Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:32, реферат
Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ……………………………………………….3
3. ПЕРЕХОД К ГИБКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ………………………………..4
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ………………………………………...6
5. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА………………………………7
6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ…………………………………………………………………….....9
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………………..12
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...………15
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..16
Распространение получила практика покупки местными природоохранными организациями и местными органами власти отдельных участков дикой природы, где планировалось сооружение того или иного хозяйственного проекта. В 1983 г. на покупку городских участков под устройство зеленых зон было истрачено 1 трлн. йен. В связи с реализацией программы "возрождения городов" был повышен налог на покупку сельскохозяйственных земель в окрестностях городов под жилищное и промышленное строительство. Здесь уместно вспомнить, что в 60-е годы в Японии вводился налог, ускоряющий продажу сельскохозяйственных земель под промышленное строительство.
Поставив задачу догнать развитые
страны по обеспеченности территории
современными инфраструктурными
В государственном регулировании охраны окружающей среды Японии государственные стимулирующие субсидии и льготы играют намного большую роль, чем косвенное налогообложение.
Для предприятий, устанавливающих экологичное оборудование и современные очистные сооружения, основными прямыми формами льгот служат сниженные ставки налогов с центральных и местных бюджетов, а также предоставление прав на ускорение амортизации. Доля такой помощи государства составляет в Японии около 2,6% от капитальных вложений в охрану среды, что в целом ниже, чем в большинстве других развитых капиталистических: стран (Норвегия - 14%, ФРГ - 9, Швеция - 5, США -4,5%). Однако в Японии очень сильно развита косвенная поддержка государством мероприятий по охране окружающей среды, в частности, через целевые низкопроцентные займы, а также через снижение нормативов по загрязняющим веществам. Так, ранее упомянутое снижение стандартов на окислы азота 1978 г . принесло металлургическим , химическим и автомобильным компаниям Японии 388 млрд. иен прибыли. С учетом косвенной поддержки общие объемы государственной помощи фирмам в охрану природы достигают, по некоторым оценкам, 30% капиталовложений в охрану Среды.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
Обобщающей формой регулирования
мероприятий по охране среды, опирающейся
на все перечисленные выше формы,
служит государственное
В 30-х - начале 90-х гг. экологическое планирование и управпение все больше смещалось от Центра к территориальному управлению. Финансирование программ также в значительной степени перешло в компетенцию местного государственного управления. Впрочем, это общая тенденция для всех направлений государственного планирования и регулирования большинства капиталистических стран 80-х годов.
Экологические программы создаются
во всех населенных пунктах, даже небольших.
Главным содержанием таких
Экологические аспекты занимают существенное
место в территориальном
В региональных программах развития все большую роль играют оценки экологической продуктивности. Такие оценки разрабатываются Министерством сельского и лесного хозяйства. В целом по Японии: леса производят экологические услуги на сумму 24 трлн. иен, а аграрные экосистемы - 12,1 трлн. иен. Их традиционная продукция составляет соответственно 10,2 трлн. и 1,6 трлн. иен в год.
Ведется разработка моделей эколого-экономического развития регионов. К концу 30-х годов такие модели уже были созданы для районов Внутреннего моря и Токийской зоны.
Центральное планирование развития страны включает глобальные вопросы экологии: во-первых, воздействие экологических факторов на экономический рост и структуру экономики и, во-вторых, участие в международном экологическом сотрудничестве. Известно, что экологическая ситуация может воздействовать на экономику двояко - сдерживая и стимулируя ее развитие. В планировании учитываются последствия, например, повышения конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке вследствие повышения ее экологичности. Этот фактор уже сыграл в 80-е гг. позитивную роль в расширении экспорта Японией автомобилей и в конечном счете в улучшении общих экономических показателей развития страны.
Экологические инвестиции стимулируют совокупный спрос, что также ведет к ускорению темпов роста и, что немаловажно, к росту занятости. Этот неокейнсианский постулат широко поддерживается в правительственных кругах Японии последние два десятилетия. Практическим следствием этой поддержки стало постоянное наращивание государственных расходов на охрану окружающей среды и стимулирование аналогичных частных инвестиций и расходов. Примерно 5% этих вложений в 80-е гг. ушло на охрану вод, 20 - на охрану воздуха и 11% - на переработку отходов.
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
Структурное воздействие охраны окружающей среды многосторонне. Прямое ее влияние на экономику проявляет себя в формировании экологического сектора Японии. В него вошли компании по производству очистного и контрольно-измерительного оборудования, фирмы мониторинга, консультативные фирмы, фирмы по проведению экологической экспертизы, подрядные компании по строительству природоохранных объектов, озеленению.
Формирование основного парка очистного оборудования происходило в Японии в течение 70-х гг. А к 1.986 г. здесь уже бы--по сосредоточено 1600 установок по очистке выбросов от серы, что составляет 80% мирового парка, и более 360 установок по очистке выбросов от азота (90% мирового парка).
Производство природоохранного оборудования в Японии отличается стабильностью (см. приложение, табл. 3).
К концу 80-х годов затраты на природоохранное оборудование в стране составляли 600 млрд. иен, на производство приборов - 20 млрд, на деятельность по мониторингу - 50 млрд. иен.
К 1995 г. ожидается дальнейшее увеличение рынка очистного оборудования в Японии. Рынок оборудования по контролю за поступлением фреонов в окружающую среду составит, по оценкам, 1 трлн. иен, оборудования по контролю загрязнения воздуха (в том числе по предотвращению потепления климата) — 0,3 трлн., оборудования по предотвращению загрязнения вод (в том числе по охране морской среды) - 1 трлн., оборудования по обезвреживанию отходов (в том числе токсичных) - 0,5 трлн, оборудования по контролю загрязнения асбестом - 1 трлн., по контролю электромагнитного излучения - 0,5 трлн. иен.
Даже если прогноз считать завышенным, нужно признать, что в Японии к концу столетия сформируется рынок: глобальных экологических услуг.
Экологические факторы стимулируют снижение доли ресурсопотребляющих отраслей (более чем в 2 раза за последние 15 лет); снижение энергоёмкости (в Японии самый низкий в мире уровень энергоемкости единицы валового национального продукта), а также снижение потребления воды в производстве (в 2,5 раза за 15 лет).
Изменение структуры народного хозяйства сказывается на улучшении экологической ситуации в стране. Так, по оценкам, имевшее место сокращение в 2 раза в Японии выбросов окислов серы в 1975 - 1980 гг. только на 1/3 было обусловлено увеличением использования очистного оборудования, остальное явилось результатом изменения отраслевой структуры и структуры потребления топлива, а также экономией энергии.
Аналогичная оценка в области охраны вод показывает, что за счет структурных факторов достигнуто сокращение сбросов практически на половину.
Именно поэтому в 30-е годы произошла переориентация государственной экологической политики Японии на экологически чистые, ресурсоэкономные производства. В этой связи можно констатировать, что практически все меры планирования и регулирования Японии, воздействующие на структурные изменения, стали играть роль дополнительного регулирования в рамках общей экологической политики государства.
Решение собственных экологических проблем в стране за счет выноса грязных производств за пределы страны получило широкое распространение в 70-е годы. Однако, естественно, что его использование скоро вызвало обострение противоречий в отношениях Японии со странами, которые принимали у себя такое производство. Большинство этих стран потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенсацией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление прочих мер по охране окружающей среды. Японские субсидии на эти цепи возросли за 1979 - 1988 гг. с 80 млн. до 15,1 млрд. иен на безвозмездной основе, а на компенсационной основе - с 8,4 млрд. до 57,1 млрд. иен. Число проектов Японии по водоснабжению и обезвреживанию отходов в развивающихся странах возросло соответственно в первом случае с 2 до 21, во втором - с 1 до 10.
Правительство Японии пришло к пониманию того факта, что национальные экологические проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологических проблем. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной стране.
Помимо финансовой помощи большое значение в международном сотрудничестве имеет опыт и технологии охраны окружающей среды. Они также становятся важным объектом планирования экологического сотрудничества Японии с зарубежными странами.
Сама Япония ежегодно сокращает свой вклад в глобальное загрязнение. Так, если в 1930 г. она занимала второе место среди развитых стран по объему поступлений загрязняющих веществ в атмосферу, то в 1988 г. ей удалось передвинуться на седьмое место.
Практически решена задача снижения до нормативного уровня окислов серы и соединений азота. Для предотвращения глобального потепления климата Японией планируется в самые кратчайшие сроки значительную часть энергетики перевести на АЭС, численность которых к 2000 г. увеличится дополнительно еще на 100 станций.
Опыт Японии наглядно свидетельствует о том, что решающий фактор кардинального снижения загрязнения окружающей среды образуется сменой производственных технологий. Общественные движения "зеленых", борьба с загрязнителями среды, доминирующая часть государственного регулирования в конечном счете выступает дополнительным стимулом скорейшей экологизации производственных процессов. Понимание этого чрезвычайно важно как для новой российской государственной экологической политики, так и российских экологических общественных организаций.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ.
1.Острота проблем
Принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления -экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсивных факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.