Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ экологической политики Финляндии в рамках «Северного измерения». В соответствии с заявленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать роль Финляндии в «Северном измерении».
2.Рассмотреть деятельность Природоохранного партнерства «Северного измерения».
3.Изучить экологическую политику Финляндии в «Северном измерении».

Оглавление

Введение
Глава 1. Финляндия в «Северном измерении»
1.1. Общая характеристика программы «Северное измерение»
1.2. Основные направления участия Финляндии в «Северном измерении»
Глава 2. Природоохранное партнерство «Северного измерения»
Глава 3. Участие Финляндии в экологической политике «Северного измерения»
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

Северное измерение (переделан7).docx

— 181.27 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А.Бонч-Бруевича

Гуманитарный факультет

Кафедра истории и регионоведения

 

 

Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»

 

 

 

                                                                                   Курсовая работа

                                                                                   студентки  4 курса

Васильевой Надежды Владимировны

 

 

 

 

                                                                          Научный руководитель

                                                                                   кандидат исторических наук,

                                                                       доцент Сагалова А.Л.

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

 

 

                                                                                                                                                                                                       

Введение

Актуальность темы. Экология – это одна из самых обсуждаемых тем в странах Северной Европы. Такие страны  как Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия довольно давно реализуют различного рода программы для поддержания и укрепления окружающей среды, что способствует повышению уровня жизни  жителей.

На экономическом форуме в Нью-Йорке 2002 г. Финляндия заняла первое место за чистоту экологии на своих территориях.1 На данный момент Финляндия продолжает занимать одно из первых мест в мире по защите окружающей среды. Кроме того, в 2012 г. эта небольшая северная страна заняла второе место среди стран с процветающим бизнесом по Индексу глобальной динамичности, вытеснив на третью ступень своего соседа и традиционного соперника – Швецию. Следует отметить, что приоритетным направлением в бизнесе являются «зеленые» технологии. 2

Согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «зеленые технологии охватывают следующие сферы:

- общее экологическое  управление (управление отходами, борьба  с загрязнением воды, воздуха, восстановление  земель и пр.);

- производство энергии  из возобновляемых источников (солнечная  энергия, биотопливо и пр.), смягчение  последствий изменения климата, снижение вредных выбросов в  атмосферу, повышение эффективности  использования топлива, а также  энергоэффективности в зданиях  и осветительных приборах. »3

В 2012 г. Ханнеле Покка, заместитель министра окружающей среды Финляндии, сообщила, что Финляндия планирует увеличить долю ветровой энергетики, использование биоэнергии в городах и населенных пунктах. Также сообщалось, что многие промышленные производства станут работать исключительно на энергии, получаемой в результате сжигания отходов. Кроме того, биоотходы будут перерабатываться для дальнейшего использования полученного компоста в земледелии, на садовых участках, цветоводстве. Такие меры значительно сократят количество свалок в стране.4

Надо заметить, что и сами жители Финляндии стараются сохранять природу и не выбрасывать ненужный мусор прямо на улицы города. Они активно принимают участие в различного рода мероприятиях, связанных с улучшением и поддержанием окружающей среды.  Таким образом, технологии и программы экологической политики, используемые в Финляндии, доказывают свою эффективность и работоспособность.

Проекты экологического характера в рамках «Северного измерения» позволяют применить в более широком масштабе разработанные методы защиты окружающей среды, тем самым помогая другим странам северо-западного региона Европы  в результате совместной деятельности улучшить свою экологическую обстановку и повысить уровень жизни в целом. Экологическая политика является одним из главных и наиболее разработанных направлений данной программы. Кроме того, в рамках Природоохранного Партнерства, занимающегося данной проблемой, рассматриваются вопросы и ядерной безопасности, влияющие на состояние экологии региона.

Целью данной работы является анализ экологической политики Финляндии в рамках «Северного измерения».

В исследовании предпринята попытка произвести обзорный анализ наиболее успешных, а также текущих, проектов в рамках программы «Северное измерение», позволивших добиться высоких результатов в данной области, путем рассмотрения основных целей, методов реализации, способов взаимодействия  и дальнейшего использования разработок на практике.

В соответствии с заявленной целью в работе решаются следующие задачи:

1. Исследовать роль Финляндии в «Северном измерении».

2.Рассмотреть деятельность  Природоохранного партнерства «Северного  измерения».

3.Изучить экологическую  политику Финляндии в «Северном  измерении».

Объектом исследования в работе является Природоохранное партнерство в рамках «Северного измерения».

Предметом исследования выступают формы и механизмы реализации экологической политики Финляндии в рамках «Северного измерения».

Источниковая база. В качестве источников были использованы международные договоры, принятые в отношении «Северного измерения» в 1999 – 2006 гг.,5 отчеты статистического бюро ЦРУ,6 отчеты Министерств Финляндии и России,7 Европейского Банка реконструкции и развития,8 НЕФКО, Природоохранного партнерства,9 материалы с официальных сайтов правительства Финляндии, периодические издания.

В исследовании предпринята попытка произвести обзорный анализ наиболее успешных, а также текущих, проектов в рамках программы «Северное измерение», позволивших добиться высоких результатов в данной области, путем рассмотрения основных целей, методов реализации, способов взаимодействия  и дальнейшего использования разработок на практике.

Степень изученности темы. Были использованы работы таких российских исследователей как: Дерябин Ю.С., Антюшина Н.М, 10 Болотникова Е.Г., Межевич Н.М 11 и другие, по вопросу «Северного измерения» и его роли в современном мире.

Структура работы состоит из введения, оглавления, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Глава 1. Финляндия в «Северном измерении»

 

1.1. Общая характеристика программы «Северное измерение»

«Северное измерение» начиналось как политика ЕС, обращенная на север европейского региона и России. Согласно характеристике Министерства иностранных дел Финляндии «Северное измерение» - «это политическая концепция, имеющая задачу привлечения внимания Европейского союза к проблемам Северной Европы и развитию сотрудничества с Россией, в особенности с ее Северо-Западным регионом. На практике данная программа – это партнерство, а также деятельность в сфере проектов Евросоюза и отдельных стран, групп стран, Европейской комиссии, организаций, областей, местных активных групп и т.д. в территориальных границах Северного измерения».12

Идея «Северного измерения» возникла в 1997 г., а реально оно развивается с 1999 г. «Северное измерение» распространяется на широкий европейский регион: от Исландии на западе до Ненецкого АО на востоке, от Шпицбергена на севере до южного побережья Балтийского моря. В регионе проживает около 80 млн. человек, в том числе 25 млн. – в Скандинавских странах и Финляндии, около 8 млн. – в странах Балтии, 15 млн. жителей – в российских западных и северо-западных регионах, остальные – в прибалтийских районах Польши и Германии.13 Таким образом, эта программа охватывает огромную территорию с большим количеством людей, которые также нуждается в развитой инфраструктуре и хороших условиях для жизни.

Стоит отметить, что регион богат природными ресурсами: здесь расположены на шельфе Баренцева моря мощные нефте- и газоносные месторождения, на Кольском полуострове – крупные месторождения цветных металлов, минералов, а также регион богат лесными и рыбными ресурсами. Большая часть природных ресурсов располагается в российской части североевропейского региона. Например, Штокмановское газоконденсатное месторождение, по оценкам экспертов, считается пятым по величине в мире. Итак, можно утверждать, что Россия в «Северном измерении» занимает ведущие позиции по объему добычи природных ресурсов. Однако, по важнейшим экономическим показателям (таким, как: уровень ВВП на душу населения,) лидируют партнеры России.14

 

 

Россия

Норвегия

Исландия

ЕС

Население

(млн. человек)

 

142, 5

 

5,1

 

0,3

 

509,4

ВВП (млрд. долл. США)

 

2 553

 

282, 2

 

13,11

 

15 830 (за 2012 г.)

ВВП в расчете на душу населения (долл. США)

 

18 100

 

55 400

 

40 700

 

34 500


 

Таблица 1: Сравнение экономического потенциала (2013 г.)15

Первоначально идея «Северного измерения» была высказана премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом в речи, произнесенной в сентябре 1997 г. в столице Лапландии - Рованиеми. Замысел «Северного измерения» состоял в том, чтобы привлечь финансовые ресурсы и организационные возможности ЕС для развития на паритетных началах североевропейского региона как единого целого, для того чтобы ввести в хозяйственную эксплуатацию его богатейшие природные ресурсы. Пройдя несколько этапов рассмотрения, идея получила одобрение на сессии Европейского союза в Вене в декабре 1998 г., а 31 мая 1999г. очередное заседание Совета наметило направления и приоритеты политики «Северного измерения». Таким образом, финская идея переросла в концепцию ЕС.16

Позиции стран ЕС по «Северному измерению» были уточнены и согласованы на саммите ЕС в Кёльне 4 июля 1999 г., когда ЕС одобрил Коллективную стратегию по отношению к России.17 В ней подтверждалось желание Европейского Союза укреплять стратегическое партнерство между ЕС и Россией. Отмечалось, что Евросоюз заинтересован в работе на федеральном, региональном и местном уровнях. В данном документе указываются четыре основных цели, но стоит обратить внимание, прежде всего, на первую и вторую, которые указывают на то, что Европа стремилась не только наладить взаимоотношения с российской Федерацией, но и помочь ей в экономическом, социальном и политическом развитии.

В октябре 1999 г. в Хельсинки президент России В.В. Путин представил лидерам ЕС Стратегию развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 - 2010).

Основными целями Стратегии стали:

  • обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности;
  • привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России;
  • дальнейшее строительство демократического правового государства;
  • формирование и укрепление партнерства России и Европейского союза в общеевропейских и мировых делах;
  • предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с акцентом на международное право и неприменение силы. 18

Таким образом, данная Стратегия предполагала построение единой Европы без разделительных линий. А также в документе высказывалось намерение ЕС сотрудничать с Россией в рамках «Северного измерения» и помогать в освоении нефтегазовых месторождений, создании энергетических и транспортных объектов и сетей, а также формировать единое европейское энергетическое пространство и разрабатывать совместную энергетическую политику.                                                          

Итак, можно утверждать, что идея «Северного измерения» способствовала тому, что Финляндия, вошедшая в ЕС лишь в 1995 г., смогла занять там собственную нишу. Это позволило ей в дальнейшем определенным образом оказывать влияние на политику Евросоюза.

Заседание Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 г. поручило Комиссии подготовить План действий на 2000 – 2003 гг. по «Северному измерению».19 На этом заседании было признано, что программа «Северное измерение» крайне важна в рамках международного сотрудничества, так как она будет способствовать развитию всего северо-западного региона. Также там были определены общие приоритеты и центральные сферы сотрудничества стран-участниц.

Затем политика «Северного измерения» была конкретизирована в Плане действий, который был принят в 2000 г. в Фейра (Португалия) на саммите ЕС.20 План был рассчитан на период 2001 – 2003 гг. По своему содержанию этот документ может быть охарактеризован скорее как план намерений ЕС, перечень направлений, по которым ЕС собирался развивать сотрудничество с Россией по североевропейскому направлению, чем конкретный план действий.

17 мая 2001 г. Р. Проди и В. В. Путин сделали совместное заявление о необходимости создания единого экономического пространства Россия – ЕС и начале энергетического диалога. Затем страны - участницы «Северного измерения» приступили  к созданию специальных финансовых инструментов, предназначенных для практической реализации «Северного измерения» - в начале 2001 г. был создан Фонд  ЕС «Природоохранное  партнерство в рамках ”Северного измерения” ».

Европейский совет в Гётеборге в июне 2001 г. рассмотрел первый полный отчет по реализации политики «Северного измерения», и  были выбраны три приоритета: экология, проблема Калининградского анклава и борьба с преступностью.21

Итак, в период с 1997 по 2000 гг. происходило формирование концепции и общей структуры «Северного измерения», были определены основные цели и направления, и данная программа переросла в одну из ведущих политик ЕС.

Что же такое «Северное измерение»? Специалисты института Европы РАН выделяют четыре «измерения» в данной программе. Прежде всего, это политика ЕС в определенном географическом направлении. Во-вторых, «Северное измерение» - это инструмент сотрудничества, позволяющий создать новый европейский регион, рамки которого определяются экономическими соображениями. Необходимо помнить, что такая политика Евросоюза исполняет роль «зонтика», объединяющего и координирующего множество многосторонних организаций и инициатив на севере Европы, таки как: Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева моря. В этом отношении «Северное измерение» можно сравнить с европейскими мегарегионами, которые образуются на стыке национальных границ – такими как например, Карелия. Этот еврорегион расположен на границе Российской Федерации и Финляндии и в 2001 г. вошел в ассоциацию европейских приграничных регионов. Совместные действия двух сторон на этой территории направлены на взаимодействие в таких областях, как: экономика, культура, образование, транспорт, экология и т.д.22 Таким образом, Карелия является одним из примеров трансграничного регионального сотрудничества между Россией и ЕС.23И последнее «измерение» - крупный успех Финляндской Республики, один из немногих случаев, когда небольшая по своему экономическому потенциалу страна сумела повлиять на европейскую политику, придать ей новое направление. Этому государству удалось сформулировать предложение, отвечающее  интересам ЕС и Европы в целом, и оно было направлено на то, чтобы задействовать новые регионы для сотрудничества, тем самым открывая новые горизонты в развитии ресурсной базы, разработке новых стратегий в области энергетики и в целом, в промышленности.

Информация о работе Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»