обезвреживанию отходов (в том числе токсичных) - 0,5 трлн, оборудования по контролю загрязнения асбестом - 1 трлн., по контролю электромагнитного излучения - 0,5 трлн. иен.

Даже если прогноз считать завышенным, нужно признать, что в Японии к концу столетия сформируется рынок: глобальных экологических услуг.

Экологические факторы стимулируют  снижение доли ресурсопотребляющих  отраслей (более чем в 2 раза за последние 15 лет); снижение энергоёмкости (в Японии самый низкий в мире уровень энергоемкости единицы валового национального продукта), а также снижение потребления воды в производстве (в 2,5 раза за 15 лет).

Изменение структуры народного  хозяйства сказывается на улучшении экологической ситуации в стране. Так, по оценкам, имевшее место сокращение в 2 раза в Японии выбросов окислов серы в 1975 - 1980 гг. только на 1/3 было обусловлено увеличением использования очистного оборудования, остальное явилось результатом изменения отраслевой структуры и структуры потребления топлива, а также экономией энергии.

Аналогичная оценка в области охраны вод показывает, что за счет структурных  факторов достигнуто сокращение сбросов практически на половину.

Именно поэтому в 30-е годы произошла переориентация государственной экологической политики Японии на экологически чистые, ресурсоэкономные производства. В этой связи можно констатировать, что практически все меры планирования и регулирования Японии, воздействующие на структурные изменения, стали играть роль дополнительного регулирования в рамках общей экологической политики государства.

Решение собственных экологических  проблем в стране за счет выноса грязных производств за пределы страны получило широкое распространение в 70-е годы. Однако, естественно, что его использование скоро вызвало обострение противоречий в отношениях Японии со странами, которые принимали у себя такое производство. Большинство этих стран потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенсацией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление прочих мер по охране окружающей среды. Японские субсидии на эти цепи возросли за 1979 - 1988 гг. с 80 млн. до 15,1 млрд. иен на безвозмездной основе, а на компенсационной основе - с 8,4 млрд. до 57,1 млрд. иен. Число проектов Японии по водоснабжению и обезвреживанию отходов в развивающихся странах возросло соответственно в первом случае с 2 до 21, во втором - с 1 до 10.

Правительство Японии пришло к пониманию  того факта, что национальные экологические проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологических проблем. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной стране.

Помимо финансовой помощи большое  значение в международном сотрудничестве имеет опыт и технологии охраны окружающей среды. Они также становятся важным объектом планирования экологического сотрудничества Японии с зарубежными  странами.

Сама Япония ежегодно сокращает  свой вклад в глобальное загрязнение. Так, если в 1930 г. она занимала второе место среди развитых стран по объему поступлений загрязняющих веществ  в атмосферу, то в 1988 г. ей удалось  передвинуться на седьмое место.

Практически решена задача снижения до нормативного уровня окислов серы и соединений азота. Для предотвращения глобального потепления климата  Японией планируется в самые  кратчайшие сроки значительную часть  энергетики перевести на АЭС, численность  которых к 2000 г. увеличится дополнительно еще на 100 станций.

Опыт Японии наглядно свидетельствует  о том, что решающий фактор кардинального  снижения загрязнения окружающей среды  образуется сменой производственных технологий. Общественные движения "зеленых", борьба с загрязнителями среды, доминирующая часть государственного регулирования в конечном счете выступает дополнительным стимулом скорейшей экологизации производственных процессов. Понимание этого чрезвычайно важно как для новой российской государственной экологической политики, так и российских экологических общественных организаций.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В  РОССИИ.

 

1.Острота проблем

 

Принимаемые в нашей стране экологические  программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления -экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсивных факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.

Информация о работе Экологическая политика