Фискальная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:29, реферат

Краткое описание

Фискальная политика строится на использовании двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время.

Оглавление

Понятие и задачи фискальной политики государства


Политика формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан


Политика доходов государственного бюджета


Политика затрат государства


Заключение


Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

фискальная политика реферат-1.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
 

    Как видим из данных таблицы 1, средства Национального фонда Республики увеличились с 773 387,8 млн тенге в 2007 году до 879 952,9 млн тенге в 2008 году. Поступления составили в 2007 году 774 306,7 млн тенге, увеличившись в 2008 году до 1 139 270,3 млн тенге. Использование средств Фонда так же  увеличилось: 918,9 млн тенге в 2007 году и 259 317,4 млн тенге в 2008 году. В 2009 году поступление и использование средств Фонда - в размере 1 615 344,0 млн тенге и 1 075 095,3 млн тенге соответственно [9].

    В 2008 и 2009 годах по поручению Главы  государства для финансового  обеспечения первоочередных мер  Программы стабилизации экономики  и финансовой системы выделены в виде целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан десять миллиардов долларов США. Эти средства предполагается инвестировать по четырем направлениям: в стабилизацию финансовой системы, поддержание жилищного строительства, поддержку малого и среднего бизнеса и продолжение реализации программы индустриально-инновационного развития Казахстана. Привлечение целевого трансферта в таком объеме окажет влияние на снижение общего объема накоплений фонда в долях от ВВП с 21,3 % в 2007 году до 16,3 % к ВВП в 2010 году.

    В 2009 году поступления в Национальный фонд (за исключением инвестиционного дохода) составили 7,2 % к ВВП и в 2010 году – 6,5 % к ВВП [10]. 

    

 

Рисунок 1 - Динамика активов Национального фонда Республики Казахстан, % к ВВП 

    Таким образом, формирование и использование  активов Национального Фонда  определяется с учетом конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально – экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической  и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач этого фонда. В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального Фонда в действующей практике  используется метод сбалансированного бюджета, при котором все поступления от  нефтяных доходов полностью направляются в этот фонд,  а доходная часть республиканского бюджета будет формироваться только за счет ненефтяного сектора.

    Следовательно, Национальный Фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и их доходность в долгосрочной перспективе при умеренном риске. Стабилизационная функция предназначена для поддержания уровня ликвидности его активов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
 
 
 

     Политика  доходов государственного бюджета

    Государственная политика доходов является составной  частью  социальной политики и направлена на решение двух главных  задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения [11].

    Поступления в республиканский бюджет за 2005 год составили 1 746,3 млрд. тенге или 140,2% к уточненному бюджету. Резкое увеличение поступлений бюджета было обусловлено тем, что в отчетном году и плановые, и сверхплановые поступления от организаций сырьевого сектора были включены в республиканский бюджет. В структуре доходов республиканского бюджета значительную долю занимают налоговые поступления, которые за отчетный период составили 1 561,9 млрд. тенге или 143,2% к уточненному бюджету [12].

    Корпоративного  подоходного налога (КПН) в 2005 году поступило в сумме 834 332,3 млн. тенге или 162,0% к уточненному показателю. При этом от организаций сырьевого сектора КПН поступило в сумме 369 817,2 млн. тенге или 44,3% от общей суммы данного налога. По сравнению с 2004 годом поступления корпоративного подоходного налога в 2005 году увеличились в 2,2 раза, в том числе от организаций сырьевого сектора – в 6 раз.

    Поступление налога на добавленную стоимость (НДС) в республиканский бюджет составило 343 925,7 млн. тенге или 117,5% к уточненному бюджету. Поступление средств за использование природных и других ресурсов за отчетный год составило 304 214,5 млн. тенге или 145,4% от уточненного показателя. Несмотря на перевыполнение по данному доходному источнику, исполнение по роялти составило 88,7% или 108 452,9 млн. тенге, по рентному налогу на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат - 53% или 939,9 млн. тенге, соответственно.

    Согласно  уточненному бюджету, доходы республиканского бюджета на 2006 год были установлены в размере 1 510,3 млрд. тенге. Уточненный и скорректированный показатели по налоговым поступлениям республиканского бюджета за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге [13].

    Перевыполнение  плана налоговых поступлений  обеспечено, в основном, за счет корпоративного подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в 1,4 раза) и поступлений за использование природных и других ресурсов – на 127,0 млрд. тенге (в 1,9 раза).

    В 2006 году налоговые поступления в  республиканский бюджет возросли по сравнению с 2005 годом на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых поступлений наиболее высокие темпы роста приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).

    Корпоративного  подоходного налога (КПН) в 2006 году поступило 776,6 млрд. тенге, или 118,6% к уточненному показателю. При этом от организаций сырьевого сектора КПН поступило 172,9 млрд. тенге, или 22,3% от общей суммы данного вида налога. По состоянию на 1 января 2007 года, сумма КПН от организаций сырьевого сектора, поступившая в Национальный фонд, составила 376,4 млрд. тенге.

    Поступления по налогу на добавленную стоимость (НДС) в республиканский бюджет составили 489,6 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличились на 42,4 процента.

    При уточненном годовом плане поступлений  за использование природных и других ресурсов в размере 140,3 млрд. тенге фактическое поступление составило 267,4 млрд. тенге, или 190,5%, в том числе от организаций сырьевого сектора – 386,0%, от других плательщиков – 143,0 процента.

    Исполнение  доходов республиканского бюджета в 2007 году составило 2 221,5 млрд. тенге, или 17,5% к ВВП против 18,1% в 2006 году. ПО налоговым поступлениям республиканский бюджет исполнен на сумму 1 626,8 млрд тенге, или 111,7% к утвержденному и 100,3% к уточненному годовому показателю. При этом доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета уменьшилась с 90,3% в 2006 году до 73,2% в 2007 году, что в основном связано с изменением концепции формирования Национального фонда РК [14].

    Наиболее  крупными источниками доходов республиканского бюджета, как и в предыдущие годы, являлись КПН – 758,3 млрд тенге (46,6% налоговых поступлений) и НДС – 629,3 млрд тенге (38,7%), которые в сумме с налогами на международную торговлю и внешние операции (150,3 млрд тенге) составили в 2007 году 94,5% от общей суммы налоговых поступлений.

    Поступление доходов в республиканский бюджет за 2008 год на сумму 3 317,6 млрд. тенге обеспечено за счет налогов - на 2 071,4 млрд. тенге (62,4%), неналоговых поступлений - на 72,8 млрд. тенге (2,2%), доходов от продажи основного капитала - на 8,6 млрд. тенге (0,3%), поступлений трансфертов – на 1 164,8 млрд. тенге (35,1%).

    В абсолютном выражении в 2008 году по сравнению  с 2007 годом доходы республиканского бюджета возросли на 1 096,1 млрд. тенге, или на 49,3 процента. Основным фактором роста стало увеличение поступлений трансфертов в 2,8 раза, тогда как налоговые поступления увеличились всего на 27,3 процента.

    В целом, план по налоговым поступлениям исполнен на 98,5%, несмотря на снижение первоначально утвержденного планового показателя на 4,8 процента.

    Не  исполнены планы по налогу на добавленную  стоимость (НДС) на 14,6% (109,4 млрд. тенге), корпоративному подоходному налогу (КПН) – на 2,5% (23,8 млрд. тенге) и акцизам - на 12,8% (3,1 млрд. тенге). Исполнение плана по НДС на товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Казахстана составило 56,2%, в республиканский бюджет поступило 96,3 млрд. тенге.

    Фактические поступления за использование природных  и других ресурсов составили 56,5 млрд. тенге (103,8%), при этом планы исполнены по налогу на сверхприбыль - 98,2%, бонусам - 61,5% и плате за пользование судоходными водными путями - 75,9 процента. В 2008 году таможенные платежи и налоги, администрируемые таможенными органами, составили 939,6 млрд. тенге (106,1%). Рост их поступлений по сравнению с 2007 годом составил 47,6%. При этом без учета поступлений таможенных пошлин от вывоза нефти сумма таможенных платежей и налогов составила 643,5 млрд. тенге, что лишь на 1,1% больше поступлений 2007 года.

    Формирование доходной части республиканского бюджета в 2009 году происходило в условиях спада в стране деловой и потребительской активности. Кроме того, 2009 год стал первым годом реализации норм нового Налогового кодекса, в соответствии с которым ставки основных видов налогов были снижены [15].

    Уточненный  бюджет по доходам исполнен на 100,4%. Не выполнен прогноз по поступлениям от продажи основного капитала (83,1%) и поступлениям трансфертов (93,6%).

    Снижение  поступления доходов республиканского бюджета в 2009 году по сравнению с предыдущим годом составило 538,4 млрд.тенге, или 16,2%. Основным фактором спада стало уменьшение на 620,4 млрд.тенге, или на 30% объема собираемых налогов, на что в определенной степени повлияло уменьшение их ставок. В частности, из-за снижения ставки корпоративного подоходного налога (далее – КПН) с 30% до 20% в бюджет поступило КПН на 177,9 млрд.тенге меньше, налога на добавленную стоимость (НДС) с 13% до 12% - 43 млрд.тенге. Отмена в январе 2009 года ставки таможенной пошлины на вывозимую с территории Казахстана сырую нефть привела к снижению поступлений пошлины на 257 млрд.тенге.

    Прогнозные  показатели по налоговым поступлениям исполнены на 105,0%, в основном за счет уточнения в сторону снижения первоначально утвержденного планового показателя. Одной из существенных проблем в налоговом администрировании является рост количества плательщиков, не уплачивающих КПН в связи с убыточностью либо отсутствием результатов финансово-хозяйственной деятельности. Их удельный вес в общем количестве зарегистрированных плательщиков КПН при сдаче деклараций в 2007 году составил 72%, в 2008 году - 74%, в 2009 году – 74,6%. Остается низким уровень взыскания в бюджет налогов, доначисленных налоговыми органами. За 2009 год в результате документальных налоговых проверок по КПН доначислено 253,7 млрд.тенге, из них в бюджет взыскано лишь 2,9%.

    Поступление НДС на произведенные товары, выполненные  работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в 1,8 раза превысило  плановый показатель, в республиканский бюджет перечислено 71,4 млрд.тенге. В 2009 отчетном году поступления таможенных платежей и налогов, администрируемых таможенными органами, составили 575,4 млрд.тенге (105,5%) и по сравнению с 2008 годом сократились на 38,8%. Существенное влияние оказали отмена экспортной пошлины на сырую нефть, уменьшение на 1% ставки НДС, снижение объема импорта товаров на 25%.

    За 9 месяцев 2010 года в государственный бюджет поступило 2 995,6 млрд.тенге, или 97,8 % к плану на отчетный период, расходы составили 3 443,1 млрд.тенге или 95,2 % к плану по платежам на отчетный период [16]. 

    Налоговые поступления  за 9 месяцев текущего 2010 года составили 1 970,5 млрд.тенге или 109,2% к плану с превышением на 166,8 млрд.тенге. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличение составило 406,5 млрд.тенге.

    По  корпоративному подоходному налогу исполнение плана 100%, наблюдается положительная  динамика по поступлениям: за  июль – сентябрь 2010 года поступило 156,4 млрд.тенге, тогда как за соответствующий период прошлого года – 86,3 млрд.тенге, т.е. рост составил 81,2%, что является положительным показателем развития экономики страны в текущем году.

    Налог на добавленную стоимость поступил в сумме 479,8 млрд.тенге, или 111,6% к плану, в том числе НДС на товары внутреннего производства исполнен на 165,2%, НДС на импортируемые товары – на 93,9%. На перевыполнение плана НДС на товары внутреннего производства в значительной мере повлияло замедление темпов возврата НДС из бюджета. 

    План  по индивидуальному подоходному налогу исполнен на 103,4 %. По индивидуальному подоходному налогу  поступил разовый платеж в сумме 1,4 млрд.тенге по имущественному доходу, полученному физическим лицом.

Информация о работе Фискальная политика Республики Казахстан