Фискальная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:29, реферат

Краткое описание

Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время.

Оглавление

Понятие и задачи фискальной политики государства


Политика формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан


Политика доходов государственного бюджета


Политика затрат государства


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фискальная политика реферат-1.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

План: 
 

Понятие и задачи фискальной политики государства 

Политика  формирования и использования  Национального фонда  Республики Казахстан 

Политика  доходов государственного бюджета 

Политика  затрат государства 

Заключение 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие и задачи фискальной политики государства 

     Под фискальной политикой государства  понимается постоянное вмешательство  государства в экономические  процессы и явления с целью  регулирования их протекания. Это - совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики [1].

     Фискальная  политика - совокупность финансовых мероприятий  государства по регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом  проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

     Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются[2]:

     -устойчивый рост национального дохода,

     - умеренные темпы инфляции,

     - полная занятость,

     - сглаживание циклических колебаний экономики.

     С помощью фискальной политики государство непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения.

     Такая политика заключается в том, чтобы  вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.

     Фискальная  политика строится на использовании  двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов. Они  могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

       Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

       Государственные расходы делятся на четыре основных группы[3]:

  1. расходы на социально-культурные нужды;
  2. расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  3. военные расходы;
  4. расходы на управление.

     Расходы государства в экономику являются постоянной статьей расходов.

        Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

     Государственные доходы объединены в определенную систему. Основными видами доходов бюджетов являются: 

       - налоговые доходы (к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РК налоги и сборы, а также пени и штрафы, а именно: НДС, акцизы, ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т. д.); 

       - неналоговые доходы (к ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РК, органов власти местного самоуправления; и др).

     Первой  наиболее значимой функцией налогов  выступает фискальная функция, посредством  которой реализуется главное  общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и необходимых для осуществления собственных функций [4].

     Рост  налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает  материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств[5].

     Одной из приоритетных задач, стоящих перед  Республикой Казахстан, является обеспечение  нового качественного уровня развития экономики, способной производить конкурентоспособную продукцию в несырьевых отраслях экономики. Проводимая государством экономическая политика направлена на стимулирование индустриального развития, диверсификацию экономики, перемещение источника ее роста в несырьевой сектор[6]. 

Политика  формирования и использования  Национального фонда  Республики Казахстан 

       Национальный фонд был создан в 2001 году с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.

      С момента создания Национального  фонда порядка 48 % доходов от  нефтяного сектора направлялись  в фонд, и на конец 2005 года  было накоплено активов на  сумму порядка 8,1 млрд. долларов США, что составляет 14,5 % к ВВП.

      В 2006 году Правительством внедрен новый механизм образования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан.   

    В целях обеспечения оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом был разработан метод сбалансированного бюджета, при котором доходы нефтяного сектора будут полностью направляться в Национальный фонд, а доходная часть республиканского бюджета будет формироваться только за счет ненефтяного сектора.

    В соответствии с этим, с 1 июля 2006 года прямые налоги от пятидесяти пяти предприятий  нефтяного сектора на сумму 499,5 млрд. тенге поступили в Национальный фонд. За отчетный год, с учетом плановых и сверхплановых поступлений в бюджет до 1 июля 2006 года, в Национальный фонд мобилизовано 688,6 млрд. тенге, при уточненном плане в размере 470,8 млрд. тенге. В свою очередь, при уточнении республиканского бюджета было предусмотрено получение трансфертов из Национального фонда на сумму 76,6 млрд. тенге. За 2006 год трансферты из Национального фонда не поступили в республиканский бюджет, что было обусловлено перевыполнением на 216,1 млрд. тенге поступлений корпоративного подоходного налога. Поступления за использование природных и других ресурсов составили 267,3 млрд. тенге при уточненном прогнозе 140,3 млрд. тенге.

    В 2007-2008 годах сохранились высокие цены на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное давление» на экономику. Для обеспечения макроэкономической стабильности, а также накопления средств в период благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен и обеспечения будущих поколений будет продолжено аккумулирование части доходов, получаемых вследствие значительного роста мировых цен на нефть, в Национальном фонде.

       Основными источниками формирования Национального фонда являются [7]:

      - прямые налоги от нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового конденсата;

      - поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

      - поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;

      - инвестиционные доходы от управления Национальным фондом;

      - иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. 

Таблица 1 – Поступление и использование средств Национального Фонда РК в период 2006-2009 г.г. 

Наименование 2007 год                                                                      2008 год 2009 год
  млн.            тенге в % к ВВП  млн.            тенге в % к ВВП  млн.             тенге в % к ВВП
Поступления в Национальный Фонд 774 306,7 7,6 1 139 270,3 8,9 1 615 344,0 10,2
- от нефтяного сектора 672 113,9 6,6 1 037 942,2 8,1 1 717 153,7 10,8
- от приватизации   госимущества, находящегося  в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей  и обрабатывающей  отраслям экономики 12 563,0 0,1 0,1 0,0    
- от продажи земли государством  в частную собственность (МБ) 3 976,0 0,0 5 407,1 0,0 1 611,1 0,0
10% официальные трансферты в Фонд (РБ) 10 617,2 0,1        
- инвестиционный доход от управления  Фондом 75 035,6 0,7 95 921,0 0,7 -103 420,8 -0,7
- иные поступления и доходы  не запрещенные законодательством   0,9 0,0        
Использование средств Национального фонда 918,9 0,0 259 317,4 2,0 1 075 095,3 6,8
- гарантированный трансферт в  РБ     258 000,0 2,0 461 400,0 2,9
привлечение недоиспользованной         3 521,3 0,0
- расходы, связанные с управлением  Фондом 918,9 0,0 1 317,4 0,0 2 674,0 0,0
Трансферт в соответствии с Указом Президента РК         607 500,0 3,8
ИТОГО средств Национального Фонда  за год 773 387,8 7,6 879 952,9 6,8 540 248,7 3,4
Средства  Национального Фонда на конец  отчетного периода  1 853 398,4 18,1 2 733 351,3 21,3 3 273 600,0 20,6
Источник: www.minfin.kz [8]

Информация о работе Фискальная политика Республики Казахстан