Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:29, реферат
Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.
Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время.
Понятие и задачи фискальной политики государства
Политика формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан
Политика доходов государственного бюджета
Политика затрат государства
Заключение
Список использованной литературы
План:
Понятие
и задачи фискальной
политики государства
Политика
формирования и использования
Национального фонда
Республики Казахстан
Политика
доходов государственного
бюджета
Политика
затрат государства
Заключение
Список
использованной литературы
Понятие
и задачи фискальной
политики государства
Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это - совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики [1].
Фискальная
политика - совокупность финансовых мероприятий
государства по регулированию
Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются[2]:
-устойчивый рост национального дохода,
- умеренные темпы инфляции,
- полная занятость,
- сглаживание циклических колебаний экономики.
С помощью фискальной политики государство непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения.
Такая политика заключается в том, чтобы вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.
Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.
Государственные расходы, во-
Государственные расходы делятся на четыре основных группы[3]:
Расходы
государства в экономику
Государственные доходы - это совокупность денежных отношений по формированию финансовых ресурсов государства путем распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.
Государственные доходы объединены в определенную систему. Основными видами доходов бюджетов являются:
- налоговые доходы (к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РК налоги и сборы, а также пени и штрафы, а именно: НДС, акцизы, ввозные и вывозные таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т. д.);
- неналоговые доходы (к ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РК, органов власти местного самоуправления; и др).
Первой наиболее значимой функцией налогов выступает фискальная функция, посредством которой реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и необходимых для осуществления собственных функций [4].
Рост
налоговых поступлений в
Одной
из приоритетных задач, стоящих перед
Республикой Казахстан, является обеспечение
нового качественного уровня развития
экономики, способной производить конкурентоспособную
продукцию в несырьевых отраслях экономики.
Проводимая государством экономическая
политика направлена на стимулирование
индустриального развития, диверсификацию
экономики, перемещение источника ее роста
в несырьевой сектор[6].
Политика
формирования и использования
Национального фонда
Республики Казахстан
Национальный фонд был создан в 2001 году с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.
С момента создания
В 2006 году Правительством внедрен новый механизм образования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан.
В целях обеспечения оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом был разработан метод сбалансированного бюджета, при котором доходы нефтяного сектора будут полностью направляться в Национальный фонд, а доходная часть республиканского бюджета будет формироваться только за счет ненефтяного сектора.
В соответствии с этим, с 1 июля 2006 года прямые налоги от пятидесяти пяти предприятий нефтяного сектора на сумму 499,5 млрд. тенге поступили в Национальный фонд. За отчетный год, с учетом плановых и сверхплановых поступлений в бюджет до 1 июля 2006 года, в Национальный фонд мобилизовано 688,6 млрд. тенге, при уточненном плане в размере 470,8 млрд. тенге. В свою очередь, при уточнении республиканского бюджета было предусмотрено получение трансфертов из Национального фонда на сумму 76,6 млрд. тенге. За 2006 год трансферты из Национального фонда не поступили в республиканский бюджет, что было обусловлено перевыполнением на 216,1 млрд. тенге поступлений корпоративного подоходного налога. Поступления за использование природных и других ресурсов составили 267,3 млрд. тенге при уточненном прогнозе 140,3 млрд. тенге.
В 2007-2008 годах сохранились высокие цены на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное давление» на экономику. Для обеспечения макроэкономической стабильности, а также накопления средств в период благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен и обеспечения будущих поколений будет продолжено аккумулирование части доходов, получаемых вследствие значительного роста мировых цен на нефть, в Национальном фонде.
Основными источниками формирования Национального фонда являются [7]:
- прямые налоги от нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового конденсата;
- поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
- поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
- инвестиционные доходы от управления Национальным фондом;
- иные поступления и доходы, не запрещенные
законодательством Республики Казахстан.
Таблица
1 – Поступление и использование средств
Национального Фонда РК в период 2006-2009
г.г.
Наименование | 2007 год |
2008 год | 2009 год | |||
млн. тенге | в % к ВВП | млн. тенге | в % к ВВП | млн. тенге | в % к ВВП | |
Поступления в Национальный Фонд | 774 306,7 | 7,6 | 1 139 270,3 | 8,9 | 1 615 344,0 | 10,2 |
- от нефтяного сектора | 672 113,9 | 6,6 | 1 037 942,2 | 8,1 | 1 717 153,7 | 10,8 |
- от приватизации госимущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям экономики | 12 563,0 | 0,1 | 0,1 | 0,0 | ||
- от продажи земли государством в частную собственность (МБ) | 3 976,0 | 0,0 | 5 407,1 | 0,0 | 1 611,1 | 0,0 |
10% официальные трансферты в Фонд (РБ) | 10 617,2 | 0,1 | ||||
-
инвестиционный доход от |
75 035,6 | 0,7 | 95 921,0 | 0,7 | -103 420,8 | -0,7 |
-
иные поступления и доходы
не запрещенные |
0,9 | 0,0 | ||||
Использование средств Национального фонда | 918,9 | 0,0 | 259 317,4 | 2,0 | 1 075 095,3 | 6,8 |
- гарантированный трансферт в РБ | 258 000,0 | 2,0 | 461 400,0 | 2,9 | ||
привлечение недоиспользованной | 3 521,3 | 0,0 | ||||
-
расходы, связанные с |
918,9 | 0,0 | 1 317,4 | 0,0 | 2 674,0 | 0,0 |
Трансферт в соответствии с Указом Президента РК | 607 500,0 | 3,8 | ||||
ИТОГО средств Национального Фонда за год | 773 387,8 | 7,6 | 879 952,9 | 6,8 | 540 248,7 | 3,4 |
Средства Национального Фонда на конец отчетного периода | 1 853 398,4 | 18,1 | 2 733 351,3 | 21,3 | 3 273 600,0 | 20,6 |
Источник: www.minfin.kz [8] |
Информация о работе Фискальная политика Республики Казахстан