Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Россия переживает сегодня момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом  возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства.

Оглавление

Введение 3
1. Региональная политика государства, ее сущность и цели 4
2. Региональные аспекты экономической политики 7
3. Региональные аспекты социальной политики 10
3. Региональные аспекты социальной политики 10
4. Региональные аспекты экологической политики 14
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
Приложение 1 20
Приложение 2 22

Файлы: 1 файл

Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики.doc

— 874.50 Кб (Скачать)

Так, расходы по разделу «Социальная политика» в 2008 году составили 12,7 млрд. руб. – 92,4% от запланированных 13,8 млрд. руб. Начавшийся в 4 квартале 2008 года мировой финансовый кризис повлиял на положение в сфере социальной защиты населения области. Тем не менее, в числе главных задач в условиях кризиса осталось поддержка малообеспеченных граждан, рациональное использование выделенных материальных ресурсов, продолжение работы по переходу на отраслевую систему оплаты труда.

За январь-март 2009 года в органы государственной службы занятости населения городов и районов области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 60592 человека, что в 2,6 раза больше, чем за январь-март 2008 года. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в поиске работы, на 01.04.2009 г. составила 74767 человек, что в 2,6 раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года.

На 01.04.2009 г. численность безработных граждан, состоящих на учете, составила 64,2 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы по области – 3,5% от экономически активного населения. С начала года численность безработных, состоящих на учете в ЦЗН, увеличилась на 30,6 тыс. человек (Рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Численность официально зарегистрированных безработных

 

Таким образом, особое внимание сегодня направлено на преодоления безработицы, в частности, путем создания временных рабочих мест.

Относительно демографической ситуации в Челябинской области можно сделать положительные выводы.  За январь-февраль 2009 года в области зареги­стрировано 7057 новорожденных (на 1,7% ниже уровня аналогичного периода прошлого года), число умерших составило 8393 человека (на 9,5% ниже). Естественная убыль населения уменьшилась на 36,0% и составила 1336 человек. Число умерших снизилось практически от всех причин, кроме отравления алкоголем (рост на 7,8%). Смертность от инфекцион­ных и паразитарных болезней снизилась на 11,8%, новообразований – на 2,5%, болезней органов пищеварения – на 16,3%, болезней системы кровообращения – на 9,9%. Отмечено снижение смертности от несчастных случаев, отравлений и травм на 11,8%, в том числе от несчастных случаев, связанных с транспортом – на 6,9%.

Миграционный прирост уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15,6% и составил 915 человек. Доля миграционного прироста в возмещении потерь численности населения в результате его естественной убыли составляет 68,5%.

Центральным звеном в 2008 году была и остается сегодня работа с семьей. О положительных изменениях свидетельствуют следующие цифры. Численность семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, сократилось более чем на 104 тыс. по сравнению с 2007 годом. Их число на 1 января этого года составляет 215,5 тысяч. При комплексных центрах социального обслуживания открыто 41 отделение по работе с семьей и детьми. И теперь они есть во всех городских округах и муниципальных районах.

Росту благосостояния семьи способствовали различные меры социальной поддержки и оказания адресной социальной помощи. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили 119 тыс. малообеспеченных семей. Объем выделенных средств составил около 1,4 млрд. руб.

Социальную помощь на подключение к газораспределительным сетям и проведение внутренних работ по газификации домовладений получили 4 962 человека на сумму 114,5 млн. рублей. 25,5 млн. руб. из областного бюджета направлено на оказание адресного социального пособия южноуральцам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Сегодня в нашей области одну треть населения составляют пожилые люди и инвалиды. От уровня их социальной поддержки и обслуживания зависит уровень качества их жизни и ее продолжительность. В 2008 году на реализацию программы «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области» израсходовано 43,3 млн. руб.

Актуальный вопрос в 2009 году осуществление перехода к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям льготников в денежной форме.

В конце 2008 года были приняты необходимые законодательные акты, устанавливающие форму и порядок перехода на денежные выплаты. Область планирует вводить денежную компенсацию жилищно-коммунальных льгот со второго полугодия 2009 года 700 тысяч южноуральцев.

Оказаны меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области. Численность сельских специалистов, имеющих право на реализацию мер социальной поддержки составляет 30 867 чел. Объем выплаченных средств этой категории за год равен 323,8 млн. руб.

Таким образом, в 2009 году новыми направлениями в работе Министерства и учреждений социального обслуживания будет формирование и внедрение государственных (муниципальных) заданий устанавливающих взаимосвязь между бюджетными расходами на оказание услуг и достигнутыми результатами в работе учреждений; повышение качества предоставляемого социального обслуживания, приведение его в соответствие с государственными стандартами.


4. Региональные аспекты экологической политики

 

Челябинская область является регионом с высокой техногенной нагрузкой, что не может не сказываться на состоянии окружающей среды. Оставить такой важный вопрос без внимания невозможно. На Южном Урале вопросы снижения вредного воздействия на окружающую среду и сохранение уникальных природных территорий актуальны как для Правительства Челябинской области, так и для промышленности и общественности. Что немаловажно, внимание к экологическим аспектам нашего региона уделяется и первыми руководителями Российской Федерации.

Экологическая политика Челябинской области определяется федеральным и областным законодательствами в области охраны окружающей среды. Основным инструментом реализации экологической политики области являются областные целевые экологические программы, реализуемые с 1995 года.

Экологические проблемы и приоритетные направления их решения изложены в концепциях охраны окружающей среды, обращения с твердыми коммунальными отходами и охраны и использования водных объектов. Все концепции одобрены Постановлениями Правительства Челябинской области.

Один из серьезнейших вопросов экологии, характерный не только для Южного Урала, но и практически для каждого региона России - обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В 2006-2008 годах обследованы 97 свалок в 82 муниципальных образованиях. 39 объектов размещения ТКО признаны подлежащими безусловному закрытию, результаты обследования направлены в органы Роспотребнадзора для принятия мер по исполнению законодательства о санэпидблагополучии. По остальным 58 объектам разработаны рекомендации, выполнение которых является необходимым условием для продолжения их эксплуатации.

Огромное значение в региональной политики в области экологии имеет областная целевая Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2006–2010 годы, утвержденная распоряжением Губернатора Челябинской области от 21 октября 2004 года № 1848-р.

Цель Программы  снижение уровня загрязнения природной среды;

Задачи Программы:

-           сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества;

-           формирование экологической культуры населения

-           сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов их в поверхностные водоемы;

-           предотвращение загрязнения природной среды при обращении с опасными, в том числе радиоактивными и другими отходами;

-           оптимизация структуры особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее – ООПТ) и обеспечение режима особой охраны ООПТ;

-           сохранение видового разнообразия растительного и животного мира;

-           обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Челябинской области

 

 


Реализация этой программы по итогам 2008 года обеспечила следующие результаты:

1) общий объем финансирования мероприятий Программы составил 3 057,04 млн. рублей, или 169 процентов от плановых показателей, из них средства областного бюджета – 181,48 млн. рублей, или 80,9 процента от плановых показателей. Превышение общего объема финансирования обусловлено выполнением юридическими лицами, имеющими источники выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ (далее – выбросы), природоохранных мероприятий за счет собственных средств на сумму 2 869,0 млн. рублей, или 186 процентов от плановых показателей. Эффективность использования средств областного бюджета на реализацию Программы соответствует значению 1,28 и оценивается как высокая;

2) получен экологический эффект от реализации Программы в виде сокращения сверхнормативных выбросов на 12,5 тыс. тонн в год, снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий в населенных пунктах, расположенных на территориях 16 муниципальных образований Челябинской области, в том числе в городах Челябинске, Магнитогорске и Златоусте, в которых такое снижение составило 91, 79 и 83 процента соответственно, утилизации пришедших в негодность бесхозных пестицидов в количестве 30,07 тонны;

3) достигнуты либо превышены 16 целевых индикативных показателей Программы из 19 плановых, в том числе осуществлен экологический мониторинг 12 водных объектов, проверена работа 19 очистных сооружений канализации, в 15 из которых выявлено превышение по отдельным ингредиентам нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ в местах сброса сточных вод в водные объекты, произведена оценка влияния на окружающую среду и здоровье населения 110  мест размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов в 82 муниципальных образованиях Челябинской области, проведены комплексные экологические обследования 16 особо охраняемых природных территорий Челябинской области, мероприятия по поддержанию режима особой охраны 175 таких территорий;

4) не достигнуты 3 целевых индикативных показателя Программы, в том числе сверхнормативные выбросы сокращены на 26 процентов от плановых показателей, наблюдения за состоянием особо охраняемых природных территорий Челябинской области проведены на 25 таких территориях из 32 запланированных.


Заключение

 

С учетом вышеизложенного можно выделить два основных направления совершенствования государственной региональной политики в РФ:

1. Усиление региональных аспектов социально-экономической политики.

2. Совершенствование федеральной региональной социально-экономической политики.

Усиление региональных аспектов социально-экономической политики возможно достичь путем выполнение регионально-ориентированных мероприятий социальных и экономических реформ, что может решать существенную часть задач, связанных с преодолением негативных тенденций в российском экономическом пространстве и реализацией стратегии территориального развития страны.

Основными направлениями совершенствования федеральной региональной политики должны стать:

-       инвестиционная деятельность по улучшению качества экономического пространства;

-       создание системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интегрированности пространства;

-       развитие правовой и институциональной базы интеграции.


Список использованных источников и литературы

 

1.                  Об Основных положениях региональной политики
в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.

2.                  Программа природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2006-2010 годы: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.02.2006г. №41 «О принятии областной целевой программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2006-2010годы».

3.                  Государственное регулирование экономики. Теоретические основы государственного регулирования экономики: Учеб. пособие / Под ред. М.М. Есаков, Г.В. Есакова,  О.П. Суковатова, Рязань, 2003. – 312 с.

4.                  Кистанов В.В. Региональная экономика России : учеб. для вузов / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 581 с.

5.                  Проблемы региональной политики и территориального развития: социально-экономические и правовые аспекты: взгляд молодежи; матер. Междунар. науч. студ. конф. 12-13 марта 2004 г. / науч. ред. Т.А. Власенко; Акад. труда и соц. отношений. – М. : АТиСО, 2005. – 191 с.

6.                  Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.

7.                  Региональная экономика: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 528 с.

8.                  Уткин Э.А. Государственное и региональное управление : учеб. пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. - М. : ИКФ ЭКМОС, 2002. – 320 с.

Информация о работе Региональные аспекты экономической, социальной и экологической политики