Фискальная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:29, реферат

Краткое описание

Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время.

Оглавление

Понятие и задачи фискальной политики государства


Политика формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан


Политика доходов государственного бюджета


Политика затрат государства


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фискальная политика реферат-1.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    Наблюдается рост поступлений социального налога, исполнение которого составило 103,6 %, или в бюджет поступило 180,5 млрд.тенге.

    Увеличение  поступлений по указанным налогам  объясняется снижением уровня безработицы с начала года с 6,4 до 5,7% и уровня скрытой безработицы с 0,7 до 0,4% экономически активного населения.

    Налоги  на международную торговлю и внешние операции поступили в сумме 213,8 млрд.тенге и составили 156,4% к плану. План перевыполнен  за счет поступления экспортной таможенной пошлины на нефть в сумме 41,7 млрд.тенге, введенной с 15 августа и довзысканных таможенных пошлин  на вывозимые товары  в результате  пост-таможенной проверки в сумме 18,7 млрд.тенге. 

    Кроме того, с 1 сентября действует механизм распределения таможенных пошлин на ввозимые товары между странами Таможенного  союза. За сентябрь месяц поступления  составили 24,4 млрд.тенге, из них доля Казахстана 1,1 млрд.тенге,  Российской Федерации - 22,7 млрд.тенге и Республики Беларусь - 0,6 млрд.тенге.   
 
 
 
 

 

Таблица 2  - Доходы государственного бюджета в 2005-2011  годах, в % к ВВП 
 

Наименование 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Утв. бюджет (ЗРК от 2.12.2004г.           №3-III) Уточн. бюджет  (ЗРК от 16.05.2005 г. №49-III) 
 
Утв. бюджет (ЗРК  от 22.11.2005г. №88-III) Уточн. бюджет  (ЗРК от 05.07.2006 г. №159) 
 
Утв. бюджет (ЗРК  от 08.12.2006г. №194-III) Уточненный  бюджет                                            (ЗРК от 05.07.2007г. №273) 
 
Уточненный  бюджет              (ЗРК от 16.10.2007г.           № 954) Утв. бюджет                (ЗРК от 06.12.2007г.               № 8-IV) Уточненный  Респуб-ий бюджет на 2008г.                (ЗРК от 4.06.08 г. № 36-IV) Уточненный  Респуб-ий бюджет на 2008г.                     (ЗРК от 29.10.08г. № 991) Утвержден Законом Республики Казахстан                         "О республиканском бюджете  на 2009-2011 годы" от 04.12.2008г.  № 96-IV
   ПОСТУПЛЕНИЯ 1 140 868 1 245 284 1 491 840 1 533 908 2 011 521 2 098 206 2 273 304 2 694 732 2 729 660 3 337 160 2 860 854 3 198 544 3 477 542
в % к ВВП* 19,5 18,9 18,5 17,6 16,9 16,6 17,1 16,9 17,1 21,0 17,1 17,0 16,5
   ДОХОДЫ 1 128 445 1 230 826 1 468 225 1 510 292 1 958 638 2 045 323 2 220 422 2 687 282 2 722 210 3 329 710 2 845 331 3 184 694 3 455 288
HАЛОГОВЫЕ  ПОСТУПЛЕHИЯ 984 195 1 090 664 1 302 870 1 266 685 1 456 156 1 532 692 1 621 664 2 209 285 2 103 414 2 103 414 1 827 322 1 932 331 2 092 825
Источник: www.minfin.kz

 

    Таким образом, государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. 

   Политика  затрат государства 

    Проводимая  политика затрат направлена на повышение  эффективности и результативности государственных расходов путем проведения ограничительной бюджетной политики, при которой:

      - темпы роста расходов государственного бюджета будут скоррелированы с темпами роста экономики;

      - будет достигнуто снижение ненефтяного дефицита.

    В структуре расходов государственного бюджета приоритетными направлениями являются [17]:

    - развитие здравоохранения и образования;

    -  дальнейшее углубление социальных реформ;

    -  индустриально-инновационное развитие;

    - реализация агроиндустриальной политики;

    - реализация жилищной политики;

    -  стабилизация качества окружающей среды;

    -  развитие транспортно-коммуникационного комплекса;

    -  развитие малого и среднего предпринимательства;

    -  развитие города Астаны.

    Политика  расходов в рамках программ развития направлена на строгое соблюдение положений бюджетного законодательства и повышение эффективности использования государственных инвестиций. Одним из основных критериев фискальной политики государства является дефицит ненефтяного бюджета, поскольку в долгосрочном плане развитие экономики будет определяться несырьевым сектором.   

    Мировой опыт свидетельствует, что в условиях экономического роста целесообразно сокращать ненефтяной дефицит бюджета и размер государственного долга, чтобы избежать «перегрева» экономики, особенно для стран, стремящихся конвертировать часть природных ресурсов в финансовые активы.

 

Таблица 3 - Расходы государственного бюджета в 2005-2011  годах, в % к ВВП 

Наименование 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Утв. бюджет (ЗРК от 2.12.2004г.           №3-III) Уточн. бюджет  (ЗРК от 16.05.2005 г. №49-III) 
 
Утв. бюджет (ЗРК  от 22.11.2005г. №88-III) Уточн. бюджет  (ЗРК от 05.07.2006 г. №159) 
 
Утв. бюджет (ЗРК  от 08.12.2006г. №194-III) Уточненный  бюджет                                            (ЗРК от 05.07.2007г. №273) 
 
Уточненный  бюджет              (ЗРК от 16.10.2007г.           № 954) Утв. бюджет                (ЗРК от 06.12.2007г.               № 8-IV) Уточненный  Респуб-ий бюджет на 2008г.                (ЗРК от 4.06.08 г. № 36-IV) Уточненный Респуб-ий бюджет на 2008г.                     (ЗРК от 29.10.08г. № 991) Утвержден Законом Республики Казахстан                         "О республиканском бюджете  на 2009-2011 годы" от 04.12.2008г.  № 96-IV
  14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
    РАСХОДЫ  1 242 279 1 359 048 1 605 605 1 660 152 2 156 657 2 369 382 2 502 935 2 905 236 3 064 014 3 671 514 3 432 218 3 856 362 3 992 489
в % к ВВП 21,2 20,7 19,9 19,0 18,2 18,7 18,8 18,2 19,2 23,2 20,5 20,5 18,9
Государственные услуги общего характера 69 187 73 695 81 797 81 690 122 196 127 102 122 809 131 191 137 621 134 851 140 175 134 347 148 402
Оборона 69 247 74 441 96 964 97 867 162 708 163 280 160 579 172 283 158 662 160 546 197 688 227 437 252 279
Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 111 690 123 153 140 481 147 245 184 949 190 605 190 483 219 092 218 538 219 090 281 128 305 189 363 338
Образование 63 124 70 660 102 454 102 025 127 420 159 006 158 017 170 350 193 206 188 547 229 988 234 364 227 229
Здравоохранение 55 715 56 807 80 515 81 428 97 207 104 914 103 808 146 728 147 925 116 969 194 901 260 032 241 018
Социальная  помощь и социальное обеспечение  285 330 316 200 388 817 393 020 464 785 464 686 462 903 544 966 569 770 566 400 677 774 813 248 1 019 261
Жилищно-коммунальное хозяйство 77 617 82 617 80 465 89 215 86 044 96 159 117 684 133 398 128 008 130 748 115 704 96 087 21 733
Культура, спорт и информационное пространство 25 663 27 824 37 282 41 171 52 139 67 790 66 765 80 325 82 216 89 534 120 911 92 109 50 513
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 27 736 29 874 28 936 31 085 69 945 84 411 83 969 49 849 68 451 66 689 70 033 99 737 73 257
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 87 846 88 588 99 864 99 231 116 834 123 766 121 122 134 982 151 436 150 087 177 785 198 669 208 352
Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность 1 269 1 280 6 461 6 461 4 963 5 690 5 563 1 017 3 010 3 007 14 747 10 175 6 798
Транспорт и коммуникации 98 753 101 684 127 478 137 934 181 314 237 904 235 411 198 165 241 332 243 953 232 551 303 330 262 893
Прочие 88 601 135 464 137 456 159 776 256 614 314 532 447 267 426 823 457 060 1 094 316 370 879 353 334 302 163
Обслуживание  долга 34 591 30 076 32 868 28 237 36 747 36 747 33 765 47 002 57 711 57 711 81 024 82 949 101 864
Трансферты 145 910 146 685 163 767 163 767 192 791 192 791 192 791 449 066 449 066 449 066 526 927 645 354 713 388
      Источник: www.minfin.kz
 
 
 

 

    В 2005 году затраты республиканского бюджета составили 1 537,7 млрд. тенге и исполнены на 128,5% к уточненному бюджету, что было обусловлено внесением постановлениями Правительства Республики Казахстан изменений в показатели уточненного на год бюджета по одиннадцати функциональным группам. Таким образом, затраты увеличены по десяти функциональным группам на суммы в пределах от 50,0 млн. тенге до 354,4 млрд. тенге [18].

    Общая сумма расходов республиканского бюджета с учетом средств, направленных на погашение правительственного долга, согласно экономической классификации расходов бюджета за 2005 год, составила 1 883,1 млрд. тенге и по сравнению с 2004 годом увеличилась на 66,3%. Их доля к ВВП в 2005 году составила 25,3% против 19,3% в 2004 году.

    В структуре расходов республиканского бюджета за 2005 год доля затрат на заработную плату составила 5,1%, а  удельный вес социальных выплат, пенсий, пособий и стипендий – 16,7%. Затраты  на приобретение товаров, услуг и работ составили 201,5 млрд. тенге или 10,7% расходов республиканского бюджета. В отчетном году из республиканского бюджета направлены средства в сумме 102,1 млрд. тенге на приобретение финансовых активов, а также официальные трансферты другим уровням государственного управления на сумму 271,7 млрд. тенге. На обслуживание и погашение долга по внешним и внутренним займам использованы средства республиканского бюджета в сумме 213,2 млрд. тенге. При этом увеличение затрат на приобретение финансовых активов, на обслуживание и погашение внутреннего долга в определенной степени повлияло на рост уровня инфляции в республике.

    Несмотря  на проведение ограничительной политики в области расходов, учитываются такие факторы как полное финансовое обеспечение расходных обязательств государства, необходимость решения задач по обеспечению государством базовых услуг надлежащего качества, сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов в пользу наиболее социально незащищенных категорий населения, снижение уровня бедности, улучшение качества жизни.

    Затраты республиканского бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю [19].

    Затраты республиканского бюджета в 2007 году исполнены на сумму 2 068,3 млрд тенге, или на 105,7% к утвержденному и 98,7% к уточненному показателю. По сравнению с 2006 годом произошло сокращение затрат бюджета по отношению к ВВП с 16,5% до 16,3% [20].

    Из  года в год растет объем финансовой помощи регионам в виде целевых трансфертов. В 2007 году из республиканского бюджета выделены целевые трансферты местным бюджетам в сумме 494,7 млрд.тенге, что больше по сравнению с 2006 годом на 237,6 млрд. тенге [21].

    Расходы республиканского бюджета 2008 года составили 3823,3 млрд. тенге, или исполнены на 99,7 процента, из них затраты - 2703,6 млрд. тенге, бюджетные кредиты - 55,4 млрд. тенге, приобретение активов - 899,4 млрд. тенге и погашение займов - 164,9 млрд. тенге.

    При уточнении республиканского бюджета  произошел рост расходов почти по всем функциональным группам. Из них в 3 раза возросли расходы в промышленности, архитектурной и строительной деятельности, по прочим направлениям - в 2,6 раза, одновременно сократились расходы здравоохранения на 20,3% и жилищно-коммунального хозяйства - на 2 процента.

    Уточнение и корректировка бюджета предполагались без сокращения расходов по социальному блоку. Тем не менее, по итогам 2008 года расходы на здравоохранение сокращены на 29,6 млрд. тенге, ЖКХ - на 2,7 млрд. тенге.

    Однако, при корректировке бюджета расходы  на оборону по сравнению с утвержденным назначением, наоборот, увеличились на 2,1% и составили 175,7 млрд. тенге. Высокий рост расходов по инвестиционным проектам и программам связан с выделением средств на стабилизацию экономики и финансовой системы.

    Затраты в 2009 отчетном году превысили показатель 2008 года на 15,4%, или 415 млрд.тенге, 2007 года - на 50%, или 1 050 млрд.тенге [22].

    На  реализацию 587 бюджетных программ по разделу «Затраты» выделено 3 178 млрд.тенге, освоено 3 118,6 млрд.тенге, или 98,2% к утвержденному и 98,1% - к скорректированному республиканскому бюджету.

    Корректировка бюджета, осуществленная Правительством, в конце отчетного периода привела к значительным отклонениям скорректированного плана от уточненного внутри функциональных групп. В результате увеличены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (31,3%), транспорт и коммуникации (24,7%), образование, культуру и спорт (11,6%). В целом при уточнении и корректировке общие затраты республиканского бюджета увеличены на 0,1%, или 2,7 млрд.тенге за счет оптимизации затрат по десяти функциональным группам.

Информация о работе Фискальная политика Республики Казахстан