Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:32, реферат
Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.
1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………2
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ……………………………………………….3
3. ПЕРЕХОД К ГИБКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ………………………………..4
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ………………………………………...6
5. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА………………………………7
6. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ…………………………………………………………………….....9
7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………………..12
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...………15
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..16
- воспроизводства минерально-
- воспроизводства, охраны и
- восстановления и охраны
В период, характеризуемый экономической нестабильностью, сокращением централизованных инвестиций из бюджета, экологические фонды превращаются в важный источник финансирования природоохранной деятельности. Анализ формирования и использования средств этих фондов в 1992 г. показал, что большинство регионов использует средства по целевому назначению в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств экологических фондов. Так в упомянутом голу из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам - 3,5 млн.руб. (46% средств фонда); Чукотском АО на оплату коммунальных услуг — 1 млн., Омской области на строительство мостовых переездов — 1,7 млн. руб. и т.д. Это обусловливает необходимость четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных органов Минприроды РФ за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов. Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими фондами, придав им статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции и правления фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).
Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов. Объем капиталовложений, используемых на строительство природоохранных объектов, составил в 1993 г. примерно 1,4% общего объема инвестиций за счет всех форм собственности, в 1992 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов. Однако сложное экономическое положение предприятий, снижающее их платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие длительного промежутка времени между начислением платежей, их поступлением и использованием, низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных объектов зa счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования природоохранных мероприятий составила в 1993 г. в Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%.
3. Собственные средства предприятий.
В нынешних условиях значительно возрастает
роль предприятии, которые являются
основными исполнителями
Доля средств предприятий и организаций в общем объеме капиталовложений, направляемых в природоохранную деятельность имеет тенденцию к увеличению. В 1989 г. она составляла 34,3%, а в 1991 г. - 56,3%. Наибольшая их доля наблюдалась в Архангельской области (88%), Самарской (82,5%), Тюменской и Челябинской (79,2%). Для сравнения: в США частный сектор финансирует около половины ассигнований на природоохранные мероприятия.
Конечно, на практике спектр привлекаемых средств из различных каналов разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней , собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом координируются, и это ведет к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.
По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1993 г. объём капиталовложений на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования составил 592,8 млрд. руб., примерно столько же в 1992 г. Против 1990 г. эти объёмы сократились на 20%. На уменьшение объёма этих вложений повлияла дестабилизация бюджетно-финансовой системы РФ, неплатежеспособность предприятий, рост инфляции, сокращение производства, а также процесс становления и упорядочения деятельности территориальных экологических внебюджетных фондов.
Тенденцию изменения источников финансирования природоохранной деятельности в среднем по территории России при сохранении существующей инвестиционной политики можно охарактеризовать следующим образом. В ближайшие годы не следует ориентироваться на выделение средств из бюджетов всех уровней. Строить политику инвестирования природоохранной деятельности нужно, используя собственные средства предприятий и организаций, средства экологических фондов, а также привлекая различных инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Необходимость решения экологических проблем осознают все. На примере Японии мы видели как постепенно вырабатывались меры экономического, административного и иного воздействия на загрязнителей окружающей среды. Сейчас подобные меры применяются во всех развитых странах. Ведется также поиск новых способов решения проблемы.
В дискуссиях о возможном выборе
стратегии в области охраны окружающей
среды на данный момент отчетливо
выявились три различных
Согласно второму подходу
Третий подход направлен на активизацию мер по охране окружающей среды, но не путем ограничений или запретов, а на основе введения в рыночный механизм системы объективной оценки экологических последствий производства и потребления. В настоящий момент, отмечают сторонники данного подхода, стимулы загрязняющей деятельности сильнее стимулов "не загрязнять" как у фирм, так и у потребителей. Более широкое использование налогов (на органическое топливо, определенные виды загрязнений и продуктов) и других экономических мер позволит сориентировать рыночный механизм на цели охраны окружающей среды.
В дискуссиях вокруг этих подходов отражена
растущая потребность интегрировать
экологические цели в механизм хозяйствования.
Взаимосвязь экономических и
экологических проблем диктует
необходимость использования
У нас есть основания надеяться, что в дальнейшем экологическая политика развитых стран мира будет формироваться под растущим воздействием глобальных факторов, задавая новые приоритеты хозяйственного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Возняк, Фейтельман и др. Экологическое оздоровление экономики.
2. Веклич О.А. Эколого-
3. Соколов В.В.
4. Буpцeвa Н.Н., Алиев Э.Д., Шарикова Т.М. Финансирование природоохранной деятельности.// Финансы. М., 1994