Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

сновной целью исследования стало выявление влияния внешнеторговой политики на потоки товаров, сырья и капитала. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятие, сущность, основные направления и основные инструменты внешнеторговой политики;
- показать влияние внешнеторговой политики на поток товаров, сырья и капитала;
- определить направление развития внешнеторговой политики Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

курсовая МАКРО1.docx

— 90.94 Кб (Скачать)

 Поэтому  Казахстан пока еще находится  в статусе наблюдателя ВТО,  куда он вступил еще в 1992 году при ГАТТ.

В эпоху  глобализации и либерализации мировой  торговли вступление Казахстана в ВТО  признается как неизбежность и главный  инструмент развития внешней торговли. ВТО охватывает более 90% мирового товарооборота, куда входит 153 государств-членов.

Ныне  для вступления в ВТО в республике созданы определенные предпосылки:

  • достигнут необходимый уровень открытости экономики с минимальным вмешательством государства;
  • более 80% собственности является частной;
  • достигнута устойчивость обменного курса национальной валюты;
  • практически достигнута либерализованность внешней торговли.

Вхождение в ВТО влечет за собой распространение  режима благоприятствования на всем торговом пространстве стран-членов организации. В ВТО действуют два главных  принципа торгового функционирования. Во-первых, на внутреннем рынке страны доминирует так называемый национальный режим, суть которого заключается в  обеспечении равных условий для  отечественных и импортных товаров. Во-вторых, на внешних рынках действует  режим наибольшего благоприятствования, по сути обеспечивающий «зеленый свет»  на иностранные рынки товаром  государств-членов ВТО.

При вступлении Казахстана в ВТО возникает ряд  проблем.

Во-первых, товарная структура внешней торговли республики неблагоприятна, т.к. Казахстан  экспортирует в основном сырье. Известно, что на сырьевые товары устанавливаются низкие тарифы, на промежуточные – средние, а на готовую продукцию – высокие. Ныне некоторые предполагаемые позиции вхождения в ВТО не устраивают как Казахстан, так и ВТО. В практике вступления в ВТО для новых стран сложились два статуса: первый – статус развивающихся стран и второй – статус режима переходного периода. Для Казахстана выгоден статус развивающихся стран, т.к. при этом сохраняется большая самостоятельность в регулировании внешней торговли. Во-вторых, республика в настоящее время проводит политику импортозамещения, а это не устраивает всех участников ВТО.

В-третьих, в республике в целях поддержания  отечественного бизнеса ставки налогообложения  достаточно низкие и импортный товар, который неизбежно хлынет на рынки  Казахстана после вступления в ВТО, окажется более конкурентоспособным, чем местный. А это грозит потерей  отечественного рынка.

  Вступление  Казахстана в ВТО преследует  цель создания благоприятных  условий для устойчивого экономического  роста за счет осуществления  внешней торговли и коренной  перестройке внутренних условий  производства товаров и услуг  в соответствии с правилами,  нормами, механизмами, принятыми  в ВТО. 

В рамках ВТО Казахстану предстоит решить посредством новой торговой политики, следующие основные задачи:

  • предотвращение дискриминации казахстанского экспорта;
  • укрепление международного имиджа как страны с открытой рыночной экономикой, принимающей правила и принципы цивилизованной международной торговли;
  • развитие региональных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и СНГ;
  • продвижение к созданию реального Таможенного Союза и единого рынка. Активное противодействие применению специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле;
  • разработка и реализация действенных мер по стимулированию экспорта, в том числе за счет страхования рисков при осуществлении экспортных операций.

Решение этих задач мерами и механизмами  ВТО особенно актуально при переходе к росту экспорта готовой продукции, т.к. мировой рынок перенасыщен  и развивается в условиях жесткой  конкуренции. В настоящее время  Казахстан торгует со 135 странами из 153 стран-членов ВТО. Членство в ВТО содействует распространению в промышленности современных технологий и методов организации производства, развитию конкуренции на внутреннем рынке и повышению конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках, увеличению притока иностранных инвестиций, в которых остро нуждается обрабатывающая промышленность, особенно предприятия инновационного направления. Следует отметить, что Казахстану необходимо синхронизировать вступление в ВТО с Россией, т.к. она является его основным торговым партнером.

Основными экспортными отраслями являются топливно-энергетический, металлургический и агропромышленный комплексы. Главными потребителями казахстанской продукции  в 2003 году являлись Россия, Бермудские острова, Италия, Китай, Швейцария. Импортерами  машин и оборудования и других товаров являлись Россия, Германия, Китай, Великобритания, Турция.

По данным Агентства РК по статистике, внешнеторговый оборот страны в 2003 году составил более 21,2 млрд. долларов США, из них экспорт  – 12,9 млрд. дол., импорт – более 8,3 млрд. дол.

Структура внешнеторговой деятельности не претерпела значительных изменений, сохраняется зависимость от мировых  цен и внешних заимствований, что неизбежно приводит к новым вызовам для казахстанской экономики, переживающей нелучшие времена.

При этом, по мнению академика Российской Академии наук, известного экономиста Абел Аганбегяна, большая часть доходов, полученных за счет роста цен на международных рынках, идет на оплату внешнего долга. «Вам деньги дают под очень высокие проценты, и вы его платите, а куда деться? И поэтому долг не снижается, вы просто свое богатство вывозите своим кредиторам», - считает академик.

Между тем, Правительство Казахстана рапортовало о росте внешнеторгового  оборота Казахстана в 2010 году, который  был достигнут в основном за счет благоприятной внешнеторговой конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов и металлов.

Так, по информации Министерства экономического развития и торговли, внешнеторговый оборот в 2010 году вырос на 13,5 процента и составил 81,3 миллиарда долларов. В то же время, по информации Агентства  по статистике РК, цены только на экспортируемые товары за 2010 год выросли на 22, 3 %, а на импортируемые – на 11, 0%.

Таможенный союз, помимо положительных  результатов, выраженных в росте  налоговых поступлений и сборов таможенных пошлин, принес много разочарований  как для населения в виде роста цен на товары первой необходимости, так и для представителей малого и среднего бизнеса (Интервью с вице-президентом НАП, Тимуром Назхановым на стр. 13), которые в условиях недостатка информации и государственной поддержки,

столкнулись с экспансией более  мощных и конкурентоспособных российских компаний. По мнению Геннадия Шестакова.

Председателя правления Казахстанской  ассоциации таможенных брокеров, с  началом работы Таможенного союза  значительно усложнились таможенные процедуры [9 c. 225].

В данных условиях очень важно понимать что же делается правительством Казахстана для поддержки отечественных производителей и экспортеров, как строится государственная внешнеторговая политика, которая призвана защищать интересы республики в новых условиях Таможенного союза и перспективе вступления Казахстана в ВТО как сделать отечественный бизнес более конкурентоспособным (статья «Система менеджмента качества в Казахстане или почему количество не перерастает в качество»

 

2.2 Влияние внешнеторговой политики

 

Надо признать, что ТС стал продолжением реализации идеи евразийского союза, которую  выдвинул президент Казахстана более  пятнадцати лет назад. Главы государств Таможенного союза на неформальном саммите в Алма-Ате 18 декабря 2009 года утвердили план создания единого  экономического пространства с общим  рынком товаров, капиталов, рабочей  силы и услуг. Мировой финансовый кризис, последствия которого ощутили  на себе экономики всех без исключения государств, дал возможность ускорить решение интеграционных задач. И  здесь можно ожидать, что ближайшие  два года будут временем масштабного  прорыва.

В марте 1994 года президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев  в стенах Московского государственного университета впервые выдвинул идею о создании Евразийского союза. Сегодня  она нашла реальное воплощение и  начинает реализовываться. 27 ноября 2009 года в Минске лидеры трех государств – Белоруссии, Казахстана и России – подписали ряд документов, которые  дают старт практической реализации Таможенного союза с 1 января 2010 года.

С этой даты в странах Таможенного  союза вводится в действие Единый таможенный тариф и единая система  нетарифного регулирования, а полномочия по его формированию делегируются решением глав трех государств наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. В компетенцию комиссии входит регулирование  внешней торговли Таможенного союза  посредством применения мер таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования, мер  технического, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля и других, которые обязательны к исполнению во всех государствах – членах Таможенного союза.

Кроме того, с 1 июля 2010 года начнет действовать  Таможенный кодекс Таможенного союза  и функционировать единая таможенная территория трех государств. Это означает, что со второй половины следующего года будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между  нашими странами. Товары, в первую очередь  казахстанского, белорусского и российского  производства, начнут перемещаться свободно в том смысле, что не будут обременяться сборами и таможенными пошлинами.

В Таможенном союзе вводится единая система таможенного администрирования  на основе Таможенного кодекса Таможенного  союза, которая позволит сократить  транзитные издержки производителей товаров, увеличить объемы взаимной торговли, повысить конкурентоспособность товаров  и национальных экономик в целом. Интеграционные процессы положительно повлияют на инновационный потенциал  наших государств, увеличится приток иностранных инвестиций. Вместе с  тем формирование Таможенного союза - сложный, многоплановый процесс, требующий  усиления координации и взаимодействия таможенных, налоговых, транспортных и  других ведомств стран-участниц.

Устранение таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет  способствовать экономическому росту  стран Таможенного союза. В частности, по мнению экспертов, в странах, создающих Таможенный союз, экономический рост к 2015 году обеспечит дополнительный прирост ВВП государств -– членов Таможенного союза на 15–18%. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, ожидается, что чистый прирост экономической активности за счет создания Таможенного союза к 2015 году может составить не менее $400 млрд. Кроме того, создание Таможенного союза будет дополнительным конкурентным преимуществом для Белоруссии, Казахстана и России.

Таким образом, расчеты наглядно демонстрируют, что интеграционный эффект позволяет  преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста.

Мировая история подтверждает, что  интеграционные экономические объединения  всегда выгодны. Сегодня в мире существует порядка 50 интеграционных союзов. В  зависимости от складывающейся политической обстановки такие союзы формируются  на разных принципах. В XIII веке существовал  Большой Ганзейский торговый союз, в который входили древнерусские  города Великий Новгород и Псков. В ХIХ веке посредством таможенного союза канцлером Бисмарком фактически была создана Германия.

Процесс создания европейского Таможенного  союза начался с подписания в 1957 году договора о ЕС, который обязал постепенно отменять таможенные пошлины  и сборы, имеющие равнозначный эффект. После 1968 года начался процесс постепенной  отмены таможенного контроля на границах между государствами-членами ЕС, который завершился к 1993 году. В целом  на построение Таможенного союза  у Европы ушло почти 40 лет.

Формирование Таможенного союза  государств-участников ЕврАзЭС происходит в сжатые сроки. Белоруссия, Казахстан  и Россия прошли путь становления  Таможенного союза за 15 лет, а  правовую базу сформировали всего за два года вопреки мнениям скептиков, которые, ссылаясь на европейский опыт, предрекали евразийским процессам  протяженность в несколько десятилетий.

На сегодня подписано 77 документов по формированию правовой базы Таможенного  союза, в том числе 42 международных  договора, из которых 19 уже ратифицированы сторонами, 14 из них вступили в силу. Также принято 40 решений Межгоссовета на уровне глав государств и глав правительств. Следует отметить, что принятие в  сжатые сроки такого количества значимых документов произошло только благодаря  политической воле глав государств и  практической деятельности правительств трех стран.

Особенно важным для государств-членов Евразийского экономического сообщества и интеграционного процесса был 2009 год. Мировой финансовый кризис, последствия которого ощутили на себе экономики всех без исключения государств сообщества, дал возможность  ускорить решение интеграционных задач. Более того, можно с уверенностью сказать, что сам факт создания интеграционного  объединения в форме Таможенного  союза – мощная антикризисная  мера. Полагаю, что ближайшие два  года будут временем масштабного  прорыва Таможенного союза.

На сегодня в рамках трех государств – Белоруссии, Казахстана и России – приняты международные договоры, определяющие органы управления Таможенным союзом, механизм присоединения к  нему других государств, создание единой таможенной территории.

В договоре о создании единой таможенной территории закреплена решимость сторон с момента создания единой таможенной территории отказаться во взаимной торговле от таможенных пошлин, количественных ограничений и эквивалентных им мер, за исключением защитных, антидемпинговых и компенсационных. Договором исключается возможность введения в торговле с третьей стороной таможенного режима более благоприятного, чем тот, что будет сформирован между странами – членами Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года, с введением в  действие Таможенного кодекса Таможенного союза, заработала новая система таможенного регулирования. В частности, отменяется таможенный контроль на российско-белорусской границе и в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками Таможенного союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении товаров третьих стран.

Информация о работе Влияние внешнеторговой политики Республики Казахстан на потоки товаров сырья и капиталла