Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Россия переживает сегодня момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства.
Введение 3
1. Региональная политика государства, ее сущность и цели 4
2. Региональные аспекты экономической политики 7
3. Региональные аспекты социальной политики 10
3. Региональные аспекты социальной политики 10
4. Региональные аспекты экологической политики 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Приложение 1 20
Приложение 2 22
Содержание
Введение
1. Региональная политика государства, ее сущность и цели
2. Региональные аспекты экономической политики
3. Региональные аспекты социальной политики
3. Региональные аспекты социальной политики
4. Региональные аспекты экологической политики
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
5
Россия переживает сегодня момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства. Эти явления в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этноконфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития.
Все это обуславливает актуальность выбранной темы и практическую значимость учета региональных аспектов при разработке экономической, социальной и экологической политики.
Основная цель данной контрольной работы – рассмотреть теоретические и практические моменты учета региональных аспектов при разработке экономической, социальной и экологической политики на примере Челябинской области.
При написании данной работы использовались различные учебные пособия, а так же статьи в специализированных журналов и статистическая информация по Челябинской области.
В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами.
Региональная (социально-экономическая) политика государства сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и нац-национальный контекст.
Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются[1]:
1. Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.
2. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
3. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.
4. Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.
5. Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.
6. Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.
Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа (табл.1.).
Таблица 1
Классификация региональной политики
Критерии | Виды региональной политики |
1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона | экономическая; социальная; экистическая; экологическая; научно-техническая. |
2. Цель применения | - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов оптимизация использования региональных ресурсов и т.д. |
3.Механизм реализации | автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями); проблемная (распределение по специальным программам); целевая (распределение по конкретным регионам). |
4. Форма реализации | финансовая (трансферты, льготы, штрафы); административная (разрешения, запреты, лицензирование); инфраструктурная и т.д. |
5. Адресаты | фирмы; граждане; отрасли; территориальные органы власти |
Таким образом, основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных экономических отношений. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: усиление процесса межрегиональной интеграции; снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории Российской Федерации; обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи; создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов.
Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов:
1) тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;
2) создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;
3) активная реализация региональных интересов.
Функции региональной экономики следующие:
- в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т. д.); оказание общественных услуг (туризм, образование, медицина, жилье, культурные мероприятия и др.);
- в области ценообразования: регулирование цен и тарифов, разработка всевозможных льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики;
- в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;
- в области обмена: стимулирование реализации товаров и услуг, послепродажное сервисное обслуживание, организация рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;
- в области потребления: обеспечение рационального уровня потребления.
Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и Действенную региональную экономическую политику.
В основе региональной политики лежит учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.
Стимулирующее воздействие на региональное развитие должны оказывать мероприятия по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Разработка этих мероприятий должна учитывать позитивный опыт ряда регионов.
Инвестиционная деятельность государства по улучшению качества экономического пространства. Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять, в первую очередь, на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям Федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей.
Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров в виде запретов и ограничений на вывоз ввоз товаров в различных явных и скрытых формах.
Что качается, Челябинской области, то грамотная реализация экономической политики с учетом особенностей региона позволила в 1 квартале 2009 года достичь, следующих положительных тенденций:
- объем услуг связи увеличился на 8%;
- продукция сельского хозяйства – на 4%;
- оборот розничной торговли – на 1,6%.
При этом были выявлены и отрицательные тенденции в январе-марте 2009 года (в % к январю-марту 2008 года):
- индекс промышленного производства снизился на 27,9%;
- объем работ в строительстве – на 35,3%;
- ввод жилья – на 36%;
- прибыль прибыльных организаций за январь-февраль 2009 года – на 58,5%;
- внешнеторговый оборот уменьшился на 31,9%, в том числе экспорт – на 39,6%;
- реальная заработная плата в январе-феврале 2009 года снизилась на 7,8%;
- численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в 2,4 раза;
- задолженность по заработной плате составила 77,1 млн. рублей.
Однако уже в марте 2009 года наметились тенденции к увеличению (в % к февралю 2009 года):
- индекса промышленного производства - на 3,3%, в т.ч. в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 3,8%;
- грузооборота транспорта – на 15,2%.
Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области в 1 квартале 2009 г. приведены в приложении 1, 2.
Таким образом, реализация экономической политики требует учета региональных особенностей. Учет регионального аспекта позволяет грамотно решить возникшие в конкретном регионе проблемы. При этом реализация региональной политики должна контролироваться центральными органами власти и, в целом, политика должна соответствовать общей направленности экономической политики страны.
Наиболее близки к проблематике территориального и регионального развития подразделы о социальной поддержке населения, пенсионной реформе, стратегии жилищной политики и развитии жилищно-коммунального хозяйства, миграционной политике, реформировании налоговой системы и межбюджетных отношений, развитии транспортной и производственной инфраструктуры, а также большинство подразделов по структурной политике.
Для преодоления чрезмерного отставания ряда регионов по уровню доходов и социальной обеспеченности населения важное значение будут иметь гарантирование за счет бюджетных средств минимальных социальных стандартов (учитывающих региональные особенности) и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, вводимая адресность социальных выплат и льгот, постепенное повышение минимальной заработной платы и пенсий (с учетом районных коэффициентов) до уровня регионального прожиточного минимума, федеральная политика увеличения занятости и увеличения пособий по безработице, введение федеральных жилищных стандартов. Реализация указанных мер позволит уже в ближайшие годы сократить число регионов, в которых значительная часть населения находится ниже границы бедности.
На территории Челябинской области социальная политика реализуется по следующим направлениям:
1. Социальная поддержка семьи и детства;
2. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
3. Организация социальной помощи;
4. О работе с обращениями граждан;
5. Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и граждан, пострадавших от радиационного воздействия;
6. Организация назначения и выплаты государственных социальных пособий и компенсаций;
7. Организация стационарного социального обслуживания.
Информация о работе Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики