Антимонопольная политика в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)

Оглавление

Введение

1. Структура государственных антимонопольных органов

2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий

3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

антимонопольн_политика.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Структура государственных антимонопольных органов

2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий

3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий

Заключение

Список литературы

  •  

          ВВЕДЕНИЕ 

         Решением  Президента Республики Казахстан в  августе 1991 г. был создан Государственный  комитет по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

         В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической  деятельности был преобразован в  Государственный комитет по антимонопольной  политике.

         Во  исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)

         В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной  политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

     

      • 1. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ
       

           В соответствии с Указом Президента "О  дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на:

           - Агентство по стратегическому  планированию и реформам как  центральный орган, не входящий в состав Правительства;

           - Комитет по экономическому планированию Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан;

           - Комитет по регулированию естественных  монополий и защите конкуренции  Министерства энергетики, индустрии и торговли.

           Указом  Президента на базе Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

           В соответствии с Указом Президента "О  структуре Правительства Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан.

           В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство  Республики Казахстан по регулированию  естественных монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.

           В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.

           Антимонопольное Агентство имеет территориальные органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

           Агентство является юридическим лицом, имеет  расчетный счет, фирменные бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и  своим наименованием на казахском  и русском языках.

           Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства.

           Агентство вступает в гражданско-правовые отношения  от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством.

           Агентство по вопросам своей компетенции в  установленном законодательством порядке издает нормативно – правовые акты, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

           Учредителем Агентства является государство  в лице Президента Республики Казахстан.

        • 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
         

             Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых  государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов1.

             До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг  регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции.

             В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

             С выходом постановления Правительства  от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие основную деятельность.

               Эти меры позволили замедлить темпы роста цен в отраслях, относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа.

             Правовую  основу государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

             Естественная  монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.

             Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:

             - транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

             - транспортировка газа и газового  конденсата по магистральным  и распределительным трубопроводам;

             - передача и распределение электрической и тепловой энергии;

             - эксплуатация железнодорожных магистралей;

             - услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

             - услуги телекоммуникаций с использованием  сети местных линий;

             - услуги водохозяйственной и канализационной  систем;

             - услуги почтовой связи;

             - иные виды, установленные законодательными актами Республики Казахстан.

             В сфере естественной монополии действует  особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии.

             Стороны правоотношений наделены взаимными  юридическими правами и обязанностями, закрепленными в законодательном  порядке. В данном случае, потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

             В целях защиты прав потребителей субъектам  естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др.

             Органы  по регулированию естественных монополий  наделены важными полномочиями:

             1) государственное регулирование;

             2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

             3) применение мер по пресечению  нарушений.

             К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

        1. принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
        2. принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.
          • 3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
           

               Государственная монополия услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.

               Во  всём мире объективно существует проблема правового регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

               Немаловажно и то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.

               Продолжительное время в вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности.

               В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

          1. Правила оказания услуг государственными организациями;

               2) Правила установления и определения  размера платы за услуги государственных органов;

               3) Правила ведения государственного  регистра платных услуг, оказываемых государственными органами.

               Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а именно:

               1) настоящие правила, изложенные  в полном объеме;

               2) перечень платных услуг, оказываемых данным государственным органом, с указанием сроков исполнения;

               3) цены на предоставляемые услуги, утвержденные уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами;

               4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем для получения услуги, образцы их заполнения;

               5) порядок и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы  по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

               Настоящими  правилами определены права и  обязанности государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности, государственные органы обязаны давать исчерпывающие бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а потребитель обязан произвести оплату за саму услугу.

               При нарушении установленного порядка  оказания услуг должностные лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.

               Правилами установления и определения размера  платы за услуги государственных органов жестко регламентирован порядок и сроки предоставления к утверждению проектов цен. Цены на услуги государственных органов, включенных в Государственный регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.

           

                Запрещенные действия органов государственной власти и управления и хозяйствующих субъектов 

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

           

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           

               Таким образом, за сравнительно небольшой  срок перехода Республики Казахстан  к цивилизованному рынку, законодательство обогатилось достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов всех сфер экономики, множественность и специфичность которых позволяют выделить их в самостоятельную подотрасль.

               Система государственного антимонопольного регулирования  формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем государстве решена задача правового регулирования субъектов всех сфер экономики. В сфере естественной монополии государственное правовое регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат на оказываемые услуги. Государственное регулирование в конкурентной сфере экономики сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение соблюдение правил свободной конкуренции всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных монополий находится под жестким контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной политикой.

               Как видно из дипломной работы, по вопросам правового антимонопольного регулирования  имеются нормативные и методологические наработки, накоплен некоторый собственный  практический опыт, обобщен опыт других республик СНГ. Однако, как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства, для повышения эффективности антимонопольной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы. 

           

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

          1 Законы и  другие нормативно-правовые акты

          2. Конституция  Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года). - Алматы: ТОО «Баспа», 1995. – 68 с.

          1. Гражданский кодекс Республики Казахстан: общая часть.- Алматы: Жетi Жаргы, 1995. – 427 с.
          2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года, № 411-I ЗРК. – Астана: Издательский дом «Lem», 1999. – 140 с.
          3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть).-Алматы: Издательский дом Lem, 1999.- 302 с.
          4. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйственное право. – 1995. - № 4. - С. 59-67.
          5. Горфинкеля В.Л., Поляка Г.Б., Швандара В.А. Предпринимательство. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.
          6. Дойникова И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. -М.: Брандес, 1998. - 374 с.
          7. Майдыров С.Г. Монополия и рост цен. Доминирующее положение на рынке. // Экономика Казахстана. - 1997. - №3. – С. 11- 15.
          8. Казахстан: конкуренция и Государственный Комитет по антимонопольной политике. / Подготовлено USAID – Агентством Соединенных Штатов по международному развитию.

    Информация о работе Антимонопольная политика в Республике Казахстан