Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

сновной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность, основные направления и основные инструменты внешнеторговой политики;
- показать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курсовая МАКРО1.docx

— 90.94 Кб (Скачать)

В сложном  комплексе торгово-политических методов  в последние годы. Просматривается тенденция к расширению форм государственного регулирования внешней торговли с помощью средств, оказывающих воздействие на функционирование внутренней экономики. Внутренние экономические и административные рычаги используются все более широко в целях регулирования ввоза и вывоза и, таким образом, дополняют традиционные методы пограничного контроля. Филиалы и дочерние фирмы ТНК, крупные компании и их отделения связаны между собой системой соглашений о распределении рынков, ценах и условиях продажи, защите торговых марок и патентов. Эти соглашения заключаются на межфирменном уровне и сведения о них, как правило, гласности не придаются. Таким образом, хотя ТНК и «не возводят торгово-политических барьеров, упомянутые соглашения создают препятствия для импорта не менее ощутимые, чем те, которые образуются с помощью обычных торгово-политических барьеров. Этот частномонополистический протекционизм, являющийся одной из специфических черт современной внешнеэкономической политики, получил название ограничительной практики монополий [8].

Следует отметить особое направление внешнеэкономической  политики, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой  войны и до конца 80-х годов и  так называемыми социалистическими  странами. Речь идет о политике монополии  внешней торговли, которая подразумевала  исключительное право государства  на осуществление внешнеэкономических  связей страны.

Введение  монополии внешней торговли обусловливалось  плановым характером экономики советского государства и преследовало две  цели: во-первых, защиту народного хозяйства  от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.

Итогом  этого был полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, широкого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был оторван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересован в изготовлении продукции на экспорт, а также в рациональном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

Первые  шаги по реформе внешнеэкономических  связей, предпринятые в 1986 г., формально были направлены на восстановление разорванной цепочки: «производитель — мировой рынок — производитель». Однако они были непоследовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров предпринимались на основе сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и последующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число предприятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внешнеэкономической деятельности Министерством внешнеэкономических связей. Лишь начиная с 1991годпосле обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.

1.3 Основные инструменты внешнеторговой политики

 

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем  или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими  рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной  внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт  или импорт какой-либо продукции  вообще или в отношении определенной страны.

К методам  внешнеторговой политики относится  также система двусторонних и  многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие  инструменты, с помощью которых  государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней  торговли, заставляет хозяйствующие  субъекты принимать решения в  этой области в соответствии с  целями государственной политики. К  этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный  тариф — основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при  перемещении их через государственную  границу страны; свод пошлин. Под  пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы  государства.

Таможенный  тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости  ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок  взимания пошлин, правила определения  страны происхождения товара и пределы  полномочий органов исполнительной власти [9 c.341].

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного  союза в рамках их официальных  государственных границ, включая  акваторию — территориальные  воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических  зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе  и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного  тарифа может быть ограничено.

Основные  функции таможенного тарифа страны:

1. Реализация  фискальных целей государства,  так в РК в 2005 году таможенные сборы обеспечили 38,6 трлн. Тг, что составило 25% доходной части годового бюджета.

2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчатобумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфических выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более.

3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

4. Использование в качестве орудия борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущественно в обмен на встречные уступки других государств, в первую очередь США и Японии, в рамках многосторонних переговоров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов средний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%.

5. Осуществление жесткого государственного контроля за прохождением грузов через границу.

6. Применение в интересах развития экспорта одностороннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

Среди множества  классификаций таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые  на практике виды:

1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — в виду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют единый таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые  в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые  государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Процесс развития внешнеторговой политики РК

 

 

2.1 Развитие внешней торговли в РК

 

История международных отношений свидетельствует, что ни одно государство не может  отказаться от международной торговли.

В 1947 году в Женеве (Швейцария) было разработано  Соглашение под названием «Генеральное соглашение по тарифами торговли» (ГАТТ), которое в течение 47 лет оставалось единственным общепризнанным многосторонним механизмом регламентации международной торговли. С 1 января 1995 года образовалась Всемирная торговая организация (ВТО), которая является преемником ГАТТ. Секретариат ВТО находится в Женеве. Экономисты и статистики ВТО проводят анализ ведения торговли и торговой политики, а юристы оказывают помощь в разрешении торговых споров о толковании правил ВТО. Значительная часть работы Секретариата связана с переговорами о принятии новых членов ВТО и консультированием правительств. 

Основными функциями ВТО являются:

  • регулирование и осуществление многосторонних торговых соглашений;
  • действие в качестве форума для многосторонних торговых переговоров;
  • поиск путей урегулирования торговых споров;
  • контроль за национальной торговой политикой;
  • сотрудничество с другими международными учреждениями, участвующими в формировании глобальной экономической политики;

Основополагающие  принципы, по которым работает ВТО, образуют многостороннюю торговую систему и заключается в следующем:

  • торговля без дискриминации;
  • предсказуемый и возрастающий доступ к рынкам;
  • содействие честной конкуренции;
  • поощрение развития экономических реформ.

Исходя  из своих стратегических целей и  интересов, Казахстан, конечно же, не может оставаться в стороне от ВТО, и вступление в ВТО сулит  значительные выгоды. Это:

  • реальное право использовать режим наибольшего благоприятствования на рынках стран-членов ВТО;
  • участие в формировании правового механизма международной торговли;
  • защищенность международной правовой системой от возможных дискриминаций и других незаконных действий со стороны торговых партнеров-членов ВТО;
  • право голоса в рабочих органах ВТО и на многосторонних переговорах по либерализации мировой торговли;
  • наличие всей необходимой информации относительно внешнеэкономической политики и намерений правительств всех стран-участниц ВТО, в том числе тех, чьи действия затрагивают интересы Казахстана на мировом рынке;
  • возможность обсуждения внешнеторговых проблем Республики Казахстан и получение квалифицированной консультации в ВТО;
  • возможность получения технической помощи и определенных льгот в ранге развивающейся страны.

    Но вместе с этими выгодами участие в ВТО налагает ряд обязанностей, к которым относятся:

  • переход к рыночной экономике, а мы находимся еще в переходном периоде;
  • регулировать внешнеэкономические связи только экономическими методами. К сожалению, у нас еще полностью не обработаны экономические механизмы;
  • отказаться от «планирования» двустороннего товарооборота, что противоречит основному принципу ВТО – режим наибольшего благоприятствования. Ау нас еще много двусторонних соглашений, кроме того, действует еще Таможенный союз: Россия, Белоруссия, Киргизия;
  • оплачивать членские взносы ВТО, которые исчисляются для страны пропорционально её доли в мировом объеме торговли, но не ниже установленного минимума – 21 тыс. долларов к 1994 году. А у нас напряженное положение с бюджетом.

Информация о работе Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла