Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ экологической политики Финляндии в рамках «Северного измерения». В соответствии с заявленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать роль Финляндии в «Северном измерении».
2.Рассмотреть деятельность Природоохранного партнерства «Северного измерения».
3.Изучить экологическую политику Финляндии в «Северном измерении».

Оглавление

Введение
Глава 1. Финляндия в «Северном измерении»
1.1. Общая характеристика программы «Северное измерение»
1.2. Основные направления участия Финляндии в «Северном измерении»
Глава 2. Природоохранное партнерство «Северного измерения»
Глава 3. Участие Финляндии в экологической политике «Северного измерения»
Заключение
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

Северное измерение (переделан7).docx

— 181.27 Кб (Скачать)

Таким образом, можно заметить, что Природоохранное партнерство в рамках «Северного измерения» направлено на решение большого количества вопросов, связанных с поддержанием и укреплением экологии на региональном уровне, и решает оно эти проблемы не изолированно от других организаций, а в тесном сотрудничестве с ними, что делает их работу более успешной и продуктивной.

Итак, деятельность Природоохранного партнерства имеет два основных направления:  экологические проекты и сотрудничество в области ядерной безопасности. Основной заботой в сфере, связанной с экологией, (данная область имеет название «экологическое окно») является усовершенствование мер очистки сточных вод. Однако, другие вопросы, касающиеся низкой энергоэффективности и поддержки экологического баланса, являются немаловажными. Главный критерий отбора проектов – каковы последствия данной экологической проблемы, имеет ли она трансграничное влияние в местных и региональных масштабах.72

Рассмотрим наиболее важные и успешные проекты Природоохранного партнерства «Северного измерения». Самым первым и одним из самых успешных проектов стал проект  по  строительству  Юго-Западных  очистных  сооружений  Санкт-Петербурга. Он был закончен 22 сентября 2005 г. и рассчитан на очистку сточных вод 715 тыс. жителей. Данные сооружения отвечают требования Хельсинкской комиссии. Заказчиком работ выступало объединение «Нордвод», состоящее из строительного консорциума (NCC, Skanska, YTT), ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и Северной экологической финансовой корпорации (Nordic Environment Finance Corporation, NEFCO). Было основано второе объединение «Эковод», которое отвечало за работу данных очистных сооружений, и было сформировано по тем же принципам, что и «Нордвод».73 Очистные сооружения резко сократили загрязнение  Балтийского моря. Главная задача проекта - решение самой острой и важной экологической проблемы в Финском заливе - борьба с цветением ядовитых водорослей, угрожающих здоровью и разнообразию населяющих Финский залив, и в целом Балтийское море, растений, рыб и животных.74

Другим, не менее важным, проектом было строительство завода по сжиганию осадков, который был построен к 2007 г. Данное сооружение решает проблему обработки осадков сточных вод на Северной станции аэрации Санкт-Петербурга. Кроме того, надо отметить такие проекты, как программа экологических инвестиций в Ленинградской области, оказывающая помощь предприятиям водоканала в четырех городах (Гатчина, Кировск, Тихвин и Пикалево); проект модернизации ЖКХ в Архангельске и Коми, направленный на сокращение объема неочищенных сточных вод, который способствует улучшению качества питьевой воды;  Проект реконструкции системы централизованного теплоснабжения Калининграда для более эффективного использования энергозапасов  и защиты окружающей среды.75

Для наглядности можно посмотреть таблицу всех  проектов Природоохранного партнерства «Северного измерения».

 

 

Таблица 2: Проекты Природоохранного партнерства «Северного измерения».76

Проект

Общая сумма инвестиций,

млн. евро

Финансирование по линии ППСИ, млн. евро

Юго-Западные очистные сооружения Санкт-Петербурга

193,6

5,8

Сооружения защиты Санкт-Петербурга от наводнений

2000

1

Завод по сжиганию сточных осадков на Северной станции аэрации в Санкт-Петербурге

90,4

6,35

Проект модернизации ЖКХ в Ленинградской области

23,2

4

Проект модернизации ЖКХ в Республике Коми

31,8

6,035

Реконструкция системы централизованного теплоснабжения в Калининграде

21,8

7,3

Реконструкция системы городского водоснабжения в Архангельске

25,5

8,2

Реконструкция системы централизованного теплоснабжения в Мурманске

29,6

5

Проект модернизации ЖКХ в Новгороде

14

3

Проект прекращения прямого сброса стоков в Неву

546,4

24

Система городского водоснабжения и экологические службы в Калининграде

110

10

Система городского водоснабжения Вологды

18,4

3,68

Руководящий проектный орган Калининграда

3,8

3

Строительство очистных сооружений в Сосновом Бору

3,3

0,5


 

 

В  рабочей  программе ППСИ обозначены  несколько  точечных  источников  загрязнения, причиной  которого  являются  сточные  воды,  неэффективность  использования энергии и отходы. Поскольку отбор проектов производится на основании воздействия каждого источника загрязнения на окружающую среду, которое, как правило, имеет прямые трансграничные последствия, а также на основании местных и региональных приоритетов, то, например, проекты по усовершенствованию очистки сточных вод могут привести к существенному улучшению экологической обстановки. В целом, реализация всех проектов ППСИ позволит существенно улучшить состояние окружающей среды на территории «Северного измерения».77

Таким образом,  совместная деятельность стран-участниц Природоохранного партнерства в рамках «Северного измерения» в области экологии крайне важна и необходима, так как позволяет поддерживать экологический баланс, рационально использовать природные ресурсы, сохранять уникальную флору и фауну северо-западного региона и обеспечивать благоприятные условия жизни людям.

Кроме того, необходимо рассмотреть проекты в области ядерной безопасности. На Северо-Западе Российской Федерации находятся тонны отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, оставшихся от российского Северного флота. Площадь Баренцева моря является крупнейшим хранилищем ядерных отходов в мире, что представляет огромную угрозу окружающей среде в международном масштабе. Возможность утечек радиоактивного материала и устаревшие средства переработки отработанного ядерного топлива – одна из главных забот «ядерного окна» в рамках Природоохранного партнерства.78

Финансирование проектов в области ядерной безопасности осуществляется преимущественно Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Он является ведущим банком для управления проектами в области ядерной безопасности. Еще до создания программы Природоохранного партнерства проекты, связанные с радиоактивными отходами, реализовывались в Северо-Западной России и Литве в течение более десяти лет с помощью зарубежной поддержки. Финансирование осуществлялось из Фонда ядерной безопасности (Nuclear Safety Account, NSA), распорядителем которого является Европейский банк реконструкции и развития. В рамках данной структуры изучались условий безопасности на атомном производстве и выполнялись поставки средств безопасности.79

21 мая 2003 г. в Стокгольме  было подписано Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Федерации (MNEPR, Multinational Nuclear Environmental Programme in the Russian Federation),80 которое и стало главным стимулом к созданию « ядерного окна». Его подписали Россия, Европейское сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и страны-доноры.81

Позже в 2004 г. участники Природоохранного партнерства приняли Стратегический мастер-план (SMP, Strategic Master Plan), в соответствии с которым определялись и выделялись приоритеты среди проектов по ядерной безопасности.82  Кроме того, данный мастер-план  проводит анализ того, как реализуются проекты на Северо-Западе России. В рамках «ядерного окна» также было сформирована Стратегическая экологическая оценка (SEA, Strategic Environmental Assessment), которая позволяет определить, насколько сильно в экологическом плане влияет мастер-план, и, помимо этого, она анализирует вероятные последствия для окружающей среды и людей до момента реализации проектов.83

 Существуют критерии отбора проектов для финансирования в области ядерной безопасности, такие же, в вопросах экологии. Проекты должны:

  • соответствовать приоритетам РФ;
  • быть достаточно финансируемыми для реализации;
  • соответствовать комплексному, глобальному подходу; должны быть определены все действия, необходимые для окончательного уничтожения радиоактивных материалов;
  • строиться на опыте, полученном в ходе реализации существующих двусторонних программ и работы Контактной группы экспертов под эгидой Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ);
  • соответствовать международной практике и опираться на работу местных групп по управлению проектом, включающих в себя российских и международных экспертов.84

Примерами проектов по ядерной безопасности являются такие, как: система контроля за уровнем радиации и чрезвычайного реагирования Мурманской области (2005 г.) и в Архангельске (2008 г.), проекты в Гремихе (Кольский полуостров) по утилизации ядерного топлива (2005 г.), а также  огромное количество работ, связанных с выводом из эксплуатации бывших атомных подлодок или кораблей, занимавшихся транспортировкой радиоактивных веществ. 85

Одним из последних проектов, который до сих пор находится в процессе реализации, является вывод из эксплуатации корабля «Лепсе». Судно находится на приколе в Кольском заливе недалеко от Мурманска и содержит два резервуара для хранения отработанного ядерного топлива.  Это проект начался с 2011 г. и до сих пор не доведен до конца из-за того, что большинство емкостей и помещений, в которых хранятся радиоактивные вещества, относятся к категории поврежденных, поэтому необходимо использовать особенное оборудование и специально разработанные процедуры.86

Кроме того, в разработке находится еще один проект – выгрузка топлива с подводных лодок типа «Папа». Подводные лодки данного класса были выведены из состава ВМФ в 1989 г. На суднах имеются особой конструкции реакторы, поэтому для них изготавливалось специальное оборудование по разгрузке отработанного ядерного топлива. Впоследствии выяснились недостатки подводных лодок данного класса. При создании транспортных ядерных энергетических установок эти подлодки снабжали двумя независимыми реакторами и турбинами, что значительно повышало скорость и надежность, но тем не менее, увеличивало шумность. Кроме того, еще одним, и самым главным, недостатком была большая протяжённость трубопроводов, что довольно часто приводило к протечкам. Поэтому было решено избавиться от радиоактивных отходов на этих подлодках. В 2011 г. данный проект был одобрен, и сейчас до сих пор продолжаются попытки частично разобрать эти подводные судна.87

Именно Природоохранное партнерство чаще всего оценивается российскими и финскими специалистами как наиболее успешный вектора «Северного измерения». В качестве примера можно привести мнение таких исследователей как Болотникова Е.Г. и Межевич Н.М. Самый крупный и успешный реализованный проект в рамках этого партнерства, по их мнению, строительство Юго-Западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге. В статье «Политика «Северного измерения»: современное состояние и перспективы развития» говорится: «Нужно отметить, что успешная деятельность Природоохранного партнерства СИ объясняется осознанием всеми сторонами целесообразности и насущной необходимости предлагаемых в его рамках проектов, высокой компетентностью финансовых организаций, курирующих работу Партнерства, и практически не зависит от функционирования « Северного измерения» в целом».88

Исследователь Института внешней политики Финляндии Хиски Хауккала подчеркивает роль экологических проектов, там самым показывая важность Природоохранного партнерства. Он пишет об эффективности сотрудничества в данном направлении в отличие от деятельности Партнерства в социальной области и сфере здравоохранения или транспорта и логистики. Исследователь подчеркивает успех проекта Юго-западных очистных сооружений в Санкт-Петербурге, и предлагает «концентрироваться в будущем на ведении совместных дел в тех областях, где уже достигнут определенный успех, например, на проблемах ядерной безопасности и обработке проблемных отходов, возникающих на сопредельных территориях».89

Таким образом, Природоохранное партнерство занимает центральное и ведущее положение в политике «Северного измерения». Проекты в рамках данной структуры наиболее финансируемы и востребованы, достигают больших успехов и способствуют развитию международного сотрудничества, особенно России со странами Северной Европы. Деятельность этого партнерства является взаимовыгодной для всех сторон-участниц, поскольку решаются проблемы регионального трансграничного характера, затрагивающие интересы всех сторон в области экологии и ядерной безопасности. Кроме того, в эффективности проектов Природоохранного партнерства заинтересованы и страны, не принимающие прямого участия в их реализации, так как экология и ядерная безопасность являются проблемами международного плана.

 

Глава 3. Участие Финляндии в экологической политике «Северного измерения»

 

Финляндия является активным участником «Северного измерения». Больше всего эта северная страна участвует в реализации проектов, связанных с экологией. В рамках Партнерства в области транспорта и логистики Финляндия развивает взаимовыгодное сотрудничество с Россией. Примером может стать проведение железнодорожного сообщения из Хельсинки в Санкт-Петербург с помощью поездов «Аллегро».90 К совместной деятельности в области культуры можно отнести формирование на основе Партнерства в области культуры Института «Северного измерения», который представляет собой виртуальную сеть университетов, специализирующихся на вопросах, касающихся «Северного измерения». Цель данного института - совместные научные исследования, связанные с политикой  этой программы. Проект координируется университетом Аалто (Финляндия), Санкт-Петербургским государственным университетом и Северным федеральным университетом Архангельска.91

Информация о работе Экологическая политика Финляндии в рамках «Северного измерения»