Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом  возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства.

Оглавление

Введение 3
1. Региональная политика государства, ее сущность и цели 4
2. Региональные аспекты экономической политики 7
3. Региональные аспекты социальной политики 10
3. Региональные аспекты социальной политики 10
4. Региональные аспекты экологической политики 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Приложение 1 20
Приложение 2 22

Файлы: 1 файл

Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики.doc

— 874.50 Кб (Скачать)



Содержание

 

Введение

1. Региональная политика государства, ее сущность и цели

2. Региональные аспекты экономической политики

3. Региональные аспекты социальной  политики

3. Региональные аспекты социальной  политики

4. Региональные аспекты экологической политики

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1

Приложение 2



5

 

Введение

 

Россия переживает сегодня момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом  возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства. Эти явления в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этноконфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития.

Все это обуславливает актуальность выбранной темы и практическую значимость учета региональных аспектов при разработке экономической, социальной и экологической политики.

Основная цель данной контрольной работы – рассмотреть теоретические и практические моменты учета региональных аспектов при разработке экономической, социальной и экологической политики на примере Челябинской области.

При написании данной работы использовались различные учебные пособия, а так же статьи в специализированных журналов и статистическая информация по Челябинской области.


1. Региональная политика государства, ее сущность и цели

 

В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами.

Региональная (социально-экономическая) политика государства  сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и нац-национальный контекст.

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются[1]:

1.                  Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

2.                  Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

3.                  Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

4.                  Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.

5.                  Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.

6.                  Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Классификация региональной политики может проводится по разнообразным критериям, в зависимости от цели анализа (табл.1.).

Таблица 1

Классификация региональной политики

Критерии

Виды региональной политики

1. Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона

        экономическая;

        социальная;

        экистическая;

        экологическая;

        научно-техническая.

2. Цель применения

        - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов

        оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.

3.Механизм реализации

        автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);

        проблемная (распределение по специальным программам);

        целевая (распределение по конкретным регионам).

4. Форма реализации

        финансовая (трансферты, льготы, штрафы);

        административная (разрешения, запреты, лицензирование);

        инфраструктурная и т.д.

5. Адресаты

        фирмы;

        граждане;

        отрасли;

        территориальные органы власти

 

Таким образом, основной целью федеральной региональной политики является укрепление единого социального и экономического пространства Российской Федерации на основе развития федеративных экономических отношений. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: усиление процесса межрегиональной интеграции; снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории Российской Федерации; обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи; создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов.


2. Региональные аспекты экономической политики

 

Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов:

1) тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;

2) создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;

3) активная реализация региональных интересов.

Функции региональной экономики следующие:

- в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т. д.); оказание общественных услуг (туризм, образование, медицина, жилье, культурные мероприятия и др.);

- в области ценообразования: регулирование цен и тарифов, разработка всевозможных льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики;

- в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;

- в области обмена: стимулирование реализации товаров и услуг, послепродажное сервисное обслуживание, организация рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;

- в области потребления: обеспечение рационального уровня потребления.

Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и Действенную региональную экономическую политику.

В основе региональной политики лежит учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.

Стимулирующее воздействие на региональное развитие должны оказывать мероприятия по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Разработка этих мероприятий должна учитывать позитивный опыт ряда регионов.

Инвестиционная деятельность государства по улучшению качества экономического пространства. Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять, в первую очередь, на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям Федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей.

Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров в виде запретов и ограничений на вывоз ввоз товаров в различных явных и скрытых формах.

Что качается, Челябинской области, то грамотная реализация экономической политики с учетом особенностей региона позволила в 1 квартале 2009 года достичь, следующих положительных тенденций:

-  объем услуг связи увеличился на 8%;

-  продукция сельского хозяйства – на 4%;

-  оборот розничной торговли – на 1,6%.

При этом были выявлены и отрицательные тенденции в январе-марте 2009 года (в % к январю-марту 2008 года):

-       индекс промышленного производства снизился на 27,9%;

-       объем работ в строительстве – на 35,3%;

-       ввод жилья – на 36%;

-       прибыль прибыльных организаций за январь-февраль 2009 года – на 58,5%;

-       внешнеторговый оборот уменьшился на 31,9%, в том числе экспорт – на 39,6%;

-       реальная заработная плата в январе-феврале 2009 года снизилась на 7,8%;

-       численность официально зарегистрированных безработных увеличилась в 2,4 раза;

-       задолженность по заработной плате составила 77,1 млн. рублей.

Однако уже в марте 2009 года наметились тенденции к увеличению (в % к февралю 2009 года):

-       индекса промышленного производства - на 3,3%, в т.ч. в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – на 3,8%;

-       грузооборота транспорта – на 15,2%.

Основные показатели социально-экономического развития Челябинской области в 1 квартале 2009 г. приведены в приложении 1, 2.

Таким образом, реализация экономической политики требует учета региональных особенностей. Учет регионального аспекта позволяет грамотно решить возникшие в конкретном регионе проблемы. При этом реализация региональной политики должна контролироваться центральными органами власти и, в целом, политика должна соответствовать общей направленности экономической политики страны.

 

 
3. Региональные аспекты социальной  политики

 

Наиболее близки к проблематике территориального и регионального развития подразделы о социальной поддержке населения, пенсионной реформе, стратегии жилищной политики и развитии жилищно-коммунального хозяйства, миграционной политике, реформировании налоговой системы и межбюджетных отношений, развитии транспортной и производственной инфраструктуры, а также большинство подразделов по структурной политике.

Для преодоления чрезмерного отставания ряда регионов по уровню доходов и социальной обеспеченности населения важное значение будут иметь гарантирование за счет бюджетных средств минимальных социальных стандартов (учитывающих региональные особенности) и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, вводимая адресность социальных выплат и льгот, постепенное повышение минимальной заработной платы и пенсий (с учетом районных коэффициентов) до уровня регионального прожиточного минимума, федеральная политика увеличения занятости и увеличения пособий по безработице, введение федеральных жилищных стандартов. Реализация указанных мер позволит уже в ближайшие годы сократить число регионов, в которых значительная часть населения находится ниже границы бедности.

На территории Челябинской области социальная политика реализуется по следующим направлениям:

1.      Социальная поддержка семьи и детства;

2.      Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

3.      Организация социальной помощи;

4.      О работе с обращениями граждан;

5.      Социальная поддержка ветеранов, инвалидов и граждан, пострадавших от радиационного воздействия;

6.      Организация назначения и выплаты государственных социальных пособий и компенсаций;

7.      Организация стационарного социального обслуживания.

Информация о работе Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики